В Кабайлу-Межелик планируют собрать еще один курултай алтайского народа

19 октября 2014 года, 11:14
2 344
69

На прошедшем в Онгудае заседании исполкома Курултая алтайского народа по версии Василия Кудирмекова принято решение провести в следующем году «Улу Курултай», на котором будут «упразднены все другие институты самоорганизации алтайского народа, включая зайсанат». Об этом на своей странице в Facebook пишет председатель терминологической комиссии аппарата правительства Республики Алтай Владимир Торбоков. Примечательно, что чиновник проводит историческую параллель между предстоящим съездом и событиями вековой давности в долине Теренг, которые закончились весьма драматично.

«По предварительным подсчетам, на всеобщем съезде будут участвовать несколько тысяч алтайцев всех родов. Основными вопросами станут: защита земли, родного языка и веры. На нем будет избран единый Эл Башчы алтайского народа, главы алтайцев районов и отдельных территорий. Предполагается упразднить все другие институты самоорганизации алтайского народа, в том числе и зайсанат. Организаторы намерены пожертвовать не менее десяти коней на угощения столь внушительного собрания», — пишет Торбоков.
«Массовый сбор алтайцев проходил в последний раз в начале лета 1904 года в долине Тёрём Усть-Канского района, — продолжает чиновник. — Об этом сообщалось в телеграммах императору России. Сход был разгромлен полицией силами русских крестьян и крещенных казахов. Суд над организаторами проходил в Бийске. В историографии эти события трактуются двояко: как реакционное и как национально-освободительное движение алтайского народа».
Напомним, весной 2011 года прошел внеочередной Курултай алтайского народа, на котором Эл башчы был избран вице-мэр Горно-Алтайска Эжер Татин. Через несколько дней общественность, не согласная с принятыми решениями, провела свой съезд. Эл башчы на нем был избран депутат Госсобрания Урмат Князев. Управление минюста РФ по Республике Алтай после правовой экспертизы документов не стало регистрировать полномочия ни одного из избранных лидеров, сославшись на многочисленные нарушения. В 2012 году вновь прошло два Курултая. На одном Эл башчы был избран Бронтой Бедюров, на другом – Василий Кудирмеков.
До сих пор преодолеть раскол в организации не удается, хотя попытки объединения периодически предпринимаются политиками, намеревающимися стать лидерами «объединенного курултая».
Курултай алтайского народа был создан в 1997 году, незадолго до первых всенародных выборов главы республики. Первым Эл башчы стал кандидат на пост губернатора Юрий Антарадонов. Впрочем, должность Эл башчы не помогла ему стать главой республики – на выборах он занял второе место, пропустив вперед Семена Зубакина.
Что касается событий в долине Теренг — в 1904 году на Алтае разнеслась весть, что Чету Челпанову и его приемной 12-летней дочери явился Бурхан, который провозгласил скорый приход Ойрот-хана. В долине Теренг вокруг Чета на моления в ожидании скорого пришествия Ойрот-хана стали собираться алтайцы. Озабоченные этим собранием власти мобилизовали окрестных крестьян и направили их на разгром лагеря. Челпанов и другие активисты (Матай Адышев, Матай Бабраев, Кыйтык Елбадин, Чепияк Юдуев, Анчибай Елемисов) были арестованы, их обвинили в том, что они «ложно уверяли соплеменников в существовании бога Бурхана, возбуждали к неповиновению русским властям». Суд, проходивший в Бийске в 1906 году, обвиняемых оправдал.

69 комментариев

  1. Я тоже могу заявить что в следующем году будет Курултай-Мурултай...:) Бир мун мал сойорыс нокорлор, той-jыргал будет.. Фантазеры.

    Владимир Сергеевич засиделся по ходу в терминологической комиссии состоящей из него одного... Захотелось повыше, или комиссию поширше, побольше.. ну и т.д.

    Не эффективный метод, доказано на многочисленных примерах отдельных персонажей. Так что придется проводить летом Курултай-Мурултай как обычно в составе 30-35 человек, выбрать из них Эл-Башчи, из осталных 30 человек всех зайсанов, и если останется кто делегатов на Бедюровский Курултай ..

    «Несколько тысяч».. гигантизм «великих» неистребим..:)))

  2. Адарин-Мударин иди лечись, не нарушая условия отбывания наказания. Не тебе коментировать мнение Торбокова. Тебе до него.........

  3. Вы видели хоть один раз как казахи проводят курултаи, тем не менее у них все очень хорошо организовано. Нужно заниматься организацией народного курултая, а не организацией собраний этих курултаев, вот и все!

    У вас совещания важнее дела, это все от того, что всем этим руководят фактически бывшие и настоящие чиновники!

  4. Мне кажется, что параллель с долиной Теренг довольно искусственная. События столетней давности происходили в условиях русско-японской войны, во время которой любые упоминания об «Ойрот-Японе» реально выглядели провокационно. Кроме того, суд, проходивший в Омске, по протесту прокурора, признал Чета Челпанова и его сподвижников виновными в лишении свободы и избиениях тех алтайцев, которые отказывались менять веру и поклоняться Бурхану.

