Общественность призывает прекратить торговлю на перевалах
Фото: «Алтай-Ойрот».

Общественность призывает прекратить торговлю на перевалах

4 марта 2021 года, 9:44
86

Общественные организации «Эне-Тил» и «Алтай-Ойрот» обнародовали открытое обращение к руководителям Республики Алтай и Онгудайского района по вопросу охраны перевалов Семинский и Чике-Таман от все возрастающей антропогенной нагрузки. По мнению авторов обращения, необходимо перенести торговые объекты и предприятия общепита с вершин перевалов к их подножьям.

«Перевалы Семинский и Чике-Таман, находящиеся на Чуйском тракте, являются одними из главных туристических достопримечательностей Республики Алтай. Они входят в список особо охраняемых природных территорий нашей республики. Для коренного населения региона эти перевалы являются особо почитаемыми сакральными территориями, — говорится в обращении, которое подписали Светлана Кыдыева и Солтой Тугудин. — Согласно алтайским традициям и мировоззренческим представлениям, на этих перевалах недопустимо осуществление любой деятельности, которая бы причиняла вред окружающей природе, беспокоило бы духов-хозяев местности».

В связи с увеличением потока туристов на вершинах Семинского и Чике-Таманского перевалов нарушаются правила охраны памятников природы республиканского значения, остро стоят вопросы санитарно-гигиенического состояния территории, безопасности дорожного движения, ухудшается экология, строения для торговли производят удручающее впечатление, что ухудшает эстетический облик перевалов. В связи с этим региональные общественные организации «Эне-Тил» и «Алтай-Ойрот» выступают с требованием переноса торговых точек, пунктов питания и иных объектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с вершин на прилегающие к перевалам территории.

«Для обустройства площадок придорожного сервиса на подножии Семинского и Чике-Таманского перевалов, создания инженерной инфраструктуры (электричество, вода, мобильная связь, съезды с федеральной дороги и автостоянки, соответствующие места обслуживания туристов) нужно совместное усилие республиканских и муниципальных властей. Важно, что создание таких мест расширило бы участие местного населения в туристической деятельности, оказало бы благотворное влияние на местную экономику, создало бы дополнительные рабочие места и стало бы дополнительным стимулом для развития народных промыслов и ремесел. Подобный масштаб работ, по нашему мнению, не может быть осуществлен в сжатые сроки, поэтому процесс переноса объектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, необходимо осуществить с учетом интересов работающих на перевалах предпринимателей. Но затягивать с решением данного вопроса недопустимо, так как урон, наносимый памятникам природы, может стать невосполнимым», — сказано в документе.

Свою точку зрения на этот вопрос вы можете выразить, пройдя краткий опрос по этой ссылке.

86 комментариев

  1. Кто такие эти — Общественные организации «Эне-Тил» и «Алтай-Ойрот» , от куда они вообще взялись, сколько в них состоит человек? Я ни разу не слышал что бы эти общественные организации «Эне-Тил» и «Алтай-Ойрот» были замечены в уборке мусора в Алтае, высадке святого Кедра, и другой полезной для Республике деятельности. Чем писать всякую ерунду, пусть лучше займутся реальными делами, на пример вывозом мусора из Долины Чулышмана, оставленного там их сородичами, коренными алтайцами- владельцами тур. баз в Долине Чулышмана. Которые его просто сваливают в выкопанные ямы. Думаю на это им лучше обратить своё внимание для самопиара.

    • Что Семинский, что перевал Чике Таман это «молодые» перевалы. Их пробили достаточно недавно. Есть старые Семинский перевал, и старый перевал Чике Таман, проводите свои обрядовые действия там, вообще ни кто мешать не будет. Думаю про старый Семинский перевал многие даже и не слышали. А он выше чем новый.

      • От Топучей дорога уходила вправо, вверх по заболоченному логу реки Топучка. Она выходила на плоскогорье, к истокам реки Песчаной. Далее, через перевал Каменное седло, дорога спускалась к Теньгинскому озеру и уже от него в с.Туекте, к современному тракту.

