Непростые повороты судьбы: праправнучка Чорос-Гуркина узнала о своих корнях только в 18 лет

Непростые повороты судьбы: праправнучка Чорос-Гуркина узнала о своих корнях только в 18 лет

14 февраля 2020 года, 20:12
29

Жительница Воронежа Кристина Штерн – праправнучка знаменитого российского художника и национального героя Республики Алтай Григория Чорос-Гуркина. О своем предке с трагической судьбой, который считается одним из самых популярных живописцев Сибири XX века, девушка узнала только в 18 лет. С тех пор она мечтала побывать на далекой родине предков, но сделать это удалось лишь в 2020 году.

РИА «Воронеж» на прошлой неделе опубликовало рассказ о том, почему Кристина узнала о своих алтайских корнях так поздно и какие впечатления произвела на нее родовая усадьба Чорос-Гуркиных.

Кристина Штерн с детства любила все, что связано с творчеством. Много читала, окончила с красным дипломом музыкальную школу по классу фортепиано, затем поступила на факультет журналистики Воронежского госуниверситета. А вот с рисованием у нее никогда не складывалось. Какие кисти и мольберт, если простой ручкой в тетради получалось криво, почерк был очень неразборчивым. Узнав, что ее предком был знаменитый художник, Кристина сильно удивилась тому, как непредсказуема генетика.

Родители Кристины развелись, когда она была маленькой. Долгое время отец жил в другом городе. Регулярно общаться с ним девушка начала в 18 лет. И в один из дней он рассказал дочери, что в их роду был человек, имя которого знают все жители Алтая.

Кристина Штерн

– Я тогда ничего не слышала о художнике Григории Чорос-Гуркине. И это неудивительно, ведь его очень хорошо знают в Сибири, Казахстане, Монголии, а в Центральной России его творчество, к сожалению, не так известно. Я начала искать о прапрадедушке информацию в интернете и была поражена его талантом, любовью к родному Алтаю и трагической кончиной. В 1937 году его расстреляли, обвинив в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии. Часть картин после ареста уничтожили, то, что дошло до наших дней, спасли, люди спрятали работы. В 1956 году Григория Ивановича посмертно реабилитировали, уцелевшие полотна стали возвращаться в музеи, но потомки художника до распада СССР предпочитали не распространяться о своем родстве с ним, – рассказывает Кристина.

По этой причине отец и дядя Кристины официально поменяли полученную при рождении фамилию Штерн на девичью фамилию своей матери и стали Михайловыми. Дело в том, что Штерн после замужества была их бабушка, дочь художника Григория Чорос-Гуркина. В истории Алтая эти две фамилии тесно связаны, к тому же Штерн – фамилия редкая и по ней можно было легко понять историю рода. Комсомольцам Михайловым было проще затеряться на просторах СССР: никто не мог догадаться, что они потомки некогда расстрелянного художника.

«Естественно, при рождении от отца я получила фамилию Михайлова, но, когда узнала историю своих потомков, пошла в ЗАГС и восстановила историческую справедливость, поменяла свою фамилию на Штерн. А папа и его брат так и остались Михайловыми», – добавила девушка.

Кристина начала искать родственников по всей стране. Их оказалось немного. Хотя у знаменитого прапрадеда было пятеро детей, его род продолжила только одна дочь. Остальные дети либо погибли, не успев оставить потомков, либо были бездетными. Через интернет Кристина нашла родственницу, праправнучку родного брата художника Веру Ороеву. Она, как и Кристина, работает журналистом.

