Третий археологический сезон на Пазырыке: завершено доследование Пятого кургана

Третий археологический сезон на Пазырыке: завершено доследование Пятого кургана

7 сентября 2019 года, 15:50
47

Завершился третий полевой сезон совместной археологической экспедиции Горно-Алтайского государственного университета и Государственного Эрмитажа по доследованию и восстановлению Пазырыкских курганов в Улаганском районе Республики Алтай. Об итогах сезона на сайте ГАГУ рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии, старший научный сотрудник музейного комплекса ГАГУ Никита Константинов.

Совместная экспедиция ГАГУ и Эрмитажа у села Балыктуюль Улаганского района работает с 2017 года. Работы проводятся с целью доследования и восстановления Пазырыкских курганов, раскопанных в 1929 и 1947-1949 гг. Курганы относятся к скифскому времени (V-III вв. до н.э.), их изучали ленинградские археологи Сергей Руденко и Михаил Грязнов.

Благодаря тому, что в курганах сохранилась мерзлота, в свое время ученым при раскопках удалось обнаружить здесь огромное количество предметов из органических материалов – одежду, ковры, конскую упряжь и многое другое. Обычно изделия из органики полностью истлевают, и археологи их не находят. На Пазырыке же сохранилась даже еда, замороженные трупы лошадей и мумифицированные тела самих правителей, погребенных в царских курганах.

В этот полевой сезон экспедиция завершила работы по доследованию могильной ямы Пятого пазырыкского кургана. Этот знаменитый царский курган был раскопан под руководством Сергея Руденко в 1949 году. В могиле были найдены мумифицированные тела мужчины и женщины, ковры, повозка с четырьмя большими колесами, одежда и множество других предметов материальной культуры.

Как отмечает Никита Константинов, несмотря на то, что на месте старого незасыпанного раскопа была глубокая воронка, оказалось, что под слоем камней осталась мерзлота, поэтому оставленные после раскопок деревянные конструкции и предметы прекрасно сохранились. В ходе повторных раскопок был найден целый ряд древних изделий – фрагменты войлочного ковра; деревянные и войлочные детали конского снаряжения; инструменты, которые «пазырыкцы» использовали при рытье ямы; много деталей знаменитой «колесницы» и другие вещи. Также обнаружены находки, связанные с раскопками 1949 года – носилки, верхонка, железный ковш и т. д.

Главным результатом работ стало исследование внешнего сруба погребальной камеры. Это крупное сооружение, построенное для похорон пазырыкского «царя», очевидно, было создано как модель реального дома. По крайней мере, операции, применявшиеся при строительстве сруба, использовались и в обычном домостроительстве у населения Алтая скифского времени. На всех бревнах с внешней стороны пазырыкскими строителями были нанесены отметки. Отметки-насечки наносились таким образом, что на бревнах нижнего венца была одна насечка, а на бревнах верхнего десятого венца – десять. Это свидетельствует о том, что сруб сначала рубили на поверхности, а затем разбирали и вновь собирали уже в могиле.

Напомним, ранее сообщалось, что бревенчатый сруб гробницы родовых вождей Горного Алтая скифской эпохи был передан в фонды Национального музея Республики Алтай. Это самая древняя и самая большая деревянная погребальная конструкция в России, ее размеры — 4 на 7 метров, высота — 2 метра. Отныне сруб будет экспонироваться в Горно-Алтайске.

Усыпальница состояла из двойного сруба с полом и двойным потолком, внутренний сруб был увезен в Государственный Эрмитаж, но наружный сруб остался в кургане. Эту срубную камеру из лиственных бревен извлекли только в этом году.

Кроме того, этим летом удалось достичь значительных успехов по музеефикации Пазырыкских курганов, которая проводится теленгитской общиной «Кун» (Солнце). Создана первичная инфраструктура, позволяющая производить бережный осмотр памятника, установлены информационные стенды и смотровая площадка.

В археологических работах приняли участие сотрудники и студенты ГАГУ, сотрудники Государственного Эрмитажа, студенты Корейского государственного университета культурного наследия (город Пуё, Южная Корея), а также волонтеры из Республики Алтай и других регионов России.

Большое значение имело участие в полевом исследовании сруба специалиста по древней деревообработке, доктора исторических наук Владимира Мыльникова, дендрохронолога, кандидата исторических наук Игоря Слюсаренко из Института археологии и этнографии СО РАН и реставратора Натальи Васильевой из Эрмитажа

Полевые работы проводились при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований «Комплексное изучение погребальной архитектуры царских курганов скифского времени Алтая на погребально-поминальном ансамбле в урочище Пазырык», гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов теленгитской общине «Кун» (Солнце), а также средств Государственного Эрмитажа и ГАГУ.

