В начале октября 1944 года советские войска стремительно продвигались к Риге, чтобы отрезать группу армий «Север» от других воинских соединений вермахта. Уже к 10 октября сформировался так называемый Курляндский котел, в который попали внушительные остатки армии «Север», а в середине месяца столица Латвии была освобождена от нацистов.
В Курляндском котле среди прочих подразделений гитлеровских войск оказались и латышские дивизии СС. Современные западные историки утверждают, что дивизии формировались путем принудительной мобилизации, и добровольцев в них почти не было, а Комиссия по расследованию военных преступлений при Национальном архиве США даже специально заявила, что «прибалтийские войска СС не представляли собой враждебного движения». Имея «индульгенции» от столь «внушительных» заокеанских экспертов, Латвия без зазрения совести 16 марта отмечает День памяти латышских легионеров. Ежегодно в Риге проходит торжественное шествие ветеранов СС. Власти страны утверждают, что легионеры не были военными преступниками, они лишь пытались защитить свою родину от восстановления сталинского режима.
Ну что ж, оставим эти оценки на совести тех, кто их делает. Видимо, обязательным условием борьбы со сталинизмом был, например, геноцид евреев, в котором активно и с энтузиазмом участвовали латышские легионеры во главе с печально известным Виктором Арайсом; уничтожение белорусских деревень и их жителей в рамках спецоперации «Зимнее волшебство»; регулярные «поставки» детей в концлагерь Саласпилс…
Латышские легионеры отличались особенной жестокостью к пленным. Каждый советский солдат, оказавшийся в их руках, не избегал изощренных пыток и редко оставался живым. Выкалывание глаз, ломание костей, выбивание зубов, выжигание звезд на лбу и груди, изнасилования и отрезание частей тела – типичный набор пыток, которые «принудительно мобилизованные» легионеры использовали в отношении своих жертв.
В конце сентября 1944 года одна из латышских дивизий СС – 19-я ваффен-гренадерская – удерживала Сигулдскую оборонительную линию в Моренской волости. Непрерывные бои длились здесь несколько суток и стали самыми ожесточенными сражениями Рижской наступательной операции. Прорвать Сигулдскую оборонительную линию удалось лишь 6 октября.
Одним из тех, кто отличился в этих сражениях, был стрелок 7-й стрелковой роты 3-го батальона 111-го стрелкового полка 55-й стрелковой дивизии ефрейтор Андрей Андрианович Гераськин. Ему было 18 лет, на фронт он ушел поздней осенью 1943-го из своего родного села Турочак Ойротской автономной области (нынешняя Республика Алтай). Как говорится в документах, в боях с 28 сентября по 10 октября 1944 года на подступах к Риге проявил себя храбрым и мужественным воином, являющимся образцом для других бойцов. Особенно он отличился 6 октября, когда огнем из своей винтовки уничтожил двух легионеров. За участие в прорыве оборонительной линии Андрея Андриановича наградили медалью «За отвагу».
В тех местах, где в начале октября 1944 года сражался ефрейтор Гераськин, сложили головы 2736 советских воинов, еще 9576 человек были ранены. Над братским воинским захоронением, которое возникло здесь вскоре после войны, в советские годы шефствовали колхоз «Драудзиба» и местная восьмилетняя школа. В наши дни состояние памятных плит неудовлетворительное, надписи на них читаются с трудом.
Неподалеку от мемориала недавно построили еще один памятник. Нет, не этим солдатам, которые ценой своих жизней боролись с нацизмом. Памятник этот — латышским легионерам СС.
Слава героям!!!