    • Да тут ясно как божий день проталкивают чьи то интересы. Кто то уже землю взял и надо что бы туда рынки перенесли аренду собирать. Туристы также будут на перевалах останавливаться, им же не запретят или думают туристы останавливаются на торгашей полюбоваться Пример источник Аржан Суу кто торговал по 25 лет убрали, одному приближенному к власти втюхали рынок собирающему хорошую аренду.Получилось лес выпили,краснокнижные растения уничтожили, торговля заглохла, всё вообщем через задницу.Что то эти супер организации не взялись за распродажу алтайских земель Москвичам и вырубку лесов.

      • За утц семинский, пусть возьмутся. Как оформил предприниматель федеральные земли в собственность? Капитальное строительство зданий и сооружений, коммуникаций, выпас и содержание скота, устройство и прокладка дорог, опять же на федеральных землях, к тому же и сакральных оказывается .Кто разрешил? Как получил? Кто подписывал??Сил им девать некуда,пиарятся просто. Себя хотят показать .

    • Раз уж Вы, СЛАВА, переходите на личности, то бишь на национальности, то позвольте нам, алтайцам, самим решать, где отправлять свои обряды по традициям на СВОЕЙ ЗЕМЛЕ. Попробуйте так вякнуть на Кавказе для интереса для САМОПИАРА! Там тоже РОССИЯ!

  2. Кто это организации???? Чтоб люди там не торговали дайте людям нормальную работу на селе с достойной зарплатой

    • Не запрещают торговать, а предлагают перенести торговые точки к подножию перевалов. Текст читайте пожалуйста внимательно.

      • Землю в подножии перевала поди на себя или друзья оформили,вот и норовят наверху запретить,спрятавшись за сакральностью и другими красивыми словами)))))

  3. Развитие алтайской культуры, языка, традиций должно быть направлено на создание новых возможностей, новых направлений, то есть нацелено на созидание, творение. Вот пример, в ленте новостей чуть ниже https://www.gorno-altaisk.info/news/128246#comments
    А наши общественники направляют свои усилия на «не пущать» и «запрещать». Такая позиция конечно легче — ничего делать не надо, а шума много, только и результата никогда не будет. Зря силы и нервы свои и чужие переводят и на пустом месте себя «защитниками народа» выставляют.
    Ребята — нанимайте место на Сергеем Кыныевым — это Ваш путь. Правда дорога это в никуда.

  4. Никакого пиара тут нет. Данный вопрос уже несколько лет остро стоит, власти республики соглашались с данной иницативой, но вопрос не решали. Сакральное значение перевалов и родников играет важную роль в религиозном мировозрении автохтонного населения.

    • Амыр Можно узнать, когда именно, в какое время новый Семинский и новый Чике Таман стали сакральными местами? И по чему выбор пал именно на них? Их пробивали в Советские времена. Есть старые Семинский и Чеке Таман, по чему не они? Какие критерии отбора? По чему на других сакральных местах, а их в РА много, общественные организации «Эне-Тил» и «Алтай-Ойрот» вообще ни как не проявляют свою деятельность. Взяли бы грузовой камаз, и проехали бы на нём по чабанским стоянкам. На некоторых стоянках ситуация сравнима со свалкой. Порой задумываешься — Ты же тут живёшь! Где живём там и гадим.

      • Слава, что вы ДОКОПАЛИСЬ до свалок алтайцев!Речь про сакральные места, такие как Чике Таман.Я, алтайка, проезжая через него хочу поклонится, хочу привязать далама.Это наши обычаи и у меня нет желания их нарушать.Кырдын бажына чыгала че папало делаете! В чужой монастырь со своим уставом не ходят.Да, с Семинским — не спорю!Привели же порядок в Аражан суу.А почему бы не навести на Чике Тамане?Я поддерживаю вас, Солтой и Светлана, успехов Вам!Готова поддержать вас не только морально!И ,вообще, вопрос давно назрел.

        • Кристина А можно поподробнее, в какой монастырь, и с каким именно уставом я к Вам иду? Семинский и Чикет пробили в Советские времена, когда они стали сакральными? Вы видно уже давно на Чике Тамане не были, раз такую ерунду пишите. Для Вас- На чике Тамане уже несколько лет как задвинули торговые ряды на старый Чикет. Площадку где стояли торговые палатки расширили, и заасфальтировали. Установили памятник рабочим строившим Чуйский тракт.

