Мы часто повторяем фразу про то, как «история повторяется», но далеко не всегда осознаём истинный смысл этого выражения. Международный общественник Вячеслав Моше Кантор является противником того, чтобы самые страшные страницы истории повторялись в настоящем и будущем, а потому именно делу сохранения исторической памяти посвятил очень значительную часть своей экспертной и общественной деятельности. Имея за спиной богатый опыт работы президентом Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), а также в других еврейских нерелигиозных организациях как в России, так и за её пределами, Кантор особенно пристальное внимание всегда уделял истории Второй мировой войны и Холокоста – истории, которая, по мнению Моше Кантора, может и должна служить уроком для будущих поколений. И уж точно – не повторяться.
События последних нескольких лет лишь добавили актуальности этой теме, убеждён Вячеслав Кантор. Очень тесно оказалась эта тема связана и с другой сферой, глубоко беспокоящей Кантора – нетерпимостью и ростом её проявлений по всему миру. Любые формы ксенофобии, антисемитизма, расизма, ненависти – всё это деструктивная для любого общества сила, уверен Вячеслав Моше Кантор, а для современного глобального общества и вовсе одна из самых серьёзных экзистенциальных угроз. Если же отметить напрашивающиеся сами собой параллели между происходящим сегодня и тем, что происходило в первой половине XX века, то поводов для беспокойства ещё прибавится…
Почему мы забываем?
Историческая память и вопросы её сохранения традиционно поднимаются в дни чествования тех или иных событий, трагедий или годовщин. В общем деле сохранения этой самой памяти это оказывается очень полезным – чем шире проходит дискуссия, тем выше вероятность того, что тема хотя бы на какое-то время вновь попадёт в список актуальных.
Вячеслав Моше Кантор в своём выступлении к Дню памяти и скорби в 2016 году как раз поднял проблему не только памяти о прошлом, но и того, как её утрата может негативно сказаться на настоящем и будущем. В частности, говоря о нацистской идеологии и её угрозе, Моше Кантор напомнил, что не только еврейское население было объектом ненависти нацистов, но и множество других народов и групп людей – в частности, все те люди, что жили на землях, которые нацисты приписали себе как собственное «жизненное пространство на Востоке». Холокост, Аушвиц, Бабий Яр – всё это важнейшие уроки о разрушительности ненависти, о том, как она может распространяться на всё большее и большее количество людей. Однако, констатировал Вячеслав Кантор, именно эти уроки в последние годы оказываются если не позабыты, то нередко искажены или выхолощены до сухого изложения в исторических книгах и учебниках. То, что суть этих уроков уже не усваивается, Вячеслав Кантор наблюдает по самому факту того, насколько размытым стало само понятие Холокоста. С точки зрения истории, он завершился не так давно, однако по всему миру, особенно среди молодёжи, всё чаще встречаются те, кто либо отрицает сам факт геноцида, либо оперируют искажёнными данными, не имея подлинных исторических знаний.
Совпадение ли, что параллельно с этими тенденциями в Европе очевидно наметилась и другая – тенденция на возрождение и всё большую популярность неонацистских идеологий и взглядов, на радикализацию как политики, так и информационного пространства, на рост поддержки радикальных и даже экстремистских сил и идей? Вячеслав Моше Кантор считает, что совпадения нет никакого – всё это звенья одной цепи. Не помня, к какой страшной войне ненависть уже однажды привела, новые поколения вновь и вновь рискуют пройти тот же путь.
Для Вячеслава Моше Кантора тема нетерпимости и её роста в обществе является одной из главных в его работе, особенно же остро эксперт реагирует на самые негативные её проявления – от антисемитских и ксенофобских преступлений до полноценных терактов. С этой точки зрения Моше Кантор не может не осуждать со всей горячностью те попытки оправдать нацистские преступления или действия пособников нацизма, которые уже предпринимаются в отдельных странах. Кантор отмечает как ожидаемое и то, что политики, допускающие подобные поползновения к переписыванию истории, и в собственной риторике нередко прибегают к идеям и заявлениям, созвучным с идеями тех же нацистов.