– В отличие от меня Вера поддерживает связь с родственниками на Алтае, она родом оттуда, но сейчас живет в Москве. Моя же мечта осуществилась только в этом году. До недавнего времени добраться до Горно-Алтайска было для меня дорогим удовольствием, но в прошлом году туда начал летать лоукостер, билеты стали доступными и вместе с папой и Верой мы решили прилететь на родину Григория Ивановича в дни его юбилея. Я созвонилась с Национальным музеем имени Анохина, где один из этажей полностью отдан под творчество нашего родственника, и музеем-усадьбой Чорос-Гуркина. Сказала, что мы прямые потомки Григория Ивановича и собираемся приехать. На другом конце провода обрадовались, что мы нашлись и приезжаем. Ведь празднование 150-летнего юбилея Григория Чорос-Гуркина без преувеличения было событием республиканского масштаба. Я не ожидала, что на митинге 12 января буду выступать вместе с главой Республики Алтай. Также мы участвовали в пресс-конференции, посвященной нашей родословной. Оказывается, в Сибири есть гуркинисты, которые изучают жизнь и творчество моего прапрадедушки. Одна из них – директор национального музея имени Анохина Римма Еркинова. Она изучает биографию Григория Ивановича с 1989 года, она же составила наше генеалогическое древо, – рассказала Кристина Штерн.

Кристина Штерн

В Горно-Алтайске Кристина провела неделю. Все это время праправнучка знаменитого уроженца Алтая была в прямом смысле нарасхват. У нее брали интервью, фотографировались, возили на экскурсии. Но самые яркие впечатления в этой поездке, по словам девушки, произвела великолепная природа Алтая.

– Когда мы приехали в усадьбу нашего предка, я поняла, почему в своих сочинениях он писал, что хочет творить именно в своей усадьбе. Там было все, что нужно художнику: дом находится в долине, окруженной горами, рядом протекает самая известная алтайская река Катунь. Когда я оказалась там, поняла, что такое зов предков. Не передать ни словами, ни фотографиями, как там красиво, – вспоминает Кристина.

– Григорий Иванович был разносторонней личностью. Кроме рисования и прозы, он активно участвовал в общественной жизни своей родины. Именно он обосновал необходимость выделения коренных жителей Алтая в самостоятельный уезд. Сделал это во время выступления с докладом «Об Алтае и его нуждах» в мае 1917 года в Томске на сессии губернского народного собрания. Поэтому сейчас так почитаема личность Чорос-Гуркина. В республике его знают от мала до велика. Национальный драматический театр поставил спектакль «Восхождение на Хан-Алтай» на основе биографии Григория Ивановича. Существует общественная премия имени Чорос-Гуркина. Ее ежегодно вручают в день рождения художника за достижения в области литературы и искусства, в спорте, в социальной сфере, за вклад в развитие республики. Именем прапрадеда названы сквер и улица в Горно-Алтайске, средняя школа, республиканский колледж культуры и искусства, – заметила его праправнучка.

Из Горно-Алтайска Кристина вернулась с множеством идей. Она планирует организовать выставку работ своего предка Григория Чорос-Гуркина в одном из музеев Воронежа, договориться о приезде труппы национального драматического театра со спектаклем «Восхождение на Хан-Алтай» и разыскать место захоронения прапрадеда. Куда дели тело художника после расстрела, до сих пор не известно.

– Еще хотелось бы, чтобы аэропорту в Горно-Алтайске присвоили имя Чорос-Гуркин. В 2018 году на сайте «Великие имена России» проходило народное голосование, которое должно было определить, в честь кого будут названы 47 российских аэропортов. В Горно-Алтайске, как и везде, выбирали из трех персон. В итоге, к концу голосования с одинаковым количеством процентов пришли два художника: Николай Рерих и Григорий Чорос-Гуркин. Дошло до скандала в соцсетях. Многие общественные деятели республики открыто говорили, что победить должен Чорос-Гуркин, так как он уроженец Алтая, много сделал для него и за него голосуют все алтайцы, а за Рериха голосовали почитатели его таланта со всего мира, но не местные жители. Чтобы не накалять ситуацию, организаторы конкурса решили аэропорту Горно-Алтайска вообще не присваивать имя, но хочется верить, что это решение пересмотрят. Возможно, проведут новое голосование и победит кандидатура Григория Ивановича. Это было бы справедливым решением, – добавила праправнучка художника.