          • Сколько езжу через перевалы, а езжу через них очень много. Ни разу не видел алтайца повязывающего ленточки, и проводящего какие то обряды на перевале. Тем более ни разу не видел какие то конфликты между алтайцами пытающимися повязать дьяаламу и теми кто по каким то причинам в этом им хотел помешать. Вообще не понимаю о чём речь? Или я чего то не знаю, и у нас ситуация обстоит как на Украине, где захватывают храмы?

            • С тем же успехом я могу объявить любую тур. базу, торговый центр и.т.п. стоящим на моём ритуальном месте, и требовать его убрать, ссылаясь на оскорбления чувств верующих.

            • Обряды есть, проводятся. В каждой семье что то происходит в текущем году, семьи выезжают- не делайте вид, что этого не происходит. А торговые точки сосредотачивают вокруг себя толпу, грязь, отходы, темных непонятных людишек. Торговать будут внизу, пусть зарабатывают. Мы же к ним подьедем, купим ченить, чай попьем, в ихние туалеты сходим. Нельзя деньгами красоту забивать и то, что в душе у нас еще крепко держится.

            • Наша семья всегда останавливается на перевале хоть на минуту. Кыйра повязываем в случае поездки из-за важного события. Нельзя повязывать кыйра если недавно умер родственник.
              Видела, что все онгудайские таксисты, в том числе русские, при приближении к вершине отключают музыку в машине в знак уважения.
              Для меня лично все эти деревянные будки, толпы народа на вершине то же самое, как это было бы для христианина торговля внутри церкви.
              Считаю, что торговлю не обязательно спускать прямо к подножию. Главное не на вершине, примерно на уровне где расположен «Золотой кедр» уже допустимо

          • Слава, вершина горы иногда совпадает с прохождением дороги, того же Чуйского тракта.Величие это вершина горы, а не сама дорога!И вопрос ставлю, наоборот, дорога проложена (да, действительно, советскими строителями) по местам сакральным!Ладно, торговля на вершине, а движение на Чикете такое, что создается аварийная ситуация.Кому от этого хорошо?Да, я при людях шоу не создаю с мольбой, с повязыванием даламы.И что из этого?Кырдыҥ бажына чыкан кижи арай-унчукпай ӧдӧр эмес пе…Бу не куру кучун, кыртышту

            • Кристина Как то «странно» у Вас совпадает вершина перевала, с сакральным местом. На пример Чуйский тракт сейчас пересекает Семинский хребет в его самой нижней точке 1717 м. над морем. Главная вершина Семинского хребта г. Сарлык 2507 м. над морем. По Вашим словам Вам надо на Сарлык свой взор обратить. Или на старый перевал Семинский,он выше современного.

          • Я хоть и не алтаец, но в защиту алтайского населения встану. Кристина правильно написала «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Вячеслав, ты ведь тут относительно недавно живешь, если я не ошибаюсь? Так откуда тебе знать об обычаях и обрядах местных жителей. Не нужно тут устанавливать свои правила, если ты не в теме. Сам я родился и вырос в с.Онгудай, не по наслышке знаю о том как ревностно относятся алтайцы к сакральным местам. Это их душа, в которую залезли совершенно посторонние люди. И не важно что это, перевал, родник или что то ещё, не подходящее под ваши заявленные высоты! Неужели тебе нравиться как выглядит в данный момент вершина Семинского? Это же позорище! На Чикете не возможно уединиться, хотя под ним есть отличная площадка под торговлю. Когда я был маленький, мама специально разрывала белую простынь, что бы повязать далама и давала мне. Другого цвета не разрешала. А сейчас во что всё превратилось? Все сакральные места пестрят разноцветными тряпками, везде навалены горы булыжников! Это для чего? Что бы наши потомки знали, что по нам прошлись завоеватели? Что тебя не устраивает? То что ты хочешь, что бы всё было по твоему? Что бы не останавливаться лишний раз когда туриста везёшь? Я тоже людей вожу, но я им хочу показать настоящий, красивый, первозданный Алтай, а не лавки с монгольскими товарами. Каждому рассказываю, что можно делать, а что нельзя, где можно камень брать, а где нельзя, где ночью нельзя останавливаться, а где можно! Как ты можешь погрузить человека в атмосферу Алтаю, если ты сам далек от этого…

        • Вы а каком порядке на Аржан Суу о уничтожение леса, или об уничтожение краснокнижных растений, или может о том когда строили новый рынок весь плодородный слой земли снесли,ну если вы о таком наведении порядка, то понятно почему общественные организации волнуют только торговые точки во всем Алтае.

