Отличился, сражаясь в рядах штрафной роты

Отличился, сражаясь в рядах штрафной роты

15 марта 2019 года, 9:47
2

Гизела Маус (урожденная Блок) была еще ребенком, когда началась Вторая мировая война. Вплоть до 1944 года ее семья без особенных забот жила в Восточной Пруссии, в небольшом поселке Гросс-Клингбек, занималась сельским хозяйством. Когда Красная Армия стала теснить нацистов в Прибалтике, жители Гросс-Клингбека все чаще стали задумываться об эвакуации.

Семья Гизелы Маус на ферме в Гросс-Клингбеке, начало 1940-х годов. Фото: Spiegel Online.

Для этого было необходимо получить разрешение военных, они же таких разрешений не давали, утверждая, что русских вот-вот отбросят назад. Тех, кто настаивал на эвакуации, объявляли паникерами и привлекали к ответственности, а самовольно покинувших место жительства казнили. «Их вешали прямо вдоль дороги», — вспоминает Гизела Маус. Мимо этих повешенных беглецов-«паникеров» двигалась повозка с ее семьей, когда им наконец-то 14 марта 1945 года разрешили покинуть село. 15 марта в результате боев Гросс-Клингбек был уничтожен…

Открытка с видами Гросс-Клингбека, начало 1940-х годов. Фото: Pörschken.de.

«Сжимая кольцо окружения восточно-прусской группировки противника, наступающие части фронта с упорными боями в условиях плохой видимости, исключающей применение авиации, продвинулись до 5 километров и овладели 40 населенными пунктами, в том числе крупными: Коббельбуде, Барзен, Штобекен, Золлекен, Первильтен, Патранкен, Гросс-Клингбекк, Бладиау, Хермсдорф, Айзенберг, — сказано в журнале боевых действий 3-го Белорусского фронта в записи за 15 марта 1945 года. – По предварительным данным, войсками фронта уничтожены свыше 6100 солдат и офицеров противника, 32 миномета, 188 пулеметов, захвачено 666 пленных, шесть танков и самоходных орудий, 51 орудие, 32 миномета, 128 пулеметов и 40 автомашин».

Шел третий день операции по уничтожению восточно-прусской группировки противника юго-западнее Кенигсберга, в которой участвовали семь общевойсковых и две воздушных армии. В частности, 5-я армия наступала по направлению к городку Людвигсорт. На пути к нему нашим войскам предстояло преодолеть крупный узел обороны противника в селе Гросс-Клингбек (в процитированном выше документе его называют Гросс-Клингбекком).

Действия 3-го Белорусского фронта по уничтожению восточно-прусской группировки противника. Иллюстрация: «Память народа».

«Противник вел упорные оборонительные бои за удержание своих позиций, в течение дня препятствовал продвижению наших наступающих войск сильным огнем всех видов оружия и настойчивыми контратаками пехоты с танками и самоходными орудиями. По показаниям пленных, отмечается усиленное свертывание спецчастей противника и направление их личного состава в пехоту, — написано в журнале боевых действий. — 5-я армия в упорных боях сломила сопротивление противника на участке автострады Фришинг, Конрадсвальде и овладела населенными пунктами Барзен, Штобекен, Первильтен, Патранкен, Варгиттен, полностью очистила от противника Гросс-Клингбекк и лес Гроссер-Клингбеккер-Вальд, продвинувшись на 6 км на правом фланге и до 2-х км на левом».

Гросс-Клингбек на штабной карте 1944 года. Восточнее поселка обозначен лесной массив, известный сейчас как Звонкий лес. Иллюстрация: «Память народа».

Сейчас территория, на которой велись эти сражения, является частью Калининградской области России. Людвигсорт называется Ладушкиным – в честь уроженца Алтайского края, героя Советского Союза Ивана Мартыновича Ладушкина, погибшего в этих местах 16 марта 1945 года. Там, где раньше располагались Барзен, Штобекен, Первильтен, Патранкен, Варгиттен, сейчас находятся населенные пункты Косатухино, Мушкино, Октябрьское, Медовое и Пролетарское.

На месте поселка Гросс-Клингбек сейчас действует полигон «Берлинка», здесь собираются любители военизированных игр типа страйкбола. Сохранился лес, который в 40-е годы носил название Гроссер-Клингбекер-Вальд. Сейчас он называется Звонким лесом, здесь, как и в былые годы, любят отдыхать местные жители, они отправляются сюда по грибы, на пикники, пробежки и прогулки.

Звонкий лес, наши дни. Фото: Дмитрий Петухов.

15 марта 1945 года этот лес стал местом ожесточенных сражений между наступающей Красной Армией и подразделениями нацистов. Непосредственно для зачистки леса были отправлены 129-я и 236-я отдельные штрафные роты и две роты 618-го стрелкового полка 215-й стрелковой дивизии. В ходе боевых действий в Звонком лесу погибли 48 и получили ранения 143 человека.

Звонкий лес, наши дни. Фото: Николай Погодин.

Для штрафников ранение нередко было основанием последующего перевода в «нормальные» воинские части, способом реабилитации и освобождения от наказания. «Смыл вину кровью», — распространенное выражение, применяемое как раз к этой ситуации.

О советских штрафниках ходит много легенд. Говорят, что немцы очень боялись идущих в бой штрафников, орущих матом, бесстрашных и жестоких воинов. Однако, как вспоминают фронтовики, штрафники бывали разные и вели себя по-разному. Бывали смелые и храбрые, а бывали и те, что в первые минуты атаки устраивали самострел.

Контингент тоже был очень разным. В штрафные подразделения попадали как за общеуголовные преступления (кражи, изнасилования, драки и убийства), так и за воинские провинности – паникерство, трусость, невыполнение приказов командования, оскорбление начальствующего состава и т. д.

Сейчас уже и не узнаешь, почему 18-летний Михаил Николаевич Бугаев из села Камлак Шебалинского аймака Ойротской автономной области оказался в 234-й отдельной штрафной роте. В наградном листе говорится, в действующей армии он находился с 19 февраля 1945 года, то есть к моменту описываемых нами событий прослужил меньше месяца.

Штрафная рота наступает. Фото: Государственный архив РФ.

Как бы то ни было, 15 марта в ходе зачистки Звонкого леса он показал себя храбрым и мужественным солдатом. «При очищении леса Клингбекер-Вальд, что в 500 метрах северо-восточнее господского двора Гросс-Клингбек на территории Восточной Пруссии, тов. Бугаев одним из первых двигался в боевых порядках взвода в условиях лесного боя, ведя огонь на ходу, умело применяясь к местности. Первым вышел на опушку леса и взял в плен двух немецких солдат. В этом бою он был ранен и эвакуирован в медсанбат для лечения», — сказано в наградном листе.

В результате боев у Гросс-Клингбека, к исходу дня 15 марта части 215-й дивизии вышли к деревне Лаукиттен (ныне – село Большедорожное) и захватили ее.

Михаила Николаевича Бугаева наградили медалью «За отвагу». Установить его дальнейший боевой путь по документам не удалось. Известно, что через сорок лет после Победы Михаила Николаевича наградили Орденом Отечественной войны I степени.

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

2 комментариев

  1. Зачем вообще тут втиснуто повествование о семьи Гизелы Маус, надергали с инета ассоциации связанные с географической местностью.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...