В Горном Алтае пройдет крестный ход «По следам алтайских миссионеров»

15 июля 2010 года, 17:26
1 208
35

По благословению Преосвященнейшего Максима, Епископа Барнаульского и Алтайского, в Республике Алтай состоится крестный ход «По следам алтайских миссионеров». Выход крестного хода 21 июля после литургии в Свято-Духовской церкви Маймы.

Крестный ход пройдет по маршруту Майма – Кызыл-Озек – Александровка – Чемал – Уожан – Эдиган – Ороктой – Нижняя Талда – Онгудай.
Завершится крестный ход 31 июля Божественной Литургией в Свято-Троицкой церкви в селе Онгудай.
Ответственными за проведение крестного хода являются помощник благочинного по работе с молодежью иерей Лаврентий Донбай, иерей Николай Шмидтке, иерей Сергий Коробейников, помощник благочинного по миссионерской работе иерей Павел Тайченачев.
Целью крестного хода является проповедь Слова Божия, свидетельство Истины Православия, оживление церковной жизни в селах по маршруту следования и привлечение общественного внимания к значению подвига алтайских миссионеров.

35 комментариев

  1. никакой истины слова божья нет. Библия это история евреев. Жаль что через библию изучается их история народами в том числе и России. У русских есть свои древние боги которые сто крат прекраснее еврейских богов.

  2. а у местных благословение спросили? Как-то несимпатично. Да и вообще мессианство в Сибири — нонсенс. Свободные края.

  3. Будут идти пешком? Грязные и потные будут.

    А вшей с собой понесут, как было раньше в крестный ход XIX вв.?

    Видимо им это в кайф?

    Кто спонсор?

  4. Торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией по тому или иному случаю называется крестным ходом. Поводами для крестных ходов служили как определенные постоянные праздники, дни святых и чудотворных икон, так и конкретные обстоятельства, требующие каждый раз назначения срока — начало и конец сельскохозяйственных работ, первый выгон скота, засуха, непрерывные дожди, эпидемии и эпизоотии, необходимость освятить определенные места (перекрестки, колодцы и др.).

    Засуха. При засухе, например, в Бобровском у. Воронежской губ. крестный ход на поля происходил следующим образом. «В назначенный день все собираются в церковь и, отстоявши утреню и литургию, поднимают образа и хоругви и обходят кругом все поле. Впереди идут с иконами, за ними — священник, облаченный в фелонь и епитрахиль, несет крест; сопутствующий клир поет богородичны гласы и разные духовные песни; за клиром следует народ разного пола и возраста. В пяти местах, вперед избранных, весь ход останавливается, и служат молебны с водоосвящением». Первый молебен посвящали Спасителю; по окончании молебна все прикладывались ко кресту и священник кропил каждого святой водой; оставшуюся воду выливали на пашню. Второй молебен посвящали Божией Матери; третий — свт. Николаю; четвертый — прор. Илье. Пятым служили молебен о бездождии.

    «Поднять образа». В иных местах молебен о дожде во время засухи строился несколько по-другому: останавливались не в установленных заранее местах, а по мере расходования св. воды. Такой вариант подробно описан в 1856 по Зарайскому у. Рязанской губ. Начиналось все с разговоров между собой крестьян, обеспокоенных состоянием хлебов. Религиозная основа этого предварительного обсуждения очевидна из записей современника события: «Плохо; не дает Бог дождя», — говорит один. «Видно, Господа Бога прогневали, — замечает другой, — недавно я ходил в поле: больно худо, и не смотрел бы. Овес от земли и на четверть не поднялся, а уж кистится, по буграм же и совсем пожелтел, сгорел». — «Пора бы образа поднять, — говорит третий, — вон, третьего дня мухинские подымали». — «И в Рудневе подымали вчера», — замечает пятый, и пример соседей решает вопрос окончательно».

    День для поднятия образов выбирали чаще всего праздничный. К священнику обращались с вечера — «вот, мол, образа желают поднять». Утром все мужики и свободные от хозяйства и детей бабы шли в церковь. «Отслушав заутреню, берут хоругви, все образа, носимые в Пасху, образ Ильи-пророка и, предшествуемые священником, при пении причта, идут в деревню». Этому крестному ходу придавалось такое значение, что, как мы видим из приведенного свидетельства, состав икон был такой же, как на Пасху. Особо оговорен образ Ильи-пророка, к которому, как известно, всегда обращались с молитвами о дожде.