          • Там где Аржан — суу ,родник почитается родом тоҥжаан. Это сакральное место для рода тоҥжаан.Кто у них, что спрашивал?

  5. ребят вы поучились у монголов.у них юрта в степи стоит а вокруг юрты чистота и порядок про сакральные места я уж не говорю

    • А нужду, простите, малую и немалую они где справляют? В город ездят? Насколько я знаю, то просто за юртой. В полном единении с сакральной природой.

  6. Вот они пишут: «Согласно алтайским традициям и мировоззренческим представлениям, на этих перевалах недопустимо осуществление любой деятельности, которая бы причиняла вред окружающей природе». А алтайское мировоззрение сразу определило, что торговля наносит вред природе?. Или вред приносят конкретные личности которые не хотят прибрать за собой, в т.ч. и после совершения ритуальных обрядов? Если вы ставите вопрос о соблюдении порядка и чистоты на этих перевалах, то почему таким образом? Ведь нормальным решением вопроса соблюдения санитарных норм в местах торговли было бы возложение соответствующих обязанностей на торговцев и организация со стороны администраций, в чьём ведении находятся эти участки, мест для сбора отходов и их своевременный вывоз. Администрация вправе предъявить требования к торговцам относительно внешнего вида торговых павильонов, что бы они не производили «удручающее впечатление» на представителей этих двух уважаемых организаций. Посмотрите на Манжерок. Всё чисто, аккуратно, все павильоны выдержаны в одном стиле — приятно посмотреть! Вот результат того когда подходят к решению вопроса с умом. А у вас одно решение — ЗАПРЕТИТЬ!

    • Хочу ответить вам и там славе какому то. Не чудите. Вы уже присваиваете общую территорию, видимо. Обряды- это не напоказ, это семейное, тихое, а у вас шум, толпа. И не вам решать, алтай уулдар, где нам повязывать. У вас дети то есть?

  7. На Семинском перевале земоя Гослесфонда, на Чике- Таманском — Хабаровского сельского поселения ( где торговые точки).
    Общ. организации Эне Тил и Алтай— Ойрот не занимаются коммерческой деятельностью, это известные в регионе оргрнизации. Напр, Эне Тилв — одна из самых первых общ организаций региона, ее лидером многие годы был журналист и издатель Владимир Кыдыев.. Прекращение сплава кедра по реке Бия ( и такое было в нашей недавней истории), отделение от Алтайского края и создание республики, установление мониторинга археологических раскопок в Горном Алтае, возвращении известной мумии Укока в республику и т. д. — все эти общественные движениях региона Эне Тил возглавлял или активно участвовал — учите матчасть.
    Алтай- Ойрот соданная сравнительно недавно ОО, но его участниками являютя известные ученые, преподаватели, деятели культуры и науки региона и просто неравнодушные к истории, культуре Алтая люди. Число участников сегодня приближается к 2 тыс. человек.

    • Я же и пишу — уважаемых организаций. И ни возлагаю на вас обязанность организовать порядок на землях которые вам не принадлежат. Я и пишу, что в первую очередь этим должна заняться администрация в чьём ведении находятся эти участки.
      Мне одно непонятно — в числе этих организаций огромное число известных учёных, деятелей науки, преподавателей, и вся эта компания нашла только один вариант поддержания порядка на перевалах — запретить торговлю? С таким подходом к решению проблем, можно скоро поднять вопрос о закрытии дороги для проезда по перевалу!

      • Да вот самое правильное, хорошую тему задели. Дорогу когда будем закрывать через перевалы, а то извините топливо летит, от машин шум, водители остановятся на перевале в кусты сбегать так как туалеты надо тоже убрать,а их тысячи за день проходят.. Ну конечно торгашей то легше убрать чем дороги закрыть.

      • Они хотят чтоб как на ябоганском перевале,ступить не куда, все обоср…о, каждый куст.Туалет ,трудно поставить да? Семинский хоть продавцы убирают. Больше 30 предпринимателей там работают!!! Спасибо аура, ,онгудай лес,, А вот кыдыевой и буддистам не нравится что люди работают, зарабатывают на своей земле. И убирают там, за всеми.