    Мне, как жителю республики печально видеть какие-то постоянные распри и меряние авторитетами среди алтайского населения республики, выраженное в статьях и комментариях — один курултай, второй курултай, один зайсан, другой зайсан — в то время когда в даже в столице республике нет ни одних курсов, где бы желающий мог изучить алтайский язык. Складывается страннейшая ситуация, когда в Горно-Алтайске желающие могут изучить английский, немецкий, китайский, японский, но не могут изучить алтайский.

    Поэтому, если бы в результате некоего мероприятия меряние авторитетами перешло бы в какие-то реальные дела, я бы такое мероприятие только приветствовала. Но, судя, по анонсу, уже не верится....

  5. Конину, канеш, покоцать стоит. Казы-карта под водовку — эт ещо то деликатэсо! С лучком.

    А нащёт реарганизации, палучицо вот чо: уберут зайсанат, введут демичи и дьалчи. Уберут 4-х Э-Башчов, а выберут пятого. Птом их мона буит солить.

  6. Да вы что, товарищи, Адарины нужны... Только для иных целей. надо же кому то играть роль «демократа — либерала». Главное, ему его роль по душе.

  7. Ойрот, так грубо ругаться, как обычно делаете вы, НЕ ХОРОШО, но мне кажется, что люди, особенно их лидеры, облаченные Властью итак наломали дров, а сейчас пытаются от разобщенности прийти к более важным вопросам — объединению здоровых сил, сохранению традиций, обычаев, развитию языка, понимания исторической правды. На мой взгляд, не надо всем лести со своими советами, в основном это мудрый народ и сами разберутся в своей этнической среде. Уверен, что для всех нас, веками живущими вместе и тоже ставшими аборигенами, важно всё, что важно для наших друзей и добрых соседей.

  8. Нарушу свои принципы, и вставлю словечко. Не собиратель я курултая – меня самого вызывали для отчёта по исполнению закона о языках при оформлении официальных документов. Услышав интересную новость, написал на своей страничке. Думаю, что сбор всех алтайцев и прямые выборы покончат с раздвоением курултаев, всякого рода зайсанами и «говорящими» с давно почившими. Это и будет единением нашего народа. К лету, судя по делам в стране, назреют и более важные вопросы.

    И ещё. Адарин и Шатинов, вы всё пытаетесь высмеять алтайцев. А ваши отцы были уважаемыми людьми. Вы же, кривляясь и паясничая, позорите их имена.

  9. Бронтойдын Тос тооргозине коро Кудирмектин Тос тооргози албатызына иштенип jат, онызы jарамыкту.

    Чын, ой келген алтай калыкка чогылып курч сурактарды шуужер керек.

  10. Vladimir Torbokov | 19 октября 2014 19:32

    Ну, ва первых, я не Сарайа, не Виктор и к Ш. никакого отношения не имею. И к зайсанату и башчанату у мну отношение фиалетовое. Как и к выборам, да и ваще к власте. Кто рулит, чем рулит — пабарабану. Понял? Допрыгалися, йошкен кот: — отстаной махрявый националист и антисемит буит ещо васпитывать... Ха-ха!

  11. И ещё. Адарин и Шатинов, вы всё пытаетесь высмеять алтайцев. А ваши отцы были уважаемыми людьми. Вы же, кривляясь и паясничая, позорите их имена.

    Vladimir Torbokov | 19 октября 2014 19:32

    Добрый день Владимир Сергеевич. Ну вот теперь как то и удобно говорить с человеком который не прячется под ником.

    Владимир Сергеевич, первое и самое важное, о сути вашего поста, а потом уже и на личности перейдем. «Высмеять алтайцев» уже не первое десятилетие перед всей Россией и мировым сообществом пытаетесь именно ВЫ. Ваше поколение которое много много лет наше алтайское самосознание меняло на табуретки в Белом доме. Именно Вы и ваши товарищи много много лет назад были все друзьями-товарищами, но со временем сначала передрались между собой в борьбе за посты привилегии мнимые статусы, а в «процессе» отдалились и от народа. На каком то этапе Вы и многие ваши товарищи будучи важными чиновниками брезгливо наблюдающие за своим народом из окон сначала обкомовских, райкомовских Волг, а позже из иномарок современной исполнительной власти страны поняли что, что ОХ КАК СТРАШНО ЛИШИТСЯ ВСЕГО ЭТОГО.. «великолепия» и начали жрать и друг дружку и свой народ.. Ездили по всей стране и миру представляя наш этнос, но сами к этому этносу уже давно никакого отношения не имели. Это вы и Вам подобные выставляли на посмешище мой народ, вашими «бартерными операциями» с Кремлем..

    Думаете никто не помнит вашего испуганного выражения лица в приемной «Самого»после известных антисемитских заявлении? Как вы и подобные Вам ползали на коленях выпрашивая «хоть что нибудь» .. ведь в противном случае пришлось бы жить среди народа, от которого будучи зампредами и прочими важными чиновниками, ВЫ ОТДАЛИЛИСЬ..