Использование таких грязных методов, как оправдание нацистских преступников, коллаборантов и их преступлений, в политике Вячеслав Кантор считает не просто недопустимым, но и опасным для самого общества, а тех, кто это делает, называет теми же пособниками нацизма. В информационном пространстве этому не должно быть места, уверен Моше Кантор, но в Европе подобный запрет невозможен зачастую из-за тех юридических лакун и лазеек, которые сопутствуют принципам «свободы слова» и которыми с радостью пользуются носители радикальных идеологий. Пользуясь «свободами» в собственных интересах, они отказывают в том же самом тем, кто становится мишенью их ненависти, подчёркивал Вячеслав Кантор.
«Толерантность» для Европы действительно была и остаётся краеугольным камнем ценностной картины и нормативной базы всего социума, отмечал Моше Кантор. Другое дело, что само понятие «толерантности» — как и многое другое, связанное с ценностями – сегодня стало таким размытым и аморфным, что мало что собой представляет. Толерантность не должна равняться пассивности и невмешательству, она не должна допускать всё без исключений, твёрдо уверен Вячеслав Моше Кантор и именно с этой позиции настаивает на том, что у толерантности должны быть границы. В частности, границы эти должны распространяться на то, что напрямую угрожает людям – не только их жизни, но и нормальной атмосфере и стабильности общества, в котором они живут, их нормам и законам. Разжигание ненависти, агрессия и подстрекательства – лишь немногое из того, в отношении чего не должно проявляться терпимости, уверен Вячеслав Кантор. А ответственность за высказывания и действия подобного рода должны быть одинаковы как для простых людей, так и для политиков и общественников самого высокого ранга. Без этого ненависть постепенно будет превращаться как раз в некую вариацию нормы и закрепится в обществе как что-то повседневное, допустимое, а значит – нормальное.
Один из уроков Второй мировой и Холокоста, по мнению Вячеслава Кантора, заключается как раз в том, что отсутствие реакции на явные бесчеловечные нарушения – это путь к тому, что у зла будут развязаны руки. Зарождение нацистской идеологии в своё время не вызвало достойного и твёрдого ответа у остальной Европы – и результатом этого стала война, унёсшая сотни миллионов жизней. Ненависть необходимо пресекать в самом зародыше, уверен Вячеслав Кантор – только тогда можно уберечь людей и глобальное общество от катастрофических последствий.
Перед лицом угрозы
Речь Вячеслава Кантора не зря имела особенно большое значение именно в 2016 году – Европа в тт год переживала очередную серию крупных терравкутов, где жертвами стали жители нескольких крупных городов в разных странах. По словам Вячеслава Кантора, в корне подобных нападений так или иначе оказывается как раз проблема отсутствия достаточно жёсткой реакции на насилие на почве нетерпимости, особенно тогда, когда в Европе проблема эта встала особенно остро из-за кризиса, связанного с мигрантами. Кризис этот привёл к взрывному росту нетерпимых настроений в самых разных странах Европы, и власти оказались к этому не готовы, не смогли интегрировать мигрантов в нормальную жизнь внутри страны и не наладили диалога и мирного сосуществования между людьми разных наций, культур и религий, считал Вячеслав Кантор.
Под вопросом оказалась и безопасность людей, ведь чем больше местным жителям говорили о необходимости толерантности к прибывшим, тем активнее теми же миграционными коридорами, что и простые беженцев, пользовались радикально настроенные экстремисты, а террористы планировали свои атаки и набирали новых сторонников своей человеконенавистнической идеологии. Жертвами в результате стали все, кто просто оказался рядом, и это ожидаемо, когда речь заходит о нетерпимости, уверен Вячеслав Моше Кантор. Враг терроризма – это человечество и цивилизация в целом, и ни религия, ни нация в конце концов не играют роли, как бы ни старались идеологи терроризма придумать «значение» своим преступлениям. Уверен Моше Кантор и в том, что перед подобной глобальной угрозой человечество тоже должно выступить единым фронтом.
Неразборчивость в выборе жертв, когда дело касается террористов, подтвердилась и терактами в Европе. Летом 2016-го года жертвами атаки стали простые гуляющие по празднику люди в Ницце – прямо в толпу отдыхающих въехал грузовик. Всего через несколько дней атака была проведена уже в отношении католической церкви, где террористы взяли в заложники и прихожан, и служителей. От рук преступников погиб пожилой священник. По мнению Моше кантора, нападения на священные места и объекты – это всегда возмутительно и по сути является атакой на религию и духовность как таковую, а потому жертвами и врагами оказались в равной степени как христиане, так и мусульмане, и буддисты, и другие верующие.