    Остановки. Первая остановка все-таки и в этом варианте делалась в определенном месте — на выгоне, возле часовни. Там служили молебен о дожде с водосвятием и коленопреклонением. После молебна крестный ход шел либо вокруг «всей дачи, по генеральным рубежам» (то есть обходили всю относившуюся к данной общине землю), либо шли только вокруг полей, находящихся в данное время под хлебами. Священник кропил поля св. водой, что сопровождалось пением молитв. Пройдя значительное расстояние, крестный ход останавливался, так как заканчивалась св. вода. Наполняли заново водосвятную чащу из ближнего водоема и снова служили молебен с водосвятием, после чего ход двигался далее. Когда обходили всю дачу, то служили три-пять молебнов, а иногда и больше.

    Участники. Если вблизи дачи какой-либо деревни находился перекресток или распутье дорог, то там ставили постоянные часовенки (в данном случае — столбик с образком под кровелькой), около которых останавливались крестные ходы, когда обходили поля. Образа нести во время крестного хода могли все желающие; таковых было много, поэтому часто менялись; но те, кто нес икону по обету, — не отдавали ее никому. Священнику эту службу оплачивали всем миром, делая раскладку по дворам общины.

    Подобные крестные ходы с молебнами совершались и в связи с другими причинами неурожаев. Они могли включать освящение колодцев, обход самого селения и выход в поле, совершение водосвятий на распутьях. Иногда после молебна в поле делался обед.

    Панихида перед ходом. Молебен на полях о прекращении засухи, которому предшествует панихида на кладбище, описал в своих воспоминаниях митр. Вениамин (Федченков). Он происходил из крепостных крестьян и, будучи студентом Духовной академии (первые годы XX в.), приезжал в родную деревню в Кирсановском у. Тамбовской губ. Там он пел на клиросе. И вот однажды, засушливым летом, группа мужиков подошла к клирошанам и просила передать батюшке просьбу: совершить молебен по полям о дожде. Священник согласился. «Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы и под трезвон колоколов направились... куда же? На общее кладбище свое... И там мы отслужили сначала панихиду по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка, исстари велся этот обычай: живые молились по умершим, чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких... Мудрый и умилительный обычай Святой Руси... В это время наши родные женщины-богомолочки бросились по разным концам кладбища, к родным могилкам, и кое-где послышался жалобный плач... Потом мы пошли с пением молитв по полям. Что это были за горячие молитвы! Я и сейчас не могу удержаться от слез жалости и умиления к этим Божьим детям... И не раз на полях приходили мне такие мысли: «Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих! За эту веру их, за слезы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!» — почти требовало чуда сердце мое.

    И было оно... В тот ли день или на другой пошел дождь... И не помню я из своей жизни случая, чтобы такие молебны вообще оставались без исполнения».

    Ход «на зеленя» и сев. В иных сообщениях с мест по программам научных обществ были выделены «крестные ходы в поле для молебствия» по трем причинам: по поводу засухи, на зеленя (то есть для освящения молодых всходов зерновых) и во время засева. В последнем случае священник после молебна с водосвятием сам бросал на пашню первую горсть посевного зерна, взяв ее из севалки, где было смешано сборное зерно — от каждого двора. Затем он шел краем поля поперек всех полос в сопровождении дьячка с водосвятной чашей и кропил. И сразу же за ним двигался крестьянин, выбранный на сходке для почина сева.

    Информаторы из Мосальского и Жиздринского уездов Калужской губ. подчеркивали в качестве поводов для молебнов в поле — запашку, засев и жатву. При этом писали, что служат «перед иконами», то есть молебну предшествовал здесь тоже крестный ход. Молебен в поле, связанный с севом, мог быть перед посевом хлебов, во время него и по завершении. Напр., в сельце Почаево и относящихся к нему деревнях (Калужской губ.) после весеннего посева хлебов служили общественные молебны, то есть заказанные общиной. В этот день не работали.

    Памятные ходы. Молебны от стихийных бедствий местами совершались не только тогда, когда уже беда посетила данную местность, но служили их ежегодно в определенные, установленные по традиции дни, независимо от состояния погоды. Так, в д. Мешкова (Орловской губ.) бывали ежегодные молебны в поле в последнее воскресенье перед Вознесением — от засухи; на Казанскую (8 июля) — от градобития. Вот какова история крестного хода с Абалакской иконой Божией Матери.