Кристина Штерн

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

29 комментариев

  1. Да действительно её отца и дяди не было 50 лет на Алтае и мы были очень рады что они приехали. Дополню Кристина праправнучка Гуркина, а в Санкт- Петербурге живут ещё две правнучки и три праправнучка Гуркина.

    • Извиняюсь спросить, а на Алтае нет родственников Г.И.Гуркина? Насколько известно, что в г. Горно-Алтайск жива и здорова внучка фотографа С.И. Гуркина- родного брата Григория. Почему мы не говорим о ней? Здесь, также есть и продолжатели рода. Кажется родная внучка Степана Григорьевича могла бы поделиться своими воспоминаниями

      • Григорий тоже д.б. Ивановичем?
        отсюда Он — Степан Иванович?
        вы какого Степана Григорьевича имели ввиду?
        или оче-пятка?
        небольшая опечатка?

      • Это дело искусствоведов и историков, на данный момент речь шла о прямых потомках Григория Гуркина. Внук Степана брата Григория общался с Кристиной когда она приезжала. Может и продолжатели рода есть которых мы не знаем. Если по дочери Ангелине у нее было 5 детей: двое умерли в детстве, у Юрия детей не было он молодым ушел, у Александра две дочери в Питере, у Михаила два сына в Воронеже. Обо всех изучают историки и пишут, просто долго не могли найти детей Михаила, 50 лет назад он выихал в Киргизию и связь была утеряна. Кристина дочь одного из сыновей Михаила. Поэтому и было такое внимание ей и ее отцу.

  2. Следует добавить, что первой на защиту Воронежа в ВОВ встала 232 Алтайская стрелковая дивизия, сформированная в Бийске. Каждый второй воин из Горного Алтая сложил голову именно в боях за Воронеж. Город отстояли, фашистам не сдали. Город Воронеж можно назвать побратимом Горно-Алтайску.

    • «…так женись, хороняка!
      царь отпускает ее к тебе!…!

      для сведения —
      это знаменитая фраза из знаменитого кинофильма,
      это точно

  3. Про «гуркинистов» написали так, что невольно задумываешься о возникновении СВИДЕТЕЛЕЙ ГУРКИНА и явлении их первых адептов в миру. Не перебарщиваем ли мы с культом личности?

    • Когда с аэропортом скандалы шли, меня тоже этот культ личности напрягать начал.
      Как можно вообще было додуматься голосование устроить. Назвали бы без выбора Гуркиным — никто бы и слова не сказал. Нет, надо было раздрай в рядах устроить.
      У Рериха свой талант и своя роль была, у Гуркина, наряду с талантом, более яркая роль для коренных жителей Алтая и более трагическая. Они оба по-своему великие, но выбирать между ними двумя было НЕЛЬЗЯ.

      • >>»никто бы и слова не сказал»

        Почему так думаете?

        У Гуркина были несомненные заслуги и роль при формировании национальной автономии.

        Но был И.И. Некоряков — председатель Советов Улалы, арестованный во время мятежа в котором участвовал Гуркин, и позднее расстрелянный. Были другие представители Советов в сёлах, также арестованные и расстрелянные каракорумцами в ходе захвата власти. Были те, кто в советское время добивался создания и развития автономии. На мой взгляд они не менее достойны, но о них не принято говорить.

        На мой взгляд, концентрация внимания на Гуркине, лишь часть политического заказа, продвигающего определённый взгляд на историю. То что аэропорт решили таки оставить без дополнительного имени, вполне устраивает.

  4. Как и всем деятелям трудов и изыскании РА еи надо передать какую нибудь грамоту.пусть будет лучшеи медсестрои или самои красивои или самои грудастои,без разницы.

  5. ДОЛЖНОСТЬ в ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РА — пожизненную и высокооплачиваемую! Ну и звание, конечно…., да, и еще орден Тан Чолмон

  6. Не было бы атамана Кайгородова, не было бы ни республики ни алтайцев, а вы плюю те до сих пор на казачество. Чорос-Гуркин, был яро за казаков, читал его допросы. Колодец не бездонный!

