5 октября 1944 года войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов начали Мемельскую наступательную операцию, которая преследовала цель отсечь немецкую группу армий «Север» от Восточной Пруссии. Эта операция была для вермахта совершенно неожиданной. Немцы ожидали, что Красная армия продолжит удар на рижском направлении, в связи с чем в первый же день Мемельской операции они потеряли инициативу и в беспорядке отступали.
В наступлении среди других участвовала 67-я гвардейская стрелковая дивизия, которая в ночь на 5 сентября сосредоточилась в районе литовских поселков Жиляй, Рексчай и Смурги на восточном берегу реки Вента. «Берега реки Вента высокие и обрывистые, особенно на западном берегу. Кроме того, на западном берегу имеются господствующие высоты, что дает противнику преимущество в наблюдении. По обе стороны реки на 500 м местность открытая с незначительным кустарником. Лес в районе Жиляй позволял скрытное сосредоточение всех родов войск. На стороне противника лес в районе западнее Чуйни также позволял скрытное сосредоточение родов войск и скрытный подход резервов в период боя. Дороги в полосе наступления проходимы для всех видов транспорта, и только в лесу во время дождя становятся труднопроходимыми для автотранспорта и артиллерии. Местность с обоих сторон позволяет применение танков и самоходных орудий», — так описывали обстановку в журнале боевых действий.
Точных данных о силах противника, сосредоточенного на противоположном берегу Венты, у командования 67-й дивизии не было. Наша же дивизия к началу наступления имела три стрелковых полка, 18 стрелковых рот. Общая численность дивизии — 5560 человек, в том числе «активных штыков» — 1611.
В ночь на 5 октября разведчики вели наблюдение за передним краем обороны противника и захватили двух пленных из 5-й роты 1115-го пехотного полка 551-й дивизии вермахта. «Языки» заявили, что их подразделению не известно о предстоящем наступлении советских войск.
С рассветом артиллерия начала занимать позиции и вести пристрелку переднего края обороны и огневых позиций противника, выявленных в ходе ночной разведки. В 11:00 был дан сигнал о начале артподготовки. «Мгновенно у траншей противника земля вздыбилась от разрывов, весь передний край заволокло дымом. Артподготовка продолжалась 30 минут. В момент переноса артогня в глубину, пехота поднялась в атаку. Рывком преодолев водный рубеж гвардейцы ворвались в траншеи противника. Почти ни одному немцу не удалось уйти от штыка и меткой пули гвардейцев. Противник начал отход на запад, оказывая сопротивление отрядами заграждения», — так описывают начало наступления в журнале боевых действий 67-й гвардейской дивизии.
В этом сражении среди других славных наших воинов отличился заместитель командира 76-миллиметровой дивизионной пушки 201-го полка Иван Степанович Сафронов из алтайского села Майма. «5.10.44 при прорыве вражеской обороны наводчик орудия Сафронов первыми 5 снарядами уничтожил блиндаж, в котором находилось 4 немца, кроме этого уничтожил 2 пулеметных точки с прислугой», — отмечается в наградном листе. За участие в этом бою 18-летнего Ивана Степановича наградили Орденом Славы III степени.
Его дивизия в первый же день Мемельской операции продвинулась вперед на 8 километров, и с каждым днем развивала успех. Уже к 10 октября немцы были «отрезаны» от Восточной Пруссии. В результате между вражескими группировками в Восточной Пруссии и в Курляндии образовалась полоса советской обороны шириной до 50 километров, преодолеть которую противник уже никогда не смог. К 22 октября от врага была очищена большая часть северного берега реки Неман. В результате Мемельской операции было достигнуто продвижение до 150 км, от нацистов освободили более 35 тыс. населенных пунктов.