    Летом 1665 года в Тобольске и во всех его окрестностях беспрерывно шел проливной дождь: хлеб, овощи и трава погибли. Народ приходил в отчаяние. В несчастии обратились к Божией помощи: тогдашний Тобольский архиепископ Корнилий послал освященный собор в село Абалакское за чудотворною иконою Божией Матери. 7 июля икона, с подобающею святыне честью, была вынесена из Абалака, а утром 8-го принесена в Тобольск.

    Преосвященный в полном облачении, со всем городским духовенством, в сопровождении градоначальников и множества народа, с иконами, крестами и хоругвями, вышел для сретения ее «за Воскресенские ворота на поле», и когда несшие ее приблизились и остановились, он сказал: «О, Владычице мира! Умилосердись над градом твоим и людьми, согрешившими Тебе, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит нас ныне от гнева Своего праведного». При этих словах архипастырь пал на землю и молился со слезами, облобызал святую икону и, начавши молебен, пошел с нею в собор, а по прибытии туда и по окончании молебна начал служить литургию.

    Служба еще не окончилась, как, к удивлению и радости всех, мгла рассеялась, дождь прекратился, облака исчезли, и сделалось вёдро. В память сего благодетельного события и для всегдашнего благодарения Господа Бога и Его Пречистой Матери преосвященный Корнилий установил — приносить Чудотворную икону Божией Матери из Абалака в Тобольск ежегодно ко дню великомученика Прокопия, т.е. к 8-му июля, и стоять ей там в соборе до 20-го числа того же месяца, до праздника пророка Божия Илии.

    Через три года после сего, именно в 1668 году, архиепископ Корнилий был вызван в Москву для производства в сан митрополита. По возвращении из Москвы он услышал от недобрых людей, будто в его отсутствие духовенство встречало Абалакскую икону Божией Матери без надлежащего благоговения, и в то время, как она стояла в соборе, будто бы производили разного рода бесчинства. Преосвященный прогневался, поэтому в следующем году ключаря соборного, когда сей при наступлении времени приноса иконы из Абалака, пришел принять благословение, подверг наказанию, укорив наперед за прошлогодние беспорядки, а икону приносить запретил. Таким образом, приноса иконы Божией Матери в Тобольск в 1669 году не было.

    Но донос на соборян был ложный, и преосвященный поверил клевете без исследования дела; потому его постиг гнев Божий: он подвергся тяжкой болезни, которая продолжалась пять месяцев. Так как и в 1670 году митрополит Корнилий, все в гневе на прежнее поведение соборян, не хотел возобновить приноса в Тобольск Абалакской иконы, несмотря на то, что 8 июля уже приближалось, то его вторично постигла болезнь, так, что без посторонней помощи ходить он не мог; и замечательно, — чем ближе было ко времени приноса иконы, тем сильнее делалась болезнь. Преосвященный призывал врачей, но тщетно. Наконец, уже в сентябре месяце (как повествует летописец), он понял причину страданий — сделанное им запрещение, притом вопреки собственному своему постановлению и единственно по клевете на невинных, приносить в Тобольск из Абалака чудотворную икону Божией Матери... Посему, проливая слезы о своем согрешении, он немедленно послал за чудотворным образом в Абалак освященный собор, и по приносе в город (что было 25 сентября, в день воскресный) велел по-прежнему поставить его в соборе и служить литургию.

    По окончании служения, владыка приказал принести святую икону к себе в келью и, когда начался звон к выносу из собора, велел прислуге вывести себя в приемную комнату и поставить подле окна, дабы видеть, как понесут Владычицу. Что же? Едва он увидел из окна лик Пречистой Девы, как почувствовал облегчение своей болезни. Когда же икона была внесена в самые кельи митрополичьи, больному стало так легко, что он без помощи других сам собою мог и стоять в продолжение молебна, который служили у него во внутренних комнатах, и проводить Икону до того места, где принял. Этого мало: на следующий день преосвященный был даже в состоянии идти в собор, там облачиться, служить благодарственный молебен Господу Богу и Божией Матери за ниспослание небесной помощи и, по разоблачении, стоять литургию. Преосвященный Корнилий приказал тогда же описать совершившееся над ним чудо и навсегда возобновить сделанное им в 1665 году постановление приносить чудотворную икону Божией Матери к 8-му июля из Абалака в Тобольск, а 20-го числа того же месяца возвращать в место постоянного ее пребывания.