    • Донские казаки на камлании у телеутов- алтайцев.
      Из альбома Karl Rechberg, Paris. 1812–1813.
      Посмотрите для кругозора!

    • …А как быть с картиной Чорос-Гуркина «бандит КАЙГОРОДОВ» приобретенная облисполкомом в декабре 1927 года…Президиум исполнительного комитета Ойротской автономной области за № 117-б-2 от 3.12.1927 года…

      • Это называется — переобуться в прыжке.
        Господин Кайгородов несколько приуныл, а товарищу Чорос-Гуркину еще жить и жить, почему бы и не служить на благо страны Советов.
        Известная расхожая фраза, приписываемая Колчаку — «Не трогайте артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти».

    • Анатолий 15 февраля 2020 в 23:59 :
      «… Не было бы … , не было бы ни республики ни алтайцев, а вы плюю те до сих пор на казачество…»

      есть вопрос?
      вы что-нибудь читали или быть может слышали про стоянку первобытного человека в Улале?
      так называемую Улалинскую стоянку?
      если нет — то очень жаль,
      быть может свои разглагольствования в сослагательном наклонении о том, чего бы ни было,
      либо — что бы было,
      вы распространили на всю многовековую-тысячелетнюю-сотнитысячелетнюю
      ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

      И К ВАМ ВОПРОС:
      — слабо будет пофантазировать на тему превращения обезьяны в человека
      НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ?
      как-то вот хочется понять глубины ваших научных познаний, фантазий и желаний?

  7. В период 1979-1982 годов мне довелось работать под началом старшего геолога Штерн Александра Павловича в Курайской геологоразведочной экспедиции. Мы все знали, что он — внук Чорос Гуркина, но в то время как то не придавалось большого значения этому обстоятельству…

    • Штерн Александр Павлович похоронен в Манжероке, дочери у него в Санкт — Петербурге. Да все знали что он внук Гуркина но тогда сильно не афишировали, его отец сам по себе был интелегентнейший человек и личность неповторимая,он был первый директор Усть Коксинской школы, прошел войну ,

  8. вот что я намедни прочел в книге «Мудрый богатырь», стр. 135: «историю авантюристического создания и бесславного падения КараКорумской управы — этого контрреволюционного учреждения, рождённого при непосредственном участии сибирских эсеров-областников (Г. Потанин, Н. Ядринцев — И.Т.) и меньшевиков. При этом враги Советской власти использовали тщеславные устремления национальной буржуазии — баев и торговцев, немногочисленной прослойки интеллигенции, сложившейся к тому времени из числа тех, кого выпестовала православная миссия — этот отъявленный непримиримый враг трудовых масс, который, не удосуживаясь одним лишь формальным крещением, отнимал и отторгал в свою пользу лучшие земли, иссушал и вынимал саму душу народа, пытаясь превратить весь Алтай в свою огромную вотчину, «божью землю», где влачили бы существование, выражаясь современным термином, одни лишь послушные им, безропотные «манкурты» без чести и достоинства.
    Но трудящиеся Горного Алтая — алтайцы и русские — быстро раскусили суть Горной Думы и Кара-Корумской управы. Тут, под фальшивой вывеской национального самоопределения, оказалось, мирным и дружным образом уживаются, хозяйничают сполна, еще пуще чем прежде, именитые баи, «лучшие люди» — якшилары капиталистического образца, …нет в Кара-Коруме только подлинных представителей трудящихся, нет самого народа, от имени которого самозванцы вершили свои кровавые дела…
    И действительно, достаточно только поднять протоколы учредительного сборища Кара-Корума, чтобы убедиться в его истинном характере. Кроме художника Г.И. Гуркина, избранного для прикрытия зловещей белогвардейской сущности Кара-Корума, там нет алтайцев — выходцев из народа».

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...