    Возможно Вы скажите, причем тут «чиновничество» и народ, разные классы, социальные слой..? А при том что множество властью облаченных не отдаляется от людей, некоторые напротив даже становятся ближе к нему. Ведь понимание их проблем И ЕСТЬ СУТЬ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДОМ.

    Так вот я искренне Вам заявляю что еще не слышал не одного человека который бы с благодарностью говорил о Вас и по местам ваших прежних «мест пребывания — постов», и в людской среде. Единственное что вспоминают все дружно только то на какие ухищрения и финты Вы шли чтобы добиться вожделенных постов или сохранить «вырванное кровью и потом»..

    Что бы Вы сейчас не говорили о своих замечательных личных качествах, все это абсолютный НОЛЬ, по причине понятной нам всем — Вашей личной мотивации. Ваши появления на Курултаях, Ваши «крутые высказывания» все это не более чем посредственные журналистские трюки ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ К СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ. Дай Вам сейчас место потеплее, вы ведь сразу замолкните и исчезните, разве не так?

    По поводу моих родителей, не Вам судить, Вы и подобные Вам выкидывали в том числе и моих родителей их райкомов и парткомов, но в отличие от Вас люди с благодарностью вспоминают вклад Таана Тодоновича например в ту же ветеринарию области, республики. Множество бывших студентов узнают его фамилию в любых больших и малых селах республик..

    Что вспоминают о вас Владимир Сергеевич?. «Фрадковский выкидон»? И сколько судеб вы поломали на пути к вершинам?!!

    На примере своих родителей я да и многие мы поняли одно. Не один пост кресло мнимый статус не стоит того чтобы унижать и оскорблять собственный народ! Мы все помним вашу мышиную возню по организации Курултаев, президиумов этих «Курултаев», множество идеалистов ( в числе которых когда то был и я) шли как слепые за Вами, покорно поднимая руки на ваших форумах. По сути поднимая руки не за свой народ, а за ВАШ СТАТУС!!!

    Это Вы председатель ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ сотворили такое с нашим родным языком что читать АЧ похоже на пытку?!! Это не Вы ли со своими «ура-патриотами» создали условия, что невозможно найти не одного более или менее грамотного ученого способного написать учебник по алтайскому языку?! Вы получали «зампреда» в обмен на то чтобы учебники были настолько дрянными чтобы дети не хотели изучать собственный язык?!!

    ГДЕ ВАШ ВКЛАД, который давал Вам право давать оценки людям? Назовите один два факта? !!!

    Я за свое ответил, и цену себе знаю. Эта история известна многим.

    И еще написали Вы тут Владимир Сергеевич не спроста.. Ох как неспроста, я имею виду пост. И позвонили Дмитрию о своем «заявлении» в фейсбуке САМИ, потому что хотели чтобы Вас в очередной раз услышали. Думаете у Вас там множество подписчиков? И сейчас по старой партийной привычке оправдываетесь тут мол я то что "гонец — я ".. Вспомним Терег, вспомним кров наших предков.. Не сработает Владимир Сергеевич.. Теперь уже ничего не обломится, зубов уже не осталось, «вырвать» себе немного «прелести» уже не получится. Выстрел в молоко, да и похоже патрон то ваш холостой был. Не поедет никто кроме таких же бедолаг как вы в Ойбок летом.. Не поедет.

  12. Vladimir Torbokov | 19 октября 2014 19:32

    Удивительно как человека, которого с должности второго человека в Республике уволил призедент за антисемитизм вообще взяли на работу в правительство ?

  13. Уголовное дело за антисемитскую критику Путина может быть заведено прокуратурой Горного Алтая в отношении бывшего вице-премьера республики Владимира Торбокова. Он подверг критике политику Владимира Путина. В частности, усомнился в ««нужде везти в Россию откуда-то из-за границы малоизвестного человека, причем еврея»», для назначения его премьером.

    Прокуратура Горного Алтая начала проверку высказываний отстраненного от должности первого вице-премьера республики Владимира Торбокова. Чиновнику грозит обвинение в разжигании межнациональной розни за интервью местной газете «Постскриптум» от 5 апреля, в котором он резко отозвался как о самом президенте, так и о назначенном им премьер-министром Михаиле Фрадкове.

    Первым делом в своем нашумевшем интервью Торбоков обрушился на реформу правительства. Сокращение числа федеральных министерств с 30 до 17 он назвал «всего лишь предвыборным трюком за пять дней до голосования». «Все подумали, что сокращают чиновничество, а на деле за счет трехслойности министерств их раздуло в полтора раза», — заявил журналистам тогда еще второй человек в республике. Досрочная отставка правительства также не кажется Тоборкову разумной.

    ««Боязнь срыва выборов была. При неявке 50% избирателей Путин уже не мог бы быть выдвинут вновь. Вот и придумывали, как более растормошить население.Сейчас все вопросы будут решаться в администрации президента РФ, где количество замов даже не счесть. Я просто не представляю дееспособность такого органа власти»», — поделился Торбоков своими подозрениями с жителями Горного Алтая.

