Блокада Ленинграда – очень драматичный эпизод не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Один из самых крупных городов мира, российское «окно в Европу», нацистские идеологи из этой самой Европы хотели стереть с лица земли. Испытания, которые выпали на долю жителей «северной столицы», были крайне тяжелыми. 872 дня у города фактически не было нормального транспортного сообщения с остальной страной, в городе царил голод. Более 600 тысяч жителей Ленинграда умерли от недоедания и болезней, почти 17 тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и авиационных налетах.
332059 воинов Красной армии сложили головы, защищая Ленинград и пытаясь прорвать его блокаду, еще 111142 пропали без вести. Известно немало примеров стойкости, мужества и героизма наших бойцов, сражавшихся в тех местах. Мы в своих рассказах уже писали о воинах с Алтая, отличившихся в тех боях – красноармейцах Петре Васильевиче Зяблицком и Николае Петровиче Тырышкине, младшем сержанте Тимофее Сатлаевиче Шабуракове. Сегодня мы расскажем о лейтенанте Александре Петровиче Стрельникове, который осенью 1942 года командовал взводом 2-го отдельного зенитно-пулеметного батальона 67-й армии.
Он родился в Улале в 1921 году, в 18 лет из Ойрот-Туры был призван в армию (напомним, до 1932 года нынешний Горно-Алтайск назывался Улалой, а затем до 1948-го Ойрот-Турой). В документах указано, что в 1939-м Александр Петрович принимал участие в «польской» операции, потом был участником «зимней войны» между СССР и Финляндией. С самых первых дней вторжения Германии в Советский Союз с оружием в руках защищал свою Родину от нацистов в подразделениях противовоздушной обороны.
26-27 сентября 1942 года войска Ленинградского фронта предприняли очередную попытку форсировать Неву и соединиться с Волховским фронтом. При поддержке более 250 орудий и более 100 самолетов наши бойцы захватили плацдармы у Московской Дубровки, а к концу дня на левый берег удалось переправить части двух стрелковых дивизий и стрелковой бригады, 281 миномет, 28 орудий и 12 танков.
Взвод лейтенанта Стрельникова организовал противовоздушную оборону переправы. «В результате огня его взвода из первой же группы бомбардировщиков Ю-88 один самолет был подбит, и в дальнейшем авиация противника над переправой не появлялась ниже 2000 метров, — отмечается в наградном листе. – Несмотря на полученную контузию не ушел с поля боя, а продолжал руководить боем, в результате переправа была прикрыта от авиации противника». За участие в этом сражении Стрельникова и его зенитчиков наградили медалями «За боевые заслуги».
Как пишут военные историки, в те дни врагу пришлось вести бои на двух противоположных направлениях — против частей Ленинградского фронта, форсировавших Неву, и против войск Волховского фронта в районе Синявина. Контратаки врага достигли цели, над подразделениями Красной армии нависла угроза окружения, и 27 сентября Волховский фронт начал отвод войск из-под Синявина. Прорвать блокадное кольцо нашим войскам удалось еще очень не скоро – 27 января 1944 года.
Все это время зенитчики стояли на страже ленинградского неба, уничтожив в общей сложности свыше 1560 самолетов противника, трех полков пехоты, около сотни танков, 260 артиллерийских и минометных батарей.