Научные и музейные мероприятия, проводящиеся на Пазырыке, способствуют сохранению уникального объекта историко-культурного наследия и в значительной степени расширяют наши представления об этом древнем погребально-поминальном ансамбле и о культуре «пазырыкцев» в целом.

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

47 комментариев

  1. А этого …новосибирского академика нет?, кто настойчиво ездил нам по ушам, о том, что укокская мумия не имеет родственности с местным населением. Все эти пассивные гомосексуалисты- нацисты ему хлопали и цитировали везде. А потом Ррраз, межд эксперты провели официальное исследование ДНК, укокская мумия оказалась предком по генам, академик тоже подпись поставил сам, под результатами))) , которые сам публично многократно опровергал, чем поставил свою компетенцию под вопрос.
    с тех пор на эту тему как воды в рот набрали, нацисты помалкивают, заткнули, а шума то было))). Надо академику закрыть сюда дорогу, и также привлечь к ответственности за мошенничество с артефактами, за намеренную ложь, за пропаганду и возбуждение ненависти.

    • один многознающий верующий местный старейшина рассказывал что после раскопок «укокской принцессы» с тем самым академиком и его командой случились неприятные жизненные истории и повторялись они многократно, чуть ли не преследуют их по жизни, Горные Духи Алтая…
      Великий Григорий Иванович Чорос-Гуркин отразил в своих картинах не раз их присутствие, картина «Озеро горных духов» наполнено такой мистикой.
      из ваших предложений все.таки следует, что исправился тот академик?

  2. А в Манжероке, в Чултуковом логе прямо на древних курганах у дороги здоровенный сруб поставили, видно очередной кабак будет. Пляски на костях. И всем на это по барабану…..

  3. Так у памятника Шишкову все курганы раскопаны, там ничего не осталось. Курганов нет — можно строить че хошь.

  4. Нацистом, как раз Вы и являетесь огульно обвиняя всех, кто вас не похож внешне. Ссылку на ресурс о генетическом родстве скиньте сюда, пожалуйста. Если её нет, значит Вы лгун. Да и вообще, хватит уже мусолить тему курганов, к которым Вы никакого (от слова «совсем») отношения не имеете. Ни царей, ни дворян, ни армии, ни такой материальной культуры у вас не было, и быть не могло. Это сродни тому, как пропагандисты Россию третьим Римом называют. Сравнить Рим и Россию… Даже спустя века отсталось видна во всем. Поэтому господа нацики, успокойтесь.

    • Ученые из Института цитологии и генетики​ СО РАН вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы понять демографические основы истории скифов. Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.

      Ученые работали с полногеномными данными по восьми индивидам и митоходриальной ДНК 96 человек, живших в первом тысячелетии до нашей эры в евразийской степи, от Причерноморья до Алтая.

      Выяснилось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обеих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи. Что касается происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири).

      Что же касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами — что говорит о некоторой преемственности между группами населения. Потомков западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных — лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа). Последняя связка требует отдельного исследования: обычно считается, что экспансия тюркских языков в Евразии началась гораздо позже, от VI века нашей эры. Влияние скифов на этногенез тюркских народов может быть выяснено в рамках будущих генетических исследований.

      Это публикация с портала «Новости сибирской науки» — проекта Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН.

  5. Орус » билимчилер» ле » шиҥжӱчилер» бойлордыҥ кӱйӱнижи учун ол скифтер слердиҥ ӧбӧкӧлӧригер эмес деп угузып биске айдып турдылар. Је чын јарыкка чыкты. Бойыма орус шиҥжӱчи анайып куучындады, је мен ого ӧскӧ кӧрум-шӱӱлтени керелеп турдым…база ол алтай кижилерге орустардыҥ буттарыга бажырар керек деп айткан, бис слерди јунуп кийдирип кирлӱ айылыгардаҥ чыгардыс деп айткан. Је мундый билимчилерге бӱтпезис, олорго ачынбазыс, олор оору улус.
    Јебренде мында скифтер( курган,корым кижилер) болгон, эмди мында алтай албаты бар. Бис олордыҥ энчилери ле калдыктары.