    Благодарственные и умилостивительные. По поводу молебнов, о которых просили крестьяне, как в благополучное, так и в неблагоприятное время, Т. Успенский пояснял в 1859: «Крестные ходы на поля совершаются по древнему обычаю, преимущественно же во время засух, нечаянной и несвоевременной стужи и т.п.; молебствия совершаются умилостивительные. Но не отлагаются ходы и тогда, когда все благоприятствует прозябению хлебных растений и обещает обильные плоды; но тогда молебствия бывают благодарственные».

    Первый выгон скота. Если крестные ходы и молебны, связанные с началом или концом определенных стадий земледельческих работ, назначались преимущественно по обстоятельствам, то молебен по случаю первого выгона скота повсеместно было принято приурочивать ко дню св. Георгия (Юрьев, или Егорьев день) — 23 апреля (6 мая н.с.).

    Ходы к святыням и со святынями.

    Особое место в годичной системе крестных ходов и молебнов занимали службы, посвященные конкретным святым, а также связанные со святыми источниками или колодцами и часовнями. Ходы к местным святыням могли быть обращены к определенному святому, но могли и не иметь такой связи Рассмотрим некоторые варианты таких ходов с молебнами.

    К часовне. В приходе с. Короцка (Новгородская губ.) «в день мученицы Пятницы бывает крестный ход из церкви в часовню, отстоящую в 14 верстах и устроенную при болоте на Ключе. Часовня устроена в древнее время по следующему случаю. Как гласит предание, здесь явилась икона вмц. Параскевы; икона трижды была переносима из часовни в церковь, но обратно туда возвращалась, пока не сняли с нее копии и не поставили в часовню. В этот день богомольцы, особенно женщины, по обетам или по вере в целительность вод, непременною обязанностью считают купаться в ключах, бьющих близ часовни». Такой вариант был широко распространенным выражением народного благочестия: крестный ход к часовне, посвященной определенному святому и имеющей икону этого святого. Чаще всего сохранялось и местное предание о явлении иконы или о строительстве часовни. Такой ход приурочивали, естественно, ко дню этого святого.

    В этом же приходе в день свт. Тихона совершался крестный ход из церкви на могилу его родителей для служения литии (свт. Тихон Задонский родился в селе Короцко). Установлен он был с 13 августа 1861, то есть со дня прославления святителя.

    На родник. В с. Куженкине этого же уезда происходил ежегодно «в пяток пред Ивановым днем, иначе в Ивановскую пятницу» крестный ход на св. родник, «замечательный по своей чистой и приятной воде». О времени и причинах учреждения этого хода в селе уже в 1860-х не сохранилось никакого предания. Пятница перед днем Иоанна Крестителя входила в число особо почитаемых в народе двенадцати пятниц в году. Можно предположить, что некогда по молитвам, обращенным к Иоанну Крестителю, произошло какое-то событие, связанное с этим родником.

    В других случаях коллективная память о подобных событиях сохраняла и в к. XIX в. (а иногда хранит и доныне) даже подробности жизни святого, относящиеся к данной святыне. В селе Погорелове (на р. Уятоме) Пошехонского у. Ярославской губ. было известно, что колодец, вода которого считалась святой и, соответственно, целительной, вырыт собственноручно прп. Корнилием. К колодцу ежегодно совершался крестный ход. В том же уезде в с. Покровском (на р. Кештоме) был колодец, выкопанный собственноручно прп. Леонидом, сподвижником прмч. игумена Адриана, Пошехонского чудотворца. Каменная часовня, к которой ежегодно совершался крестный ход, была выстроена, по преданию, на том месте, где подвизался прп. Леонид. В часовне даже сохранялся камень, служивший изголовьем для святого.

    Вятский ход. Немало было таких крестных ходов, посвященных конкретной святыне, которые собирали тысячи богомольцев из разных мест. Обычно это было в тех случаях, когда святыня имела давнюю широкую известность, а самый ход насчитывал сотни лет от своего основания. Таков был, например, в ХIХ в. ход из Вятки в с. Великорецкое с чудотворной иконою свт. Николая Чудотворца. «Кто не знает того, как у нас на Руси совершаются крестные ходы? — пишет А. Вознесенский, автор исследования о почитании свт. Николая Мирликийского в России, описавший, в частности, и этот ход — В это время, посвященное особенному действованию святыни, каждый из местных и приходящих богомольцев считает своим долгом не только поклониться святыне, но и воздать хвалу ей и испросить себе чрез нее милости у Господа и Его угодников в особом молебном пении.