    Затем первый заместитель руководителя республики, алтаец по национальности, обвинил Владимира Путина в срыве национальной политики: ««Именно национальные регионы, такие республики, как Алтай, оказали поддержку главе государства... Помощь пришла со стороны регионов, которые более всего подозревали в нелояльности, самостийности в политике. Действительно, было за что критиковать президента, особенно в проведении, а скорее всего, — в отсутствии концептуальной национальной политики. Чего стоит разгон Министерства по делам национальностей... Оставили одного министра, но без портфеля. Уничтожались государственные структуры, работавшие по федерализму и региональной политике. А теперь что за необходимость показушных сокращений министерств?»».

    Ну а когда речь зашла о Михаиле Фрадкове, Владимир Торбоков окончательно разошелся: ««Что за нужда в такую страну, как Россия, на пост главы правительства везти откуда-то из-за границы мало кому известного человека, причем еврейской национальности? Об этом говорю особо, разве мало у нас разговоров о мировых заговорах?»».

    Через четыре дня после публикации интервью Торбоков был уволен без каких-либо официальных объяснений или комментариев. Как стало известно «Газете.Ru», в приказе Михаила Лапшина причиной увольнения его первого зама названо «неcоответствие занимаемой должности». Руководство Горного Алтая в лице самого Лапшина делает вид, как будто ничего не случилось.

    Однако сразу после увольнения за бывшего первого зама Лапшина вступились местные националистические и казацкие организации — как русские, так и алтайские. Руководители «Русского центра» Михаил Паклин и Юрий Поздеев и один из лидеров так называемого курултая алтайского народа (общественная национальная организация) Семен Танытпасов выпустили совместное заявление, в котором назвали увольнение Торбокова ««фактом грубого нарушения права человека на собственное мнение и его свободное выражение»».

  14. Андрей, сен эмеш бажыннан катуланкалан ба ? Майман соокту уул болуп сеге айдарга турум..Алтай албатынын бирлик болорына сен ненин учун jастыралар айдадын? Биске узебиске сананар керек,канай албатыны бириктиреер деп,тын албаты болуп оро чыгарга! Биске jиит улдарга ол энле курч сурак! Jаан орокон сеге акчаны толокуен болзо,арай отурзан табыштанбай уул,сеге тунейле неме келишпес мынан ары,корло тур.

  15. Какие ж вы бабоньки злые! Ну впрямь ей-богу!!

    чётто как импотенты какие, нестояк что ли...

    В деревне разговаривают соседки:

    — Мань! Вот ты все жалуешься — то там болит, то здесь,

    вся вдрызг больная, а каждый вечер к тебе новый мужик шастает,

    утром другой выходит, как это так?

    — Ой, бабоньки, какие ж вы на язык злые!

    У меня только одно место здоровое — и то позавидовали!

  16. Ксения Балакина, давайте вспомним, что события в долине Тӧрӧм произошли в 1904 году. А русско-японская война началась в 1905 году! Т.е. события «долины Тӧрӧм» никак не могут связаны с той войной. Просто в ходе суда попы вспомнили о войне и, говоря современным языком, настучали, якобы в той долине собрались японские шпионы. К делу приплели алтайскую народную песню: «Буурыл токой Алтайым». «Перевели» эти слова как Токио наша родина Алтай! Между тем слово «токой» означает только, короче говоря, состояние и состав поверхности грунта. Это солочаковые, цеолитные участки. По иному можно сказать «кујур», по русски более всего подходит выражение «естественный солонец». Слово буурыл переводится как «седой». Солнцепечные стороны гор с «токоем» издали кажутся седыми. Всего лишь.

    Вы бы Ксюха еще поспешили заявить, что нынче собираются агенты Госдепа, ЦРУ, МИ-6 и еще что там есть. Как попадья не гнушаетесь методами попов прошлого века.

    Сам я на всякие сборища не ходок. Кто бы, какой бы национальности не собирает.

  17. Забавно смотреть как некто радеет за свой народ, а сам готов продаться за любую должность и деньги. Будучи бывший директором банка, директором театра и севшим в тюрьму за махинации.

  18. Раз нарушил слово, данное себе – не писать комментарии – продолжу.

    Давайте, не уводить разговор в сторону. Новость о великом курултае я сообщил на своей страничке в Фейсбуке. Оттуда все черпают свои публикации, и, как Сибинфо, врут, что я сам дал им эти материалы.

    Не стоит тешить себя мыслю, мол, соберутся десятки или сотня алтайцев. Народу будет много, очень много. Об этом событии надо рассуждать серьёзно всем.

    Что касается моей персоны, я никого не боялся писать правду. Да, защищал и русский народ, что вы меня всё время упрекаете в антисемитизме? Сами-то молчите. Даже эта заметка изобилует словечками «чиновник». А знаете почему? Так ведь пытаются подвести под ограничения по госслужбе насчёт публичных высказываний. Почти после каждой моей статьи в газете некие доброжелатели обращаются то в правительство, то в прокуратуру...