  6. «Огульно обвиняя всех, кто на нас не похож внешне?..» Ты где это увидел, идиот?
    Ты подумай, Кто страдает от узнавания сведений о чужой истории ?
    Ты на свой счет очень близко воспринимаешь, а вроде не про твою историю говорят. когда сказали о чужих предках, ты вскакиваешь как ужаленный, хах))) все дело в том, что тебя воспитали, что ты великий, превосходишь в чем то других. Тут люди, местные рассуждают о своей истории, не касаясь твоей.
    Неужели ты от имени нацистов обиделся?? Неужели ты был в лице тех, кто с радостью нам твердил ( и тут повторяешь), что мы не имеем культуры, и что у нас о боже, ее и быть не могло. Что курганы наши, к живущим нам тут издревле не имеют отношения, про отсталость нашу национальную ты мне твердишь тут? Не являешься ли ты нациком прямым, утверждающим свое превосходство, и оскорбляющим мою национальность утверждением об отсутствии у моей национальности какой либо материальной культуры, об отсталости и тд?
    Заметь речь идет не о твоей национальности, а о моей, ты обо мне сейчас выражаешься и возмущаешься, что я якобы посмел про свои курганы говорить. Запрещаешь мне. Ты кто такой, чтобы мою нацию так оскорблять публично и оценивать? И кто меж нами нацист?

  7. Была экспертиза, по поводу укокской мумии, результаты подписаны и этим археологом, вслед за которым, почему то нам в лицо стали бросать такие вот утверждения об отсутствии у нас и того и этого. И курганы есть и живем мы тут, а асе равно нам говорят, что вы не тут и курганы не вы))) И добавляют и рот закрывают еще. И хорошо ты устроился, «нет ссылки лжец», поверишь на слово, или сам найдешь, нашелся барин. Ссылку мне искать лень, копать, было опубликована, тем более объяснятся, доказывать невиновному, перед всякими мудаками не вижу смысла. Ты откуда вылупился, и на каких основаниях требуешь, людям на истоиическое место указываешь, распределяешь по ценности народы, и вопросы задаешь?

  8. Основа науки исследование и обсуждение. Основа религии: — Чё тут исследовать и обсуждать если и так всё понятно.

  9. Всем сторонникам национального, расового, культурного, исторического, языкового превосходства, (коих стало много), надо зарубить на носу: Не бывает национальности без материальной культуры, истории, социальных слоев ( руководства, аристократии, воинов и тд), от слова совсем. Даже у отдельного, несчастного человека есть история, биография, следв его жизнедеятельности. Стереть историю чужую вам не удастся, как бы вам ни хотелось. Хотелки свои засуньте себе поглубже и примите как факт))) У меня всё

  10. Нынешние ближайшие потомки скифов это осетины. Конечно хочется иметь что-то великое. Хватит нагло врать! Примазываясь, вы позоритесь.

    • В 90-х годах один Мученый нашего региона с звериной фамилией доказывал, что и скифы, и «Укокская принцесса» — прародители оусской нации. Здесь родились, здесь произошел полный этногенез. И через несколько веков объявились в Новгородчине и вообще в Восточной Европе. Да вот восточнее р.Ока как то не обнаруживаются следы пребывания славянских народов в тех веках. Итак, получается появились в Западной Сибири и сразу же объявились в Восточной Европе! Если учесть, что тогда не было самолетов и вертолетов, то они перелетели на кожаных парапланерах!!!

      • А у них всегда так- «американцы, вот тупые», все просто. Они под это теорию подбивают, потом тебе доказывают, что тебя нет)))

  11. Это не моё мнение, уважаемый. Ваши комменты как пузыри в воду из одного всем известного места. Посмотрите на посмерные экспертизы внешности по костям черепа царя позднескифского государства Силура, девушки и мужчины из Пазырыкских курганов. Изобразительное искусство не пропадает само собой. У всех народов можно проследить его до седины веков. Сейчас Вы везде толкаете скифский звериный стиль, но отношение к нему никакого не имеете. Самое верное определение — отуреченные монголы.

  12. Это твое мнение.
    Ничего мы «везде не толкаем», к монголам относимся с уважением. Ты что персонально к монголам плохо относишься что ли? Не пиши нам историю, сами разберемся , без тебя.

  13. Откуда он взял, что мы дескать везде толкаем звериный стиль и про существование отуреченных монголов? Куда мы толкаем его? Ты что так действительно рассуждаешь что ли? Методом упрощения, обобщения и расстановки по иерархии?