    Итак, дня за два с этой целью начинают прибывать громадные массы, из окрестных и самых отдаленных обитателей Вятской земли к крестному ходу. 21 мая после литургии вся накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей во главе, с церковным пением и звуками военной музыки («Коль славен наш Господь») направляется по отлогому спуску от собора к набережной реки Вятки Здесь совершается молебен Угоднику пред его чудотворной иконой: город как бы прощается на время с своей святыней-сокровищем, и затем образ на особой красивой лодке, под голубым балдахином, переправляется на ту сторону реки, чтобы проследовать чрез лежащие на дороге села. Макарьевское, Бобинское, Загорское, Монастырское и Гороховское, дальше в село Великорецкое».

    В течение долгого времени этот крестный ход, как и некоторые другие вятские ходы, совершался водным путем на стругах или плотах — по рекам Вятке и Великой; с 1778, по специальному решению, начали совершать его сухопутно, за исключением переправ, разумеется. В к. XIX в. переправа людей с иконою через Вятку сопровождалась церковным пением и звоном колоколов, берега были усыпаны богомольцами. Большинство из них продолжало участие в крестном ходе до р. Великой; в с. Великорецком служили два молебна: в древнем храме Преображения, где и оставался образ Святителя с24 по 26 мая, и в более новом храме Николая Чудотворца, имевшем свою местную чтимую икону его, называемую «Житель».

    24 мая после литургии крестный ход направлялся к обширной каменной часовне, расположенной в лесу, на поляне, непосредственно на месте обретения образа. Посредине часовни — колодец над источником, происшедшим, по преданию, из-под корней той сосны, на которой когда-то был найден образ. Затем богомольцы шли служить панихиды на расположенном недалеко от часовни кладбище, где была своя деревянная церковь.

    Возвращался крестный ход с иконою свт. Николая Угодника из села Великорецкого (уходили 26 мая) в Вятку иным путем — через с. Медянское. В семи верстах от Вятки его торжественно встречали у часовни с. Филейки, где образа оставались и на следующий день. 28 мая ход вступал в Вятку, где происходили литургия с архиерейским богослужением и молебен. После этого начиналось движение чудотворного образа с другими местночтимыми иконами — Куринской Архистратига Михаила и Тихвинской Божией Матери — по домам тех горожан, которые хотели отслужить у себя молебен.

    Этот многодневный и многоступенчатый крестный ход, представлявший собою, в сущности, систему крестных ходов с молебнами, входил сам как часть в большую систему ходов с особо чтимым образом Святителя Мирликийского по Вятской гу6ернии

    Вятская система крестных ходов с конкретным образом не представляла собой исключения. Аналогичные явления народной духовной жизни происходили и в других регионах. Крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря охватывали многочисленные города и села Новгородской и Тверской губерний — вся система этих ходов занимала почти половину года.

    Из округи к главной святыне. Выше отмечалось движение крестных ходов, встречавших путешествующую святыню. Бытовала и иная структура сложных ходов, формировавшихся из многих простых шествий: из нескольких населенных пунктов — центров приходов, разбросанных на обширной территории, двигались в определенный день самостоятельные крестные ходы к одной точке, где находилась святыня или несколько святынь. Таким центром одновременного движения многих крестных ходов как бы по радиальным маршрутам мог быть монастырь. Например, в Белогорский Свято-Николаевский монастырь (Пермской губ.), расположенный на одном из отрогов Уральских гор, в день Всех Святых шли крестные ходы из соседних сел и заводов. Торжественный молебен служили у Царского Креста, сооруженного из огромных мачтовых деревьев и освященного в память спасения имп. Николая II от покушения. Здесь же особо почиталась Иверская икона Божией Матери — копия афонской.

    Ход с мощами святого. Отметим также особенности ежегодных крестных ходов с мощами святых, сохранявшиеся в течение всего XIX в. во многих обителях и отдельных храмах, обладавших такими святынями. Обычно это были ходы вокруг храма или монастыря, но некоторые из них обрели сложные маршруты с остановками для молебнов, освящавшие большое пространство и привлекавшие огромные толпы народа из окрестных селений и пришлых богомольцев из других уездов и губерний.