    PS. Сегодня перед обедом по лестничным ступенькам дома правительства несся впопыхах А.Адарин. Даже не поздоровался. Прилюдно ругая чинуш, сам частенько ходит к ним. Покляузничать, вестимо.

    PPS. Извини, Бубука, коль обознался. Раньше так коверкал слова Руслан. Разочек прочесть было смешно, затем осточертело. И я посоветовал ему прекратить это издевательство над читателем. Оказывается, он послушался меня, в отличие от Адарина. Тот как-то обратиться ко мне с просьбой научить его писать. Сказал ему: лучше бы ты ничего не писал. Он продолжает. А жаль.

  19. События Теренга. Наличие в то время русско- японской войны объясняет , но ведь не оправдывает подлости, ребята.

    История печальная , но сейчас не то время, чтобы в этом копаться и искать виноватых в этой истории. Мы все находимся в одной лодке: дети тех кого били и дети тех, кто бил. Этого противостояния сейчас нет.

    А алтайцам пора завершить дело и принять религию отцов. Язычество не отвечает вызовам нашего времени, его нигде нет, это донаучное мифическое мировозрение, оно везде исчезло. В этом нет ответов, и одни шарлатаны. Мы должны поменять наше отсталое мифическое мировозрение, постоянно вводящее нас в конфликт с наукой, с современным обществом, с мироустройством. По другому посмотреть на мир, на себя. Или мы должны потихоньку исчезнуть, освобождая место другим более развитым народам, стать частью других народов. Исторически для мира в этом нет трагедии, это наверное нормальный процесс. Как и мумия, которая относилась к исчезнувшим народам жившим на Алтае до нас

  20. сам я не буддист, и им не буду, но атеизм не массовая вещь и ни к чему не принуждает. А буддизм это не только религия и философия, но и древняя интерасовая и интернациональная культура. Насколько я где то читал и арчын там наверняка есть, и похожие божества. А то тут сидит человек самоназванный, фигурки из курута выставляет перед фотографами и сам себе что то выдумывает, ни святого писания древнего, ни традиции и при этом даже сам не может толково объяснить что у него к чему

  21. ОЛЕГ | 19 октября 2014 18:38+100)))

    Олег ваши комменты всегда приятно читать, Вы единственный комментатор, адекватно реагирующий на вольные действие алтайского народа.

    Кто вам остальным злобствующим комментаторам, мешает собираться и решать проблемы вашего народа. Вперед к М.Паклину в русский центр.

  22. «Складывается страннейшая ситуация, когда в Горно-Алтайске желающие могут изучить английский, немецкий, китайский, японский, но не могут изучить алтайский.» Ксения Балакина | 19 октября 2014 13:50

    Выши вопросы к Министру культуры В.Кончеву и в «правительство» А.Бердникова.

  23. Ну, за правду, ты опять тупишь. Считаешь, что вопросы обучения английскому, немецкому, китайскому и японскому решались с помощью Бердникова и Кончева? Конечно, нет. Есть спрос — есть и предложение.

  24. >>А алтайцам пора завершить дело и принять религию отцов

    >>Метабол | 20 октября 2014 19:17

    Это не религия отцов, а сравнительно недавно появившийся искусственный конструкт. Как культурное явление, вроде празднований Нового Года и встреча Деда Мороза вполне сойдёт, но не более того.

    В 1904 году он был необходим организаторам для подъёма националистического движения. Как и многие подобные движения оно предполагало не только консолидацию алтайцев поддержавших это движение, но и разрыв связей с теми кто был вне его — русскими, шаманистами, крещёными. Насколько объективны были поводы для этого — вопрос такой же спорный как и вопрос волнений и революций, которые сотрясали Российскую империю в это время.

    Вопрос в том так ли этот конструкт нужен сейчас? Не слишком ли большие издержки он предпологает?

  25. Ак-чек кӱӱн-санаанаҥ тӧзӧлгӧн Курултай болзо, јамы былажрга эмес, а калыгын токынадып, аайын-бажын кӧргӱзетен болзо, албатыны бириктиретен болзо, билемди, тӧрӧӧн-туугандарымды јууп барар эдим.

  26. «В 1904 году он был необходим организаторам для подъёма националистического движения.

    Влад | 20 октября 2014 20:15»

    как можно тупо повторять, что сборище в Долине Теренг было националистическим движением?! Сравните: Российская ИМПЕРИЯ и маааалочисленная народность — инородцы-алтайцы — ну где тут националистическое движение? Это равносильно тому, что слово «токой» перевести «Токио» и обвинить в шпионаже в пользу вражеской на тот период Японии. Идиотизм столетней давности!

  27. >>"как можно тупо повторять, что сборище в Долине Теренг было националистическим движением?!"

    «Проявлением этой вражды к русским и ко всему, связанному с русской культурой, была борьба с русской одеждой, сельскохозяйственных орудий, отказ от русских денег, запреты на спички, керосин, бумагу и т.д.» Данилин А.Г. Бурханизм.

    «

    Некоторые заповеди:

    — С христианами (с новокрещёнными алтайцами) из одной посуды не ешьте.