  14. Не надо аргументированный спор подводить по разжигание национальной и расовой розни. Провоцировать Вас кураторы из органов плохо научили.
    Почему пишу? Просто надоели эти наглые инсеннуации местных нациков вокруг курганов и их содержимого. Хоть тресните, но Вы не имеете к ним никакого отношения. У вас своя отличная культура и история

    • Позволяя себе резкие высказывания впрямую касающиеся истории другого народа, рассуждая про ценности чужой культуры, истории, вы сами встаете на путь уголовного кодекса. Вас же никто не тянет за язык.
      Почему вам лично принципиально важно, что я не имею к ним никакого отношения? Вы же про мою историю позволяете себе рассуждать, объявляете народы вольно монголами отуреченными, не имеющими СОВСЕМ никакой материальной культуры и устройства. Вы кто после этого?

      • Если я высказываюсь по поводу наличия или отсутствия у какого то народа материальной культуры, то я должен быть готов, что это привлечет внимание представителей того народа. Почему вы вдруг лишаете народ следов его жизнедеятельности?? Как это возможно?

  15. Мы остатки тюрских народностей, оставшихся от тюркского каганата, завоеванные позже северными монголами, платили им дань. Как и многие народы того времени. Тем более жили по соседству, деватьмя некуда. Они до моря доходили…Входили в монгольские государственные образования, ассимилировались ими, но рабами не были, нами не торговали, мы имели свою землю Алтай, что признавали и монгольские власти. Земля была поделена между родами, она до сих пор отномитмя к разным сёкам.
    В процессе развала Джунгарии в войне с китайской империей, добровольно вступили в российское подданство, преследуемые китайцами и под казахскими набегами ( они вели сложную борьбу с Джунгарией окраиной которого мы являлись) Привели нас зайсаны, у нас имелось родовое устройство, обычное право, вооружение, мы жили в аилах, и теперь живем. У нас были купцы, типа Тобокова, есть родной язык, тюркской группы. Я понимаю тюрские языки на слух. Наша кровь это народы этих мест: гунны, тюрки, монголы и енисейские кыргызы, предки кыргызов и хакасов, оттого очень близок нам кыргызский язык, сейчас есть и славянское и казахское влияние. Так происходят народы, путем смешения, а не расстановкой по иерархии. Оттого и днк у нас будет общим естесственно.

  16. При чем тут неполноценность? Сам-то понял что написал? У русских есть псевдоисторики и диванны
    е исследователи, которые даже строительство пирамид присваивают. Вы примерно делаете тоже самое, примазываясь к скифам. Если следовать Вашей логике про генетику, и обобщать настолько, то все жители Евразии родственники. Первые исследователи Горного Алтая писали, что местные жители о курганах ничего не знают, кто их оставил и зачем. В большинстве своём они были разграблены варварами. У любого народа гробокопательство своих предков карается очень серьезно. Была когда-то цивилизация, уровень развития
    носителей которой вызывает изумление у людей умных и видимо страшную зависть у всякого рода пришельцев. Не примазывайтесь, жить надо по справедливости.

    • Курганы, погребальные захоронения респ. Алтай разграбили большевики в период становления Советской власти. «Брали» они золото и драгоценности и вывозили в Москву (как бы для казны ). По всей России происходили эти процессы (тоже самое происходило с конфискацией ценностей РПЦ)

    • Вы,жительРА,очень болезненно относитесть,по-вашему,к примазываниям,мол,не примазывайтесь! А мы и не примазываемся,вот не бойтесь,нам оно и не надо,как грится,что было ,то прошло! Спор ни о чём.

  17. Наглую ложь про большевиков даже комментировать не буду. Первые грабители курганов были намного раньше. Кто полезет в могилу к предку шариться, покажите мне этого человека. Пазырыкские курганы это следы древней восхитительной цивилизации.
    А теперь конретные факты примазывания, раз уж пошел такой разговор: 1. Герб РА, 2. Национальный костюм, выкроенный по исследованиям одеяний из захоронений, подготовленные командой профессора Н. Полосьмак, и его использование в представлениях на Эл Ойыне, 3. Изображение стилизованного марала в скифском зверином стиле на нацмузее, 4. Картины из войлока с рисунками скопированными с артефактов, 5. Манекены в музее, не соответствующие исторической правде, 6. Элементы конской упряжи, скопированные там же.

    • Вас праведный гнев одолевает потому,что по-вашему,алтайский народ не имеет права на эти рисунки,узоры,стилизацию и т.п.Мол,ваше место у …….. ,не примазывайтесь к величайшей культуре. К ней только вы,видимо ,имеете право примазываться.
      Мы смешаны все,мы бережно относимся к национальностям,по -доброму, истерить не надо. Других ниже себя не считайте. Терпеть не могу национализм. Своя кровь вся понамешана от Белого моря до Алтая и Латвии. Поэтому- МИР, ДРУЖБА!!!МЫ-АЛТАЙЦЫ,БУРЯТЫ,ЯКУТЫ многоие многие другие россияне-мы РУССКИЙ МИР.