    • Мадам,а чтож про Кату-Ярык забыли?? С него куда всё перенесёте? Или он для Вас менее свещенен?? Там нагрузки нет?и вообще Горный Алтай,так же многонационален и не надо навешивать на грудь медаль»я местный,я алтаец»

    • Кроме вас самих, никому не известны эти организации да и сейчас неинтересны. Дело в весне наверно…кыныйев,кыдыйева….и тд.обострения?

  8. Про сакральные места. Для алтайцев любой перевал, родник, целебный источник является сакральным ( байлу). Посещение таких мест регламентировано специальными правилами, не всегда одинаковыми для разных мест. Но всегда и непременно выполняемое правило — не нарушать покой сакральных мест (не беспокоить духов), не ломать деревья, не рвать цветы, не загрязныть источники — т. е. Беречь природу.
    Почему Семинский и Чикет? Потому что зти два перевала стоят на федеральной, международной трассе , дороги в Онгудай, Улаган, Кош— Агаш, Коксу, Усть-Кан, Монголию идут через эти перевалы. Вопросы экологии и придорожного сервиса здесь стоят особенно остро.Если решим их, дальше будет легче.
    В Обращении предлагается создать лучшие условия работы для предпринимателей и сервиса для туристов на подножье перевалов — прочитайте внимательно.
    Основной шум- гам по поводу Обращения поднимают предпринимаиели, которые сейчас работают на вершинах зтих перевалов. » Никого больше не пущать!» — это понятно, ведь с обустройством новых мест число торговцев увеличиться.
    Мы не предлагаем сегодня же прекратить торговлю на перевалах. Мы предлагаем обсудить этот вопрос, вопрос развития туризма в регионе и участия в нем местного населения, на властном уровне, в том числе с участием предпринимателей и общественников.

    • Сидит в городе умничает,людей учит. Им конечно с городу виднее ,как и где людям жить и работать. Хотют чтоб с ними согласовывали, обсуждали . А кто они такие то? А если говорите перевал сакральный ничего там не делать. Что же вы на турбазу рядом не посмотрите?? Как оформил? Кто разиещил? Федеральные земли, гослесфонд .там и танцы и алкаголь и хоз деятельность…или там не семинский и не сарально??

    • Светлана Кыдыева — На сколько я знаю историю Алтая, под Ваши описания подходит только один «перевал»- Это вьючная тропа бома Айры Таш которая насчитывает около 3000 лет. Всё остальное построила Советская Власть. На этой тропе нет ни торговых точек, ни туалетов — ни чего. Думаю это само лучшее место под Ваши пожелания. А Чуйский тракт пробивали заключённые 7-го отделения СибЛага, жившие по «командировкам» в землянках накрытых брезентом с буржуйкой в центре. Многие из них погибли при строительстве Чуйского тракта. О каких сакральных местах вы тут речь ведёте? Я лично вижу коммерческие уши торчащие из этого «обращения общественности» насчитывающего 2 т. чел.

      • Если советская власть построила — у вас бзик- кыйра буулабас, а китайский ширпотреб продавать можно? Вот кажется, умный этот Слава, но так сильно боится за деньги, ничего не волнует вас. Торгуйте на новом базаре, выручка лучше будет.

    • ….В Обращении предлагается создать лучшие условия работы для предпринимателей и сервиса для туристов на подножье перевалов — прочитайте внимательно….
      А у самих людей пытающих заработать торговлей на наших перевалах вы спрашивали, их мнение что для них лучше узнали? По чему то я уверен что нет. На вершине Семинского стоят несколько кафе. У подножия Семинского с обоих сторон подъёма стоят кафе. Куда Вы их собираетесь переносить? Кафе на кафе и сверху кафе?

  9. Активистов из общественных организаций «Эне Тил» и «Алтай Ойрот» прошу обратить внимание на состояние группы камней с древними наскальными рисунками в степи перед с. Ташанта. По левую сторону дороги, километрах в пяти перед селом. Метрах в ста от дороги.