    — Дружбы с русскими не водите и не зовите их “орус”, а зовите “чичке пут” (тонконогие).

    — Будем смотреть на русских как на своих врагов. Скоро придёт им конец, земля не стерпит их, расступится, и они все провалятся под землю. Мы же будем смотреть на солнце и луну, как на своих братьев.

    — У кого есть русские деньги, расходуйте их скорее на покупку пороха, свинца и товара у русских же, а оставшиеся от покупки деньги принесите все ко мне.

    — Не утаивайте от меня ни копейки: утаивший провалится вместе с русскими.»

    По истечении трёх дней к народу неожиданно явился один из младших бурханов в сопровождении молодой красивой девицы. Подъехав к толпе собравшихся зайсанов (родовых старшин), он громко приветствовал последних троекратным “иакши”. Затем Бурхан во всеуслышание стал проповедовать, говоря:

    “Кто верует, гляди не солнце и луну. Почитайте Ойрота! Он был, есть и будет, он бессмертен. Ойрот скоро придёт к вам, если будете в него веровать и исполнять то, что я вам сейчас скажу.

    Прежде всего выберите из своей среды князя, пусть он возьмёт с вас клятву в беспрекословном послушании... Деньги и порох отдайте мне для уничтожения. Среди вас в обращении будут другие деньги. Если сомневаетесь в справедливости моих слов, то эта девица покажет вам настоящие деньги”.

    По данному Бурханом знаку девица трижды ударила плетью о камень и достала из-под камня горсть серебряных монет с изображением на них дракона.

    “Вот вам деньги”, — торжественно заявил Бурхан.

  28. Если начнем сейчас друг друга обвинять — можем слишком далеко зайти. Я из воспоминаний своей бабушки такое знаю, что чувство вины и обиды начинает расти и за своих предков, как можно было уничтожать невинных людей, пользуясь их безграмотностью. не лучше ли прислушаться к Олегу и вспомнить народную мудрость « НЕ СОВАТЬСЯ В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ»

  29. Что касается моей персоны, я никого не боялся писать правду...

    Vladimir Torbokov | 20 октября 2014 16:36

    Про Фрадкова — еврея это тоже правда?

    Не поздоровался с вами потому что и вы не собирались, судя по вашему недовольному виду..

    Не думаю что к вам вообще кто то прислушается. Уже сейчас «невооруженным» мозгом видно что вы «выдали» решение о сборе Курултая с большим запасом времени чтобы превратить Курултай в раскрученный информационный проект, привлечь внимание, пришлось даже «раскрыть» себя...)) Поверьте мне вы преувеличиваете собственную значимость, одного вашего имени явно недостаточно. Кроме Вас и Василия склонного к ... ну в общем идея о «10 конях от организатора», это явно его идея.. не сработает. Люди устали от ваших жидких шоу, и причина проста.. ЗА ВАМИ НЕТ ИДЕОЛОГИИ...

    Нет ничего системного и в то же время понятного любому чабану и министру одновременно. Тут 10-ю мифическими конями явно не обойтись, люди намного образование и духовно богаче чем вы с Василием это представляете.

    Пока увы такого кто в состоянии предложить народу заполнить духовный вакуум среди нас нет, дай бог что рано или поздно такой человек появится. И поверьте ему не надо будет объявлять о себе специально, все произойдет естественно само собой, мы все узнаем его, каждый для себя в отдельности и все вместе разом. По видимому время еще не пришло.

  30. Влад | 20 октября 2014 22:45

    малограмотные люди пытались сохраниться — и всего лишь.

    неужели за это их надо было физически уничтожать?

    тут чьи действия более преступны?

  31. Поверьте мне вы преувеличиваете собственную значимость, одного вашего имени явно недостаточно.

    ЗА ВАМИ НЕТ ИДЕОЛОГИИ...

    Адарин Андрей | 20 октября 2014 23:55 +100

  32. >>"неужели за это их надо было физически уничтожать?"

    >>vip | 21 октября 2014 0:00

    Вы вообще о чём? Никаких приказов об уничтожении не было. Если бы это происходило сейчас — ОМОН повязал бы смутьянов быстро и профессионально, тогда спецподразделений тут не было, а была слабоорганизованая толпа крестьян. В результате сопротивлении при аресте возникла массовая неорганизованная драка в результате которой погиб 1 человек. Сколько сейчас погибает в мелких драках? А там участвовало несколько тысяч человек.

    Далее дело замяли, так как на фоне волнений 1905 года, в ходе которых гибли тысячи человек было не до Горного Алтая. Постращали организаторов и всё. Для сравнения — 1906—1909 гг число казенных по приговору суда — 2825 человек, военно-полевыми судами — т.е. без суда и следствия — 1172. Так что тут ещё очень повезло.

  33. Метабол, шел бы ты со своим ..дизмом подальше. Поклоняйся своим богам и не лезь со своим уставом в чужой монастырь. Алтайцы поклонялись природе и будут поклоняться. А ты своим человекам.

