Ело – легендарное алтайское село, один из центров народной культуры и традиций. В этих местах появились на свет немало выдающихся личностей, в разные годы прославивших свою малую родину самоотверженным трудом, достижениями в сфере культуры и политики, ратными подвигами. В цикле рассказов «Алтайские герои» нам уже доводилось писать о подвигах Танзы Кармакова, Ильи Садовича Маркитанова, Ивана Бухтуновича Петишева. Сегодня речь пойдет о Тахтубае Санашкине, который ушел на войну ранней весной 1942 года, когда ему было 28 лет.
Сначала призывников направили в Бийск, а оттуда по железной дороге до Перми, где формировалась 127-я отдельная стрелковая бригада. К 4 мая шестью эшелонами бригада была доставлена на станцию Валдай в распоряжение Северо-Западного фронта. В Валдае бригаду вооружили, и дальше бойцы пешком в течение семи суток вместе со всем вооружением и обозом прошли около 200 километров до деревни Ершино Старорусского района Новгородской области. Броски осуществлялись по ночам, чтобы противник с воздуха не заметил движение колонн.
К 24 мая бригада заняла оборону восточного берега реки Ловать у поселков Ершино, Плешаково, Гонцы. В этих местах вермахт пытался не допустить смыкания советских войск в районе Рамушево, что привело бы к окружению немецких частей, оказавшихся в Демянском котле. Нацисты на протяжении всего 1942 года пытались оттеснить части Красной армии с севера и юга, расширить коридор и в конце концов выровнять линию фронта, ликвидировав демянский выступ.
В конце мая 1942 года советское командование решило провести локальную операцию с целью прорвать оборону противника. Для этой операции предполагалось использовать несколько соединений, в том числе 127-ю бригаду. 5 июня войска начали наступление. В первом эшелоне в наступление шел 1-й стрелковый батальон, в котором и нес службу красноармеец Санашкин. Наступление было столь стремительным, что немцы в панике начали беспорядочно отступать. Однако вскоре на наши войска обрушился ураганный минометный и артиллерийский огонь, в небе появилась авиация противника. В результате тяжелейшего боя нашим частям удалось несколько улучшить свои позиции, однако в полном объеме выполнить задачу не получилось. По линии Александровка — Присморжье бригада заняла оборону и держала ее несколько месяцев, ежедневно отражая контратаки неприятеля.
У советского поэта Михаила Матусовского есть строки, хорошо отражающие ситуацию того периода:
Здесь из всех щелей и нор автоматы бьют в упор.
Сам не знаю, кем он назван: «Рамушевский коридор».
Ни тропинок, ни дорог, мир взведенный, как курок.
Здесь прострелян каждый камень, каждый куст и бугорок.
Здесь наш быт похож на бред. Здесь с ума нас сводит свет
от прибитых прямо к небу ослепительных ракет.
Смерть в тебя вперяет взор сквозь оптический прибор.
Сколько нам он стоил жизней – Рамушевский коридор…
В октябре бригаду перебросили на помощь 370-й стрелковой дивизии в район села Курляндское с задачей не допустить продвижение противника. Планы вермахта удалось сорвать ценой 132 убитых и 476 раненых бойцов Красной армии. В этих боях первое ранение получил и Тахтубай Санашкин – осколок попал ему в ногу. Еще одно ранение стрелок из алтайского села Ело получил в феврале 1943 года, когда бригада пыталась выбить врага из окрестностей деревень Заднее Поле, Горки, Конечек, Солобско, Устрики. В том бою полегли 1616 наших воинов, а ранены были 2029 военнослужащих. Подлечившись в госпитале, стрелок Санашкин вернулся в строй, но ненадолго – в апреле он вновь был ранен. Летом он вместе со своими однополчанами сражался около Старой Руссы. В один из августовских дней его батальон первым шел в атаку. Враг открыл по наступающим артиллерийский и минометный огонь, вызвал авиацию. Осколок немецкой авиабомбы попал в Санашкина и раздробил ему левый плечевой сустав.
Ранение было тяжелым, он на несколько месяцев угодил на больничную койку, а потом, судя по всему, был демобилизован.
75 лет назад, 2 октября 1943 года, командующий Северо-Западным фронтом генерал-полковник Павел Алексеевич Курочкин издал приказ о награждении Тахтубая Санашкина Орденом Красной Звезды.
…Демянский котел оттягивал на себя значительные ресурсы группы армий «Север», и в итоге вермахт не мог сосредоточить крупные силы для взятия Ленинграда. Бои под Демянском завершились в феврале 1943 года, когда немцы были вынуждены уйти в связи с общей неблагоприятной для них ситуацией на восточном фронте.
Все же приятно читать о подвигах земляков. Спасибо НГА!