    По наблюдениям паломника, опубликованным в 1840-х, в Новгороде 30 апреля, в день обретения мощей свт. Никиты — епископа Новгородского, утром, когда раздавался звон колоколов Софийского собора (насчитывавшего к этому времени восемь веков существования), народ устремлялся с торговой и Софийской стороны на Кремлевскую площадь и заполнял ее. В собор сходилось духовенство из сорока церквей самого города и четырнадцати окрестных обителей. Епископ, облаченный в семисотлетние ризы свт. Никиты, которые были обретены вместе с мощами нетленными, склонялся перед ракой, и архимандриты поднимали мощи святителя на верхнюю крышу раки для хода. «Молитвенники, стекшиеся отовсюду для сего зрелища», опускались на колени.

    Шествие выходило на Софийскую площадь, наполненную народом, из-под арки архиепископских палат: вслед за хоругвями тянулся «бесконечный ряд клириков со свечами в руках, потом диаконы и священники с кадилами и древними иконами собора», затем «священное тело свт. Никиты, высоко поддерживаемое десятью архимандритами, игумнами и строителями обителей Новгородских». Когда шествие остановилось у южных дверей собора для литии, толпы народа «устремились к мощам, чтобы по древнему_православному обычаю пройти под ними». «Хотели остановить стремление народа к святыне, но благочестивый епископ Леонид, хотя сам более других страдал от напора толпы, приказал всех допускать, чтобы никто не лишился утешения духовного». Во все время хода совершался молебен свт. Никите.

    На следующий день был праздник Преполовения, снова служил епископ и вышел с крестным ходом на Иордан к Волхову, «предшествуемый хоругвями и крестами и всей древней святынею Новгорода». Несли чудотворную икону Знамения Божией Матери. Мимо моста, «усеянного народом», спустились к Волхову, «покрытому судами». От Иордани крестный ход двинулся к северу, вокруг кремлевской стены и остановился для литии у часовни свт. Николая Чудотворца, а следующая лития была на площади перед собором. «Народ с усердием бросался под икону Знамения».

    Правила поведения митр. Филарета. Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

    «Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, — говорилось в этих правилах, — что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

    Юбилейные ходы. Особый вид составляли одноразовые, не повторяющиеся крестные ходы, назначаемые по какому-либо исключительно торжественному случаю духовной жизни. Несмотря на то что организовывались они «сверху» — церковными властями и согласовывались со светскими, тем не менее по типу поведения народа, в силу самого повода для торжеств, являлись выражением массовой религиозности. Таким был, например, крестный ход из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в сентябрьские дни 1892: по случаю пятисотлетия со дня преставления прп. Сергия Радонежского.

    К этому ходу прихожане московских храмов тщательно готовились, заказывали хоругви с изображением Преподобного, явления ему Богородицы, образами святых — последователей его. Во время хода впереди несли не только более семидесяти хоругвей, но и множество икон, в том числе известные всем москвичам чудотворные иконы: Владимирскую икону Божией Матери из кремлевского Успенского собора, образ свт. Алексия из Чудова монастыря, копии Иверской иконы Божией Матери из Ивер-ской часовни, иконы прп. Андроника и Саввы из Спасо-Андроникова монастыря и свт. Стефана Пермского из храма при Первой Московской гимназии».

    21 сентября 1892 с раннего утра толпы народа начали стекаться в Кремль, и в 8 часов утра, после краткого молебна, крестный ход двинулся через Спасские ворота по Никольской ул., в сторону Крестовской заставы. Один из участников так охарактеризовал состав и молитвенное настроение шествия: «Величественно, медленно и плавно двигался крестный ход, сплошной массой, запруживая самые длинные и широкие улицы Москвы. Простая крестьянка в оборванном зипуне шла вместе с элегантной дамой, одетой по последней моде; безграмотный мужик шел рядом с ученым профессором — оба с непокрытыми головами, оба с одинаковым благоговением к Великому празднику... Одна мысль, одна молитва одушевляла эту неисчислимую толпу, придавала ей жизнь, сливала всех отдельных лиц в одно громадное целое, имя которому Русская земля».

