В общей сложности более 20 месяцев осаждали советские войска позиции нацистов на Киришском плацдарме под Ленинградом. Плацдарм этот позволял нацистам контролировать Октябрьскую железную дорогу, тем самым обеспечивал транспортную блокаду северной столицы.
Несколько лет наши войска пытались отбросить фашистов от берегов реки Волхов и ликвидировать этот плацдарм, однако в полном объеме задача была выполнена только осенью 1943 года.
«Плацдарм был как заноза в теле нашей обороны — мощно оборудованный, обнесенный колючей проволокой, с заминированными подступами, где каждый метр был пристрелян и при необходимости получал мощную артиллерийскую обработку с другого берега, — вспоминал уже после войны один из советских военнослужащих Андрей Евгеньевич Сафронов. – Наша позиция была невыгодной: неглубокие траншеи, отрытые среди болот, постоянно заливались водой. Единственный сухой путь к передовой — железнодорожная насыпь. Но ее держали под постоянным контролем вражеские снайперы и наблюдатели, замаскировавшиеся в хаосе балок и ферм взорванного моста через Волхов. Ровная и чистая луговина с реденькими кустами была нейтральной полосой. Много раз поднималась в наступление пехота и отходила, неся большие потери».
Осенью 1943 года вермахт стал постепенно отводить войска от Ленинграда, в том числе и с Киришского плацдарма. Отступление было не беспорядочным, к нему хорошо готовились. В частности, в районе Кириши были построены оборонительные позиции протяженностью 14,5 км, где располагались 192 ДОТа, было установлено 8 тысяч мин. Мосты, дороги, колодцы были подготовлены к уничтожению. Для командования Красной армии отвод немецких войск стал неожиданностью, к преследованию врага наши части были не подготовлены, поэтому первое время удары по немецкой линии обороны вслед отступающим фашистам особенного успеха не имели – мешала та самая хорошо укрепленная линия обороны. Одним из тех, кто ее взламывал, был ефрейтор Дей Михайлович Нохрин, ушедший на фронт в конце 1941 года из Ойротии (современная Республика Алтай). Он служил в 5-м армейском отдельном заградительном отряде 54-й армии, и 3 октября первым ворвался в оборонительные порядки противника в районе деревни Дубовик, уничтожил противотанковыми гранатами один ДЗОТ, из автомата расстрелял 11 фашистов, одного нациста взял в плен. В этом бою он был ранен, однако продолжал вести огонь по неприятелю до тех пор, пока задача по созданию бреши в линии обороны не была выполнена.
Приказом командования за мужество и отвагу был награжден Орденом Красной Звезды. После войны Дей Михайлович вернулся на Алтай, жил в Майминском районе. В 1985-м, в ознаменование 40-летия Победы, был награжден Орденом Отечественной войны I степени.
… К исходу войны поселок Кириши был полностью разрушен, здесь не осталось ни одного здания, жителей тоже не осталось – они либо погибли, либо уехали отсюда. Поселок восстанавливать не стали, и долгие годы здесь было безлюдно. Ожили эти места лишь в 1960-е годы, когда здесь решили построить нефтеперерабатывающий завод, и стройка эта была объявлена всесоюзной, ударной и комсомольской. Сейчас в городе проживают около 50 тыс. человек.
В окрестных лесах до сих пор работают поисковики, которые ежегодно находят немало останков бойцов Красной армии, павших в боях за Киришский плацдарм.