  34. Далее дело замяли, так как на фоне волнений 1905 года, в ходе которых гибли тысячи человек было не до Горного Алтая. Постращали организаторов и всё. Для сравнения — 1906—1909 гг число казенных по приговору суда — 2825 человек, военно-полевыми судами — т.е. без суда и следствия — 1172. Так что тут ещё очень повезло.

    Влад | 21 октября 2014 0:39

    дело не в везении. Если бы не вмешательство Короленко, Клеменца и др. русских интеллигентов, взявших на себя труд представлять интересы подсудимых в суде, отправились бы организаторы моления на каторгу, т.к. они организовали

    1. массовое мероприятие во время войны.

    2. Категорически отказались подчиниться власти и разойтись.

    3. Лишение свободы и причинение побоев алтайцам, отказывающимся принимать новую религию.

  35. Есть спрос — есть и предложение. Гость | 20 октября 2014 20:13

    Алтайский язык, как и русский, в нашей национальной Республике является вторым государственным. И его не преподают даже в алтайских школах мотивируя тем, что на ставку учителя нет денег или нет жилищных условий как это происходит в Чое и других русских районах. Посмотрите статистику в Министерстве образования.

    Если ты Гость считаешь себя «умным» значит достать инфу будет для тебя не сложно.

    Надеюсь не секрет как обстоят дела в алтайских сельских библиотеках, где нет детских журналов на алтайском языке, а алтайская литература, давно устарела и не переиздается, за неимением денежных средств.

    Мы много раз пытались решить эту проблему, обращались в Министерство культуры и в Правительство но воз и ныне там. Для В.Кончева важнее прогулять миллионы на выдуманных ими якобы алтайских праздниках. кроме оркестра и студии мальчиков, все остальное...

  36. Есть ставки во всех школах — нет желающих учить язык. Есть газета на алтайском — у нее 2000 подписчиков. Спрос маленький на алтайский язык, хоть вы убейтесь. А вы, конечно, хотите, чтоб алтайский сверху силой насаждали? Как Хрущев, блин, кукурузу? Так не будет. Будет у вас потребность в языке — сразу все появится — и курсы для взрослых, и аудиокурсы, и новые газеты, и много чего другого. А сейчас — нет.

  37. Будет у вас потребность в языке — сразу все появится — и курсы для взрослых, и аудиокурсы, и новые газеты, и много чего другого. А сейчас — нет.

    Гость | 21 октября 2014 21:41

    вот именно. и пусть поклоняются природе и разговаривают с мумией в музее на китайском...

  38. Будет у вас потребность в языке

    Гость | 21 октября 2014 21:41

    А у вас нет потребности в языке? Никогда не было интересно, что говорят люди, живущие рядом? Никогда не хотелось что-то сказать на их родном языке знакомым? Никогда не была интересна культура рядом живущего народа, которая, по большому счету открывается по-настоящему глубоко только со знанием языка?

    На самом деле именно русские должны быть заинтересованы в том, чтобы алтайцы сегодня не утратили свой язык и культуру, не превратились в этаких туземцев из резервации, которые демонстрируют остатки своей культуры туристам, уже ничего не понимая в ней душой. Незнание своего языка не превратит алтайцев в русских, а лишь оторвет их от своих истоков. А человек, не знающий, не почитающий свой язык, свои корни и свою культуру не способен ни понять, ни уважать культуру других...

    ----

    А вы, конечно, хотите, чтоб алтайский сверху силой насаждали?

    Гость | 21 октября 2014 21:41

    Не силой, но мудростью. Не насаждали, но предлагали. Не сверху, но всем миром.

  39. Ксения Балакина, мое почтение и уважение Вам, я полностью разделяю ваше мнение. Нас русских , в нашей РА — большинство, значит большая часть ответственности за многое, в том числе и развитие алтайского языка лежит на нас, в этом всегда заключалась интеллигентность, интернационализм , высокий дух русского ЧЕЛОВЕКА. А пока люди от Власти, в первую очередь первые лица и Министр образования к этому будут относиться как к одной из имеющихся проблем, а не как ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ, то все разговоры — словоблудие и не более. Как рядовой гражданин понимаю так, что внутренняя политика, работа таких министерств как ОБРАЗОВАНИЕ и КУЛЬТУРА должны в корне, в свете сегодняшних требований -ПЕРЕСТРОЕНА. ( возможно, что на 90% должны прийти новые, с другим мышлением люди) Дай Бог терпения, мудрости и взаимоподдержки всем нам.

  40. Ксения Балакина | 22 октября 2014 1:27

    Тему межнациональных отношений своим суждением матушка исчерпала.

    У нас в Кош-Агаче люди помогают друг другу независимо от национальности и конфессиональной принадлежности, ходят друг к другу на праздники, поздравляют, совместно трудятся и учатся, растят детей в смешанных семьях. Многие знают два-три языка, чтобы общаться с соседями. Судят о человеке не по национальности, а по поступкам. Взаимовыручка — это то, чем всегда сильна была Россия, и то, чего хотели бы лишить нас враги (разделяй и властвуй).