    Вот уж где действительно сердце кровью обливается! Мне трудно судить о степени сакральности этого места, но даже как археологический памятник, оно находится в бедственном состоянии. Древние камни не огорожены, кругом битое стекло, тысячелетние рисунки, созданные нашими предками, осквернены надписями современных вандалов.

    Неужели не видят этого хранители народных традиций Кош-Агачского района? По этой дороге ежедневно проезжают тысячи людей. Как памятник культуры, как древний артефакт, как письмо нам от древних жителей Республики Алтай, это место имеет исключительное значение.

    Никому не нужно, пусто вокруг!

    • Священник Павел, раз Вы так переживаете за петроглифы, памятники природы возле Ташанты, почему бы Вам не обратиться к прихожанам и служителям местной церкви с просьбой организовать благое дело по очистке «мест исключительных значений»? Или Вы считаете такую работу делом общественных организаций, состоящих только из алтайцев? Думаю, прихожане там люди разных национальностей… И, возможно, тогда и пустоты не будет.

      • АлтынайТ! Зря Вы такими идеями разбрасываетесь. Служитель культа Павел человек неистовый. Поставит там столярное изделие из перекрещенных деревянных брусков и скажет что так и было.

  10. Абустраивайте и порядок новести, туалеты постройте нормальные, урны поставить и пусть работают!!!

  11. Предлагаю при переходе через перевал ввести сакральный сбор в твердой валюте. Обложить сбором исключительно лиц не титульной национальности. А также установить дни покоя, с запретом движения по перевалам.

  12. Вопрос перевалов действительно очень актуален, так как он волнует множество наших земляков. Говоря откровенно, очень много наших жителей негативно относится к тому, что там происходит. Торговля, туалеты на священных перевалах… это все противоречит алтайским представлениям о гармоничном устройстве окружающего мира. В наших силах решить этот вопрос, прийти к компромиссу. В противном случае мы рискуем стать просто территорией без своего культурного духа, без национального облика.
    Думаю за общим столом все заинтересованные стороны смогут прийти к общему мнению и компропису.

    • Почему предприниматели ,взрослые, самостоятельные люди должны с тобой что то согласовывать? Только потому что кто то буддист? А если нет туалета на семинском что, куда девать? Под кедр идти? Не говори от имени алтайцев, говори от своего имени, я очень доволен что там поставили хороший ,платный туалет. Что люди там работают, торгуют людей кормят. .А вот Солтой сколько рабочих мест создал?

      • Из чего работающим людям бежать за общий стол с тобой, что то обсуждать? Людям некогда, они работают. Налоги платят и тд.

        • Алтайец — Так же очень интересно будет узнать кто спонсирует данные общественные организации, за чей счёт банкет ?

    • Хороший вопрос задал товарищ — Вас, уважаемый, кто уполномочил говорить за весь народ? Очень похоже на ситуацию — слушайте меня, я глас народа, иначе кара божья или «В противном случае мы рискуем стать просто территорией без своего культурного духа, без национального облика».
      Более честно выступить не от имени всех, а от своего или от имени своей организации, предварительно получив разрешение всех ее членов (вроде шла речь о 2 тысячах человек).

  13. С экологической точки зрения гораздо опаснее ведение деятельности в долинах рек нежели на перевалах. Я всегда закапываю мусор который нельзя сжечь на сухих водоразделах но мне и в голову не придет кидать что-либо в ручей или рядом с ним. Жители русского Севера много столетий каждую весну с ледоходом спускали весь накопившийся за зиму мусор в реки. И все до 20 века разлагалось не нанося особого ущерба даже хрупким северным экосистемам. Но проблема в том что многие и сейчас продолжают поступать также. Отсюда и микропластик в речной и морской воде,речной и морской рыбе,домашней скотине,питьевой воде и в итоге в человеческом организме. Есть и другие химические элементы не относящиеся к пластику но делающие воду непригодной для питья. В первую очередь это конечно нефтепродукты, пестициды и азот. Мое сугубо личное мнение — алтайцы должны уделять внимание и науке в том числе. Так что не думаю что торговые ларьки у подножья перевалов принесут больше пользы для природы. Базары как и турбазы должны располагаться в поселках или на их окраинах.

    • Я всегда закапываю мусор (который нельзя сжечь) на сухих водоразделах но мне и в голову не придет кидать что-либо в ручей или рядом с ним. Во влажных местах так же и закапывать ничего нельзя,даже органику.