Опасно и то, что ответом на угрозы подобного рода и со стороны простых людей обычно становится агрессия и нетерпимость. Рост напряжённости сказывается на людях, и в этом, в частности, Вячеслав Кантор увидел одну из причин результатов голосования за Брекзит в Великобритании. Помимо этого, отметил Кантор, подъём подобных настроений более чем красноречиво говорит о противоречиях, назревших в далеко не «единой» Европе. А вот разрешение этих противоречий и проблем продолжает лежать на властях каждой из стран, убеждён Кантор, и так оно и должно быть – безопасность и благополучие людей должно быть обязанностью государства.
Мир за толерантностью
Разговоры о толерантности, о налаживании взаимопонимания и ирного сосуществования между разными людьми, народами и целыми странами – далеко не просто красивые рассуждения для Вячеслава Моше Кантора. Именно идею продвижения толерантности в мире он во многом сделал объединяющей и заглавной для своей общественной деятельности, какой бы разносторонней она ни казались.
Борьбу с нетерпимостью Кантор обозначил как важное направление для работы ещё в 2007 году, когда впервые выдвинул свою кандидатуру на пост президента Европейского еврейского конгресса и заявил не только о реальности, но и необходимости разрешения проблемы антисемитизма, нависшей над евреями по всей Европе. С тех пор Кантор посвятил не один год тщательному изучению проблемы, мониторингу антисемитизма, всех форм, что он принимал, причин и условий для его распространения и так далее. Инициированные Кантором ежегодные отчёты экспертов об уровне антисемитизма в мире на долгое время стали источником самых полных глобальных данных об антисемитских инцидентах и тенденциях в распространении антисемитизма в мире.
Но как именно нужно бороться с ненавистью? Именно здесь Вячеслав Кантор и делает ставку на толерантность как на главный инструмент защиты общества от нетерпимости и её распространения. С уточнением – речь, опять же, не идёт о пассивной безграничной толерантности, допускающей всё и вся, но о толерантности безопасной, концепцию которой как раз Моше Кантор вынес в поле широкого обсуждения. Случилось это в очередной пик миграционного кризиса, породившего в Европе споры на тему того, не пора ли отказаться от политики толерантности вообще. На подобные фундаментальные изменения Европа не готова – и не должна быть, уверен Кантор, ведь толерантность лежит в самой основе существующего на континенте нормативного и ценностного порядка. Другое дело, что и угроз в отношении этих ценностей и норм терпеть тоже нельзя, а именно угрозу зачастую несли с собой прибывающие вместе с мигрантами куда более радикальные элементы, отказывающиеся соблюдать не только европейские нормы, но даже законы. Представитель любого народа, желающий жить в Европе, должен прежде всего учитывать и соблюдать уже существующие здесь правила и нормы, твёрдо уверен Вячеслав Кантор; к любому же, кто угрожает стабильности общества и его ценностям, проявлять толерантность нельзя.
Что касается безопасности, то и здесь Вячеслав Кантор видит проблему куда шире, чем безопасность отдельного государства или даже континента. Вопрос этот давно стал международным и глобальным, уверен эксперт, и этому поспособствовали в первую очередь стираемость границ и развитие технологий. Терроризм как одна из основных угроз современной безопасности также стал международным – и уже поэтому, считает Кантор, необходимо международное объединение усилий для борьбы с ним. В этом контексте Вячеслав Моше Кантор считает губительными продолжающиеся разногласия и конфликты на глобальном поле, затягивание политических и экономических кризисов и выливающаяся из них нестабильность в самых разных регионах мира.
Любая нетерпимость – это в той или иной мере подспорье тому же терроризму, убеждён Вячеслав Кантор. Но и сам терроризм порождает нередко лишь ненависть в ответ. Подобный порочный круг приводит к тому, что в обществе, где угроза вызывает страх и разобщённость, террористическим организациям ещё легче продолжать сеять хаос и находить новых сторонников. Разорвать же этот порочный круг под силу только толерантности, причём толерантности безопасной – той, которая не потерпит нетерпимости в обществе и не оставит ей возможностей для распространения.