Строительство переправ через водные преграды во время вооруженных конфликтов ведут преимущественно наступающие части. Отступающие войска обычно взрывали за собой мосты или минировали их, чтобы затруднить противнику преследование. Кроме того, при форсировании рек было необходимо наладить переправу войск и техники сразу на нескольких участках.
При крупных войсковых соединениях еще с петровских времен были специальные подразделения, занимающиеся наведением переправ. Несмотря на то, что непосредственно в боевых действиях с оружием в руках понтонёрам участвовать почти не приходилось, работа их была трудна и очень опасна. Трудиться им приходилось порой в очень тяжелых условиях – по нескольку часов в холодной воде под прицельным обстрелом противника, который, само собой, всячески хотел усложнить задачу по наведению переправы.
Ярким примером самоотверженности понтонёров являются подвиги Ильи Тимофеевича Осипова, который служил в 134-м отдельном мотострелковом понтонно-мостовом батальоне 6-й понтонно-мостовой бригады. В августе-сентябре 1943 года батальон в составе 1-го Украинского фронта преследовал отступающего врага, гнал его за Днепр.
Во многом скорость продвижения наших войск, так удивившая командование вермахта, достигалась за счет своевременного строительства понтонных мостов. 21-летний Илья Тимофеевич подходил к своей работе с пылом, умением, находчивостью и отвагой.
Например, 27 августа при строительстве моста через реку Ворксла под тяжелые танки в районе Ахтырки, находясь в течение десяти (!!!) часов в воде, он выполнял самые ответственные и сложные работы. Несмотря на регулярные налеты вражеской авиации, задача была выполнена досрочно. На следующий день, 28 августа, в районе Журавное – Буймеровка Илья Тимофеевич возглавил группу бойцов, которая на протяжении двух суток устанавливала опоры в воде, и задача в очередной раз была выполнена досрочно. «Своей находчивостью, смелостью и отвагой не раз обеспечивал досрочное выполнение боевых заданий по строительству переправ», — отмечало командование, награждая Осипова медалью «За отвагу».
25 сентября, уже на берегах Днепра, батальону приказали построить пристань для переправы танков и артиллерии на правый берег реки. Понтонёр Осипов первым бросился в холодную воду и, работая в ней свыше 2,5 часов, установил под водой основание пристани. При этом противник вел по месту работ сильный пулеметный и минометный огонь.
29 сентября 134-й понтонно-мостовой батальон должен был восстановить работу паромной переправы между селами Козинцы и Зарубенцы (сейчас этих сел нет; здесь расположено Каневское водохранилище, возникшее при строительстве гидроэлектростанции). 30-тонный паром затонул из-за повреждения, причиненного авиабомбой. Илья Тимофеевич добровольно вызвался провести работы под водой на глубине двух метров. «В холодной воде в течение трех с половиной часов, пользуясь противогазом и выведенной на воздух гофрированной трубкой, соединенной из нескольких трубок, разболтил под водой на глубине двух метров 12 стрингерных и 8 зажимных болтов, что позволило вовремя ликвидировать аварию и восстановить паром. Работая гребцом в расчете парома, не взирая на ожесточенный огонь противника, проявил образцы мужества и отваги, добившись переправы 15 рейсов в сутки», — сказано в наградном листе.
В октябре за самоотверженный труд при форсировании Днепра командование наградило его Орденом Красной Звезды. О бесстрашном понтонёре доложили «наверх», и в итоге 26 октября 1943 года Илью Тимофеевича представили к званию Героя Советского Союза. Указ о его награждении Орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» был издан 10 января 1944 года.
Доподлинно неизвестно, дожил ли Илья Тимофеевич до этого дня. Он числится пропавшим без вести с января 1944 года. В 1960 году его судьбу пытался установить Турочакский райвоенкомат Горно-Алтайской автономной области, откуда Осипов в декабре 1941-го ушел на фронт. Однако попытки эти оказались безуспешными. Родители его умерли еще в 20-х годах в Старобардинском районе Алтайского края, он рос вместе со старшим братом Григорием Тимофеевичем. До войны они проживали в Турочаке. Григорий Тимофеевич был призван на фронт чуть раньше младшего брата и переписку с ним не вел. Опрошенные односельчане и соседи также сказали, что никакой связи с Ильей Тимофеевичем не поддерживали с момента его призыва. В архивах Минобороны документов 134-го отдельного мотострелкового понтонно-мостового батальона не сохранилось.
В общем, точно установить судьбу Героя Советского Союза Ильи Тимофеевича Осипова вряд ли возможно. Скорее всего, он погиб поздней осенью 1943 года на Украине, под ураганным огнем противника возводя очередную переправу…
Низкий поклон Илье Тимофеевичу Осипову ,а кто-то после его смерти придумал «аукционы»