      • Даже костер на котором горит пластик приводит к попаданию через дым микрочастиц пластика в воду. Поэтому пластик нужно жечь только вдали от воды и при очень высокой температуре.

  14. Понятно, что торговцы на перевалах будут упиратся во всю, они там очень хорошие барыши имеют. Но если они не пойдут на меры по нормальному обустройству этих территорий, то пролетят на все 100%! Единственный вариант решения этой проблеммы, это улучшение санитарных условий: нормальные туалеты, урны и уборка каждый день.

    • Проблема еще в том, что рынки на Семинском и Чикете представляют из себя «шанхай», — киоски построили, кто как может, про единый стиль на основе алтайских аилов и чадыров, или сибирских домов и говорить нечего. Это первый фактор, вызывающий негатив гостей и местных жителей. Второе — туалеты и контейнеры для ТБО (Приятное исключение — платный туалет на Семинском, спасибо). Я не буду спорить про место расположения рынков, в обоих вариантах есть плюсы и минусы, но зонирование для проведения обряда в тишине на перевале (новом и старом) проводить необходимо. Правильно сказали, перевал проходят в тишине, в полном уважении к духам.

  15. СЛУШАЙТЕ ОБЩЕСТВЕННИКИ!!!! У НАС В РЕСПУБЛИКЕ И ТАК ПРОБЛЕМ ХВАТАЕТ ВОТ И ЗАЙМИТЕСЬ ЖКХ. НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ.БЕЗРАБОТИЦА.ДОБЕЙТЕСЬ ПОСТРОЙКИ ШКОЛЫ №7 НОВОГО АВТОВОКЗАЛА !!! НАРОД В ДОЛГАХ. ВОТ И ЗАЙМИТЕСЬ ЭТИМ А НЕ ТРОГАЙТЕ БЕДНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТАК ИМ ТЯЖЕЛО !!!!1

  16. Мне как местному противно видеть торгашей и туристов на перевалах. Это сакральное место понимаете? Вы же в Церквях не будете торговать беляшами и ширпотребом, Для алтайцев все вершины гор сакральны, как место обитания духов, а там где проходят дороги, на вершинах алтайцы повязывали ленточки чтобы поблагодарить духов и задобрить за то что потревожили их. Слава пристал со своей советской властью, эта власть проложила дорогу в воздухе чтоле? По вершинам гор и проложила, наших гор.

    • Я вам скажу так, убрав торговые точки вы ничего не добьётесь, туристы как были там и будут, просто они будут ходить по кустикам и мусор разбрасывать, торгаши как вы выразились так и будут там стоять, а никто из общественников не посчитал спросить администрацию Хабаровского сельского поселения спросить сколько дохода из аренды земель приходит в местный бюджет, а местные налоги наши налогоплательщики часто не платят, как должна выживать администрация? Ни для кого не секрет что из-за этого Чике-Тамана на уже бывшую главу администрации Риты Ундубасовны, царство ей небесное, были направлены меры психологического воздействия, в результате чего у человека случился сердечный приступ, раньше то вы где были общественники?у нас пол республики в руках действительно чужих людей, а тут местные люди зарабатывают деньги, а кого то это все угнетает, что кто может там торговать, а кто то нет,вот и пытаются вставить палки в колеса, вы посчитайте сколько работников местного населения трудоустроено в туристический сезон, вот как работать людям, какие сокральные места?вы вообще о чём это идеатизм, точно!!!!!

      • Так же Солтой Нарынович или как вас там, чтобы создать условия которые предлагаете, вы посчитали сколько средств нужно на реализацию?мы бы сами рады работать в хороших условиях, но к сожалению нет возможности, каждый зарабатывает как может,видимо вы зарабатываете именно так…

  17. Общественность борется только за перевал Семинский и Чике-Таман. Другие перевалы Горно-Алтая не носят сакральный характер.

  18. Вся эта торговля на перевалах имеет полулегальный статус. Если Чикет и Семинский особо охраняемые территории, то о какой торговле может идти речь? Торговцы сами это все прекрасно понимают. По закону они там на птичьих правах. Тут недавно видел старое видео 1996 года, где Чаптынов выступает на Семинском перевале в честь годовщины вхождения Алтая в состав России… Как оказывается было хорошо на Семинском раньше, без этих уродских ларьков, будок, туалетов… Так действительно проявляется красота нашей природы. А то что сейчас там, это базар-вокзал, не более того.

