К приходу «большой воды» готовятся в Горном Алтае

К приходу «большой воды» готовятся в Горном Алтае

3 апреля 2017 года, 11:51
3

Три года назад Республика Алтай пережила сильнейшее за последние десятилетия наводнение. Тогда на вторую волну паводка наложились проливные дожди. В итоге было затоплено более тысячи домов, было разрушено более двух сотен километров дорог, 235 мостов. В этом году Росгидромет уже пообещал россиянам сильнейшее за столетие половодье. Горный Алтая попал в число регионов, где ситуация обещает быть достаточно сложной. Это связано и с аномально снежной зимой, и с ранним потеплением. А если в конце мая вновь пойдут проливный дожди, ситуация усугубится.

Сейчас местные жители вспоминают события 2014 года и готовятся к новому паводку, надеясь, что повторения того разрушительного наводнения все же не будет. Корреспондент «Новостей Горного Алтая» побывал в Майминском сельскохозяйственном техникуме, где год от года разворачивают пункт временного размещения для людей, которых приходится эвакуировать. В 2014 году он принял в общей сложности почти 250 человек.

Принимать временных постояльцев здесь готовятся каждую весну, независимо от прогнозов. И редкий год, рассказывают работники, сюда никого не привозят.

Остров Южный, 2016 год

«На Южном, например, топит почти что каждый год, по несколько семей оттуда постоянно живут у нас. Правда, в 2016-м не было никого, но это скорее исключение. Но вот что вам хочу сказать, я здесь четыре десятка лет отработала, а такого ужаса, как в 2014-м, не припомню. И дай Бог, чтобы такого больше не повторилось», — говорит заведующая общежитием Вера Авинова.

Как это начиналось

Три года назад события стали стремительно разворачиваться ночью. Первых эвакуированных везли из Кызыл-Озека, где, как рассказывали сами люди, прорвало Куташскую дамбу. Потом повезли людей со стороны Маймы и близлежащих поселков – Карлушка, Рыбалка, Дубровка и другие.

Наводнение 2014-го года. Фото: Анна Ковшарь

Спасатели, которые привозили перепуганных людей, многих – без верхней одежды и даже каких-либо документов, рассказывали, что упрашивали их уезжать до последнего. Большинство упирались, надеясь на то, что вода перестанет прибывать, что прекратится дождь. Боялись и мародеров несмотря на то, что дома, жильцы которых согласились на эвакуацию, круглосуточно охраняли и полицейские и специально созданные дружины.

В техникуме два общежития. Сначала эвакуированных размещали в одно, потом – во второе. Ситуация осложнялась тем, что здесь же жили ученики, их пришлось потеснить, чтобы освободить побольше места.

«Наши ребята очень нам помогали, буквально волонтерами были. Вот был у нас пожилой мужчина без ног, они ему все время еду из столовой носили. И вообще ни в чем не отказывали. Без них было бы намного тяжелее», — рассказала воспитатель Вера Поливцева.

И заведующая, и воспитатель, и коменданты первые несколько суток буквально жили на работе, пытаясь хоть как-то помочь людям, которых настигло такое горе.

«Мы вместе с ними плакали. И сейчас, как вспомню, сердце разрывается, и слезы не удержать. Это же надо, все, что наживали годами, потерять за часы. Жертв не было, это очень хорошо, но дома, имущество, скотина, огороды, это ведь пропало все», — говорит заведующая.

Психологи и претензии

В ПВР постоянно дежурил медик – в рабочие часы местный фельдшер, а после – медики из районной больницы. Некоторым приходилось вызывать «скорую». Много работы было у психологов, требовались психологи и самим работникам, которые принимали беды чужих по сути людей близко к сердцу.

«Была и агрессия, конечно, претензии. Некоторые ждали особых условий, а когда видели, что их здесь нет, сердились, высказывали. Но ведь это в первую очередь общежитие для учеников, откуда здесь взяться чему-то другому», — рассказала воспитатель.

Между тем, людям стремились создать все условия. В столовой, где организовали трехразовое питание, в промежутках можно было получить чай и что-нибудь перекусить, а после окончания рабочего дня повар не отправлялся домой, ведь зачастую новых (и при этом голодных) людей привозили поздно вечером, ночью.

«Конечно, нам бы посуды одноразовой, потому что столовая находится в соседнем здании, а посуду оттуда брать нельзя, а люди часто хотят перекусить что-то и у себя. У нас здесь были столы с печеньем, другими продуктами. Люди приносили и вещи, и еду, и другое необходимое. Но вот для большего удобства, конечно, и чайники бы семьям в комнаты», — говорит Поливцева.

Она рассказала, что душевые в общежитии есть, но горячая вода при таком количестве проживающих кончается быстро. «Их бы в бани свозить вымыться по-человечески, сауны бы те же предоставили, до прибыли ли, когда такое горе у людей. Вот занялся бы этим кто-нибудь», — добавила она.

Работники колледжа благодарны предпринимателям Тыщенко, которые сразу же предоставили постельное белье, одеяла, матрасы, не требуя денег вперед. И простые люди везли и в ПВР, и в пункты сбора помощи все необходимое, включая и памперсы для малышей, и игрушки, и одежду, и обувь и многое другое.

Примем всех

Последние жильцы из ПВР в 2014 году съехали уже в июле. При этом многие ехали не в свои дома, которые еще нужно было просушивать и делать ремонт, а к знакомым, родственникам. Часть людей говорила, что собирается строить новые дома – и подальше от рек и любых водоемов, чтобы если бедствие вдруг повторится, то уже не с ними.

«Это же кошмар, видеть, как твой дом наполняется водой, плавает мебель, уносит вещи, заборы, дрова, как огороды смывает, а ты просто ничего сделать не можешь, и только плачешь от бессилья. Никто не захочет такое даже вспоминать, но и забыть не получится», — рассказывают работники пункта временного размещения.

Сейчас в техникуме подготовка, как и в предыдущие годы, уже идет. Тот опыт многому научил людей, но каждый из них надеется, что повторять и вспоминать его не придется.

«Разместим-то мы всех, кого потребуется, если кто не войдет, перераспределять в другие ПВР будем, реестр у нас есть, транспорт тоже будет. Другое дело, мы просто надеемся, что и в этом году все обойдется. Люди очень боятся», — вздыхает заведующая Вера Авинова.

Тем временем в регионе проверяют готовность пунктов временного размещения к предстоящему весеннему паводку. В муниципалитетах уже создано 109 таких пунктов, они могут вместить более 15,6 тысячи человек. Пункты временного размещения организуют на базе школ, клубов, детских садов или других учреждений, где есть возможность организовать комфортные условия для населения, чтобы переждать наводнение.

В материале использованы фотографии с рабочего визита в Республику Алтай заместителя полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе Александра Бутина, проверившего ход подготовки сил и средств региона к предстоящему паводку.

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

3 комментариев

  1. Не будет в мае дождя не будет и наводнения. Снег уже почти стаял в низовьях. Грязи уже нет. Луж тоже. Земля талая . все быстро уходит в землю

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...