    Мудрый человек не станет заниматься размежеванием по национальному принципу и воспоминанием старых обид (у кого их нет?). Разделение всегда рождает подозрительность и недоверие.

  41. По поводу долины Теренг (и Кабайлу-Межелик).

    «Как и в долине Теренг», в Кабайлу-Межелик хотят собрать «несколько тысяч алтайцев». О чём думают организаторы? Представьте, если сейчас в каком-то логу стали бы кучковаться, скажем, русские, подчёркнуто избегая людей других национальностей, скупали бы порох и оружие, проповедуя свою исключительность, Вам бы это понравилось? Наверно, у Вас бы это вызвало тревогу и подозрение. Вы бы захотели узнать, о чём там толкуют, к чему готовятся, не так ли? Потому что всем нам дорог межнациональный мир, все хотят спокойствия и благополучия своим семьям. Если этого не понимать, может случиться беда, как это случилось в долине Теренг. Большая часть вины при этом, на мой взгляд, лежит на организаторах молений, которые в военное время собрали народ, вооружались, не объяснив чётко своих целей администрации и губернатору. Это провокаторы, которые столкнули людей лбами.

    К счастью, в современной России это невозможно. За такими «патриотами» народ не пойдёт, потому что в России очень сильна «прививка» от нацизма, никто не хочет у нас на Алтае украинского «майдана».

    Если «собрание» всё-таки состоится, я бы посоветовал его организаторам решать все вопросы открыто, обязательно пригласить представителей других этносов, общественных организаций и т.д.

    А главной темой избрать «Как нам вместе выжить в это непростое трудное время». Простите, если кого обидел.

  42. Это мы сейчас знаем, что были безоружны. Для полиции и правительства тогда это было неочевидно. Во всяком случае, одной из заповедей Чета было: «у кого есть русские деньги, расходуйте их скорее на покупку пороха, свинца и товара у русских же, а оставшиеся от покупки деньги принесите все ко мне»... Это в военное-то время!

  43. Благодарю Вас за рекомендацию. Шишков писал в предреволюционное время, когда поливать помоями духовенство считалось хорошим тоном. Ну, а по существу вопроса?

  44. «Страшный кам» В.Я. Шишкова — произведение по содержанию вполне христианское, «ойрот», и я рад, что этот рассказ Вам нравится.

    Весь рассказ выстроен в христианской парадигме, ведь В.Я. Шишков — христианин по рождению и воспитанию.

    В центре читательского внимания — молодой шаман, вызвавший озлобление русских крестьян и при попущении местного священника пострадавший от их рук до смерти. Трагическая история, вышедшая из под пера В.Я. Шишкова, парадоксально напоминает евангельские события страстей Христовых, страдания и смерть Богочеловека от рук иудеев. Мысль писателя ясна — народ, потерявший живую веру и связь с Богом неизбежно уподобится иудеям, осудившим на смерть невинного, считая при этом, что выполняет волю Божию.

    С церковной точки зрения эти события вполне могли произойти, и несомненно, всякий христианин проникается сочувствием к невинному страдальцу и осуждает поступок его убийц. Образ Божий, по учению Христа, есть на каждом человеке (в том числе на шамане) и любить нужно всякого человека, независимо от его национальности или веры.

    Вместе с тем, греховное повреждение, помрачение — наследие Адама, которое довлеет над всем человечеством. И верующие люди (в рассказе — русские крестьяне, батюшка) могут отпасть от Бога и Его святой любви. Так, например, святой Иоанн Кронштадский, творивший многие чудеса и исцеления, говорил о себе: «Если отступит от меня благодать Божия, в тот же миг совершу ВСЯКИЙ ГРЕХ». Горе отпавшим от Господа и забывшим Его святые заповеди.

  45. Страдания невинного из рассказа Шишкова «Страшный кам» вызывают сочувствие у всякого нормального человека, как христианина, так и язычника. Как и страдания новокрещёных в Чуйской степи, умученных от язычников в 19 в. (если хотите, дам цитаты или ссылки), как и избиения и унижения камов, которых последователи Чета Челпана привязывали и били (описано у Данилина, стр.98-99), как и страдания современных христиан в Ираке и Пакистане.

    «Ойрот», в сочувствии к невинным страдальцам с Вами мы единодушны.

  46. Да, да) Спасибо Павел. Я же хотел учесть, что легко ошибиться в некоторых выводах. И если кто-то не несет за собой «ярлык веры», то это не значит, что он вовне того, что присуще человеку.

  47. Шишков, кстати наполовину алтаец) Как и Гребенщиков. Да и по Шукшину видно: скулы, «черность» и характер присущий кочевникам Алтая (сентиментальность и т.д.))))

  48. «смерть Богочеловека» .... природу не обманете. Надо верить в нерукотворное свое начало, а не писанине и творчеству людей. Достаточно поменять смысл слов, как вы не заметите ложь. Я раньше не верил в бога, а теперь не верю словам людей. Человек не достоин поклонения. От природы все блага, сами знаете. Так что, вешать ярлык язычества всем «нехристям» не стоит. Наши предки — т.н., вами, «язычники» сохранили Алтай.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...