  19. Рассмешили два момента:
    1 Не компетентное мракобесие «беспокоило бы духов-хозяев местности»
    2 Опрос по ссылке в конце, в котором один человек может проголосовать бесконечное количество раз, что делает его не актуальным.

    • Вам же говорят, что духи там, или что духов там нет. Читайте внимательно: «Согласно алтайским традициям и мировоззренческим представлениям…».

      • Солтой, Вы пишете: «Согласно алтайским традициям и мировоззренческим представлениям…»

        Здесь я вижу тоже натяжку и передёргивание фактов. Неправильно отождествлять алтайский народ и языческое (или, тем более, буддистское) население. Среди коренного населения язычниками (а тем более, буддистами) являются далеко не все, по некоторым данным — меньше половины. Для христиан из числа коренных жителей, например, языческие обычаи и языческое мировоззрение не являются авторитетными.

        Следовательно, речь идёт НЕ ОБ АЛТАЙСКИХ, А О ЯЗЫЧЕСКИХ традициях, НЕ ОБ АЛТАЙСКИХ, А О ЯЗЫЧЕСКИХ мировоззренческих представлениях.

        Я уважаю людей, придерживающихся языческих представлений, уважаю их право выбора, уважаю их стремление держаться древних верований, но отождествлять «алтайское» и «языческое» уже нельзя. Или алтайцы, исповедующие христианство — уже не алтайцы?

        Таким образом, в тексте должно быть указано «Согласно языческим традициям и мировоззренческим представлениям…»

        • Да, я понял вашу мысль. Но, думаю, тут вопрос дискуссионный. Скажем, традиция привязывать кыйра (јалама) это ведь языческая традиция. И большинство алтайцев придерживаются ее. Так же есть люди, которые как ходят в храм, так и почитают духов местности. К какой категории отнести таких людей? В нашем регионе вопрос религии довольно-таки сложен и неоднозначен.

  20. Ну и очистить тогда перевалы или обустроить места по мировому стандарту за счет предпринимателеи..Не в угоду же нескольким десяткам торгашеи развивающим китаи.пром. деиствовать и туповатому Славе мечтающему о прививке.

  21. Сами же бухие гадят в этих сакральных местах, а потом кто то да виноват, то туристы, то ещё кто нибудь

  22. Я понимаю мой что комментарий, не по теме статьи, но всё же про священный наполненный духами Алтай. Из Каракольских озёр горнолыжный курорт делать собираются, где Общественные организации «Эне-Тил» и «Алтай-Ойрот»? Почему они молчат?

    • Елена — молодец !! Правильный вопрос! Ауу. ..Солтой, Света. .ответьте на вопрос,или за защиту озер денежку не платят?

  23. От резорта дорога уже к озёрам каракольским делается, и будет походу быстрее и качественнее сделана чем до Телецкого.

  24. https://zen.yandex.ru/media/akkoltour/o-razvitii-karakolskih-ozer-prodoljenie-5fd1a14e11774679767d7733
    В прошлом году была информация от Тырысовой Зинаиды и Кветной Светланы, что удалось отстоять Каракольские озёра. Или что-то я не поняла? Всем людям нужно встать, особенно местным. Не то ожидает их резервация. Впрочем, всех нас. Кто-то застроит курортами, турбазами, кто-то мечтает о Звенигороде в Уймонской долине… А кто спросил местных жителей??? Люди! Почему молчим???

    • Дык пока между собой бьёмся :) пока друг друга не победим, в пух и прах не порвем, до нищеты не доедем.

  25. Еще раз перечитаем цитату данных заявителей — «Согласно алтайским традициям и мировоззренческим представлениям, на этих перевалах недопустимо осуществление любой деятельности, которая бы причиняла вред окружающей природе».
    Считаю, что больше, чем приезжие туристы и точки продаж, природе Семинского наносится вред от сборщиков орехов — кучи мусора, спиленные молодые кедры. И это происходит каждый год. Каждый.
    Может пора на это переключить внимание?

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...