  18. Действительно, у Вас есть свой язык, но он абсолютно не похож на язык, на котором говорили скифы и их настоящие потомки.

  19. Опять про иерархию и принижение алтайцев речь ведёте?
    Я люблю алтайцев и уважаю их настоящую культуру!!!
    Мои посты адресованы исключительно ярым националистам из среды алтайского народа. Всем в нашем городе они известны пофамильно. Это те, кто разжигает ненависть, указывает кому во что верить, и в случае любой словесной перепалки указывают на необходимость переезда за Долину Свободы.
    Везде ищете заговор и попытки унизить, на этом зарабатывая очки.
    В отношении пазырыкцев я говорю лишь про историческую правду и справедливость, которая попрана в настоящее время. Её необходимо восстановить и оставить в покое.

  20. Твое мнение можешь засунуть себе поглубже. Оно есть как факт, потому что мы тебя не спрашивали какой у нас герб и тд. И правильно сделали, и не будем спрашивать далее. Она есть потому что мы алтайцы есть , и ты про нас рассуждаешь потому что мы активный субъект, творящий все это. Государственную символику Республики не смей лапать, она защищена законом. Если тебя очень волнует, по причине что кто то смеет «примазываться», претендуя на место, которое ты нам не определил, то воспринимай это не как герб алтайцев, а как герб народов , населявших территорию Алтая. Мы же тут разные живем, а ты к нам претензии имеешь.
    А по сути, тебе когда нибудь прилетит это любовь порассуждать и оценивать чужие ценности. Я бы мог хоть завтра тебя привлечь за верхнее твое высказывание. Голову надо включать иногда, что эта за навязчиво повторяемый призыв «не примазываться»? А все таки я тебя немного поставил на место, ты стал вежливее рассуждать.

  21. Алтайцы, мы живем тут, это наша родная земля, наш язык, здесь умирали наши предки, мы их хоронили. Мы пришли в Россию со своей красивой землей, на похихикивающее мнение товарищей о вас, пошлые рассуждения о вашем месте, о вашей истории, о ценности вашей культуры и языка, кладите с прибором. При оскорблениях привлекайте по закону

  22. Они тут нас записывают тихонько в монголы, а тюрский язык нас обьясняют «отуречиванием монголов»)))) хотели бы политически игнорить, поднимая на смех наши символы, но не могут и борются с нами и уговаривают нас, а нам хоть бы хны.. сейчас в правительстве будет опять битком алтайцев. И заметьте , их не мы туда запихнули, это те алтайцы, которых призвали против алтайцев))) Что это за игнорирование?? хах. Не играй в алтайские игры, все равно будешь бит.

  23. И русские, мы вас не выгоняем, кто вам это говорит?? Где вы это слышите? Вы раньше приезжали нас не спрашивали, и уезжаете нас не спрашиваете, мы в этих процессах не виноваты, это ваша и наша страна. Вы нам жизненно нужны, нам Москва нужна, мы ваши первые союзники.

  24. Что Вы мне всё тычите, мы знакомы, друзья, родня? Я не против привлечения за свои высказывания по закону, действуйте, уважаемый. Жду)))
    Мне понравилось Ваше публичное высказывание: «Алтайцы, которых призвали против алтайцев». Для справки, утверждение о тайном заговоре по национальному признаку одних против других, как раз подпадает под действие ФЗ «О противодействии экстремизму». Вот и проявилась гнилая низменная сущность ярого националиста.
    Археологическая культура пазырыкцев является всемирным наследием, никто не вправе её присваивать, преписывать, подгонять под современные политические нужды. Я за восстановление справедливости, люди должны знать правду. Потому что через 20-30 лет эта наглая ложь уже переродится в истину. В музее, где хранится мумия уберите маникены не соответствующие исторической истине. Говорите правду людям, которые интересуются историей алтайского народа, и всё…

  25. Вот так, впредь будешь корректен, и знай свой уровень возможностей, просит он убрать, сейчас разбежался. Мы делаем, а ты в интернете пишешь, вот расстановка. Говорим, что мы желаем, и через 20, 30 лет будет как надо, ты сам это знаешь.

  26. «Корректно поставил на место», очередной высер от нацика BTW. Гнилой пропагандист превосходства, заговоров, игры и т.д., с такими воззрениями только на скамью подсудимых.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...