Московский «Театр Живого Действия» приступает к работе над национальным алтайским эпосом «Маадай-Кара». «Это будет спектакль-медитация, где ни у кого из актеров нет отдельной закрепленной за ним роли, а есть лишь общее участие в общей идее и понимание смысла, внутренних миров и внешних напевов», — рассказала «Новостям Горного Алтая» представитель театра.
Постановка предполагает небольшое количество зрителей, и каждый зритель окажется не пассивным наблюдателем, но участником, от которого зависит, как будет рассказана эта история. «Общая идея очень проста: узнать самому и рассказать миру об увлекательном, мощном и незаслуженно малоизвестном тексте, главном тексте алтайского эпоса! Мы даем участникам книгу, ту самую «Маадай-Кара». Читая ее вслух по кругу, зрители увидят, как из их чтения с помощью актеров, музыки и света вслед рождается живая история, как плавно течет или резко меняется танец, как обрывается или возникает из небытия песня, как образуется вокруг целый мир», — говорят постановщики.
«Маадай-Кара» — это первый шаг в новом масштабном проекте под названием «Театр Живого Эпоса». Древнейшая алтайская культура стояла у истоков многих историй, сохранившихся и до сегодняшнего дня, а потому нет ничего удивительного, что именно этому эпосу суждено стать первопроходцем в деле рождения новой театральной концепции», — заявили в театре.
К тому же режиссер Анастасия Киреева в детстве регулярно бывала у своей прабабушки на Алтае, где до сих пор хранят память о национальных праздниках и сказках. «Так что, — говорит она, — считайте это данью моим корням. А уже потом двинем дальше, в другие страны».
Добавим, что это не первая попытка по-новому взглянуть на алтайский эпос и осуществить его постановку. В 2012 году над этой задачей работал известный алтайский актер Амаду Мамадаков. Спектакль должен был состояться в январе 2013 года в Национальном драматическом театре, однако за несколько недель до даты показа художественный руководитель театр Эмма Иришева фактически запретила постановку. Она заявила, что «за постановку эпоса в трактовке Мамадакова народ бы нас не простил».
Эпос «Маадай-Кара» — самое крупное из алтайских героических сказаний, содержит 7 738 стихотворных строк. Традиционно это сказание исполняется кайчи в сопровождении музыкального инструмента. Как утверждают специалисты, это самое сложное и многоплановое произведение в ряду алтайских сказаний жанра героического эпоса. Здесь аккумулируются древние сакральные представления о мире вообще, мире людей, взаимопроникновении миров бога и человека. Это этическая доктрина, мифологизированный вариант исторического повествования, авантюрно-сказочный сюжет и совокупность сакральной информации алтайцев, зашифрованной в сюжетно организованной системе символов и символических образов, утверждает Лидия Гекман в работе «Мифология и фольклор Алтая».
…А в это время в горноалтайском драмтеатре полным ходом идет репетиция «Маадай-Кара» в духе соцреализма в исполнении якутоалтайской труппы.
Пусть расцветают все цветы как говорится
Да, алтайские сказания «Кай Чӧрчӧк» — это сгусток огромного Пространства Вселенной в человеческом понимании. Поэтому она многранна и не имеет никаких догматов……….
— Добавим, что это не первая попытка по-новому взглянуть на алтайский эпос и осуществить его постановку. В 2012 году над этой задачей работал известный алтайский актер Амаду Мамадаков. Спектакль должен был состояться в январе 2013 году в Национальном драматическом театре, однако за несколько недель до даты показа художественный руководитель театр Эмма Иришева фактически запретила постановку. Она заявила, что «за постановку эпоса в трактовке Мамадакова народ бы нас не простил».
— Интересно как! Откуда это «за постановку эпоса в трактовке Мамадакова народ бы нас не простил»? Меня никто не спрашивал! А я частичка того самого народа! Интриганы!
А говорили, что самое высокопоставленное лицо вашей республики запретило писать и показывать про Мамадакова?
Льстят Мамадакову. Первое лицо имеет о нем слабое представление.
Мамадаков талантливый актер, режиссер, допускаю, что есть УКАЗАНИЕ — запрет показывать на ГТРК «ГА», и писать о нем. Это метод работы сегодняшней власти, но честно говоря сомневаюсь, что это дело рук первого лица, от его имени творит -завистливое, хитромудрое ничтожество.