    Очевидцы свидетельствовали, что в пределах Москвы в этом крестном ходе участвовало более 300 тыс. человек. От Крестовской заставы Владимирская икона Божьей Матери и часть хоругвей возвратились в Кремль, а ход двинулся далее, по Троицкому шоссе, и шел до лавры с 21 по 24 сентября, с ночлегом в Больших Мытищах и Братовщине. Ночами у костров пели духовные песни. У часовни «Крест», в десяти верстах от Сергиева Посада, произошла встреча москвичей и присоединявшихся к ним по пути богомольцев с крестными ходами из Владимира, Суздаля и Коврова. Из Сергиева Посада навстречу вышли толпы богомольцев. «Многие стояли на коленях и горячо молились, иные от полноты охватившего чувства не могли удержаться от слез». У стен монастыря московских и владимирских богомольцев встретил большой крестный ход лавры. В Троицком соборе, у мощей Преподобного, была совершена вечерня, и всю ночь шел поток богомольцев прикладываться к мощам.

  5. столько много букв.... зачем? Чтобы отвлечь от существа проблемы? Можно было просто ссылку дать.

  6. Все это пиар и амбиции божьих тварей-людей грешных! Тут организаторы явно не учли всех возможных последствий этого «крестного хода» в одной из национальной, далеко не христианской, республике. Религиозная или псевдо-религиозная «гонка вооружений» (обр. внимание на кавычки!) на Алтае ни к чему хорошему не приведет. А что думает про это Правительство РА, интересно, а?

  7. С какой стати об этом должно думать правительство или еще кто-то, церковь всегда была независима, никто из инициаторов хода ничего ни у кого не просит, не надо — не ходите. Тупые суждения. Нет, Нам лучше на выборы идти, как стадо, а может лучше, на самом деле, пройти с Ходом, может совесть чище станет, хотя у «таких», кто пишет выше, ее (совести) нет вообще, причем здесь язычество народа и христианство — это разные понятия (со школы должны знать). Противно читать тупые безграмотные высказывания. Что значит, Библия — история евреев, не хотите — не верьте в эту историю, нам со школы всем вбивали в бошки про дедушку Ленина, могучего Сталина. Что значит амбиции божьих тварей! Это про Домбая сказать?!! Человек Афган прошел! вы в церковь-то вообще ходили? О каких последствиях хода идет речь??? Мы лучше на Эл-Ойин поедем, набухаемся и будем шляться по полянам, псевдо-язычники хреновы. Нет у вас понятий ни о религии, ни о политике.

  8. Все хотят эти церковники внимания к себе привлечь, за всем этим стоит амбиции прославления и обогащения в материальном виде(лично мое мнение)!!! Что хотят нам напомнить 1812-й год тотальное унижение и грабеж, выселение и изгнание коренных алтайцев с их земель!!! Давай те мы пройдемся ходом по пути завоевания Руси Чингиз Хана в дань памяти падшим в завоеваниях, интересно, вам было бы приятно!!! Эл-ойын ол бис алтай улыстын байрамы алтай чыйрак эрлердин, албатынын!!!

  9. Пардон, но не забывайте как Чингиз Хан кровушку истинным алтайцам попортил, стоит ли его поминать в суе. Никто никого в христианство, в православие, насильно не тащит, хотите идти по пути Чингизхана — идите, только кишка тонка собрать народ именно силой веры, а сидеть лясы точить — на это все горазды. Крестные ходы — это не ново для Сибири. Что-то на Пасху все «яйца катают» и не вспоминают про чингизхана, на Рождество — все отдыхают, как говорится и русский и татарин. Идите и работайте!!! Это в каком это 1812-м церковь грабила и унижала??? Думайте о чем говорите и не говорите о том, о чем думать лень

  10. А ведь подобные крестные ходы в республике уже проходили. Несколько раз, почему именно сейчас такое возмущение у «язычников»? «Молодые тигры» сделали свое черное дело, повысили уровень национализма в сердцах алтайцев наверное?

  11. Так ходили бы сами по-себе, а то ведь поддержкой государства обеспечиваются. Уже в школу хотят ввести обязательный предмет, на музейную собственность церквей, монастырей претендуют.

    Это и раздражает.

    Причем здесь национализм?

    Не надо. На Алтае еще есть староверы, которые официальную церковь (никониан) не признают и не навязывают своей веры ни кому.

  12. нам ли быть антисемитами алтайцы?(( И всем антисемитам. Мне например встретившийся в жизни самый человечный человек был как раз- еврей, хотя они не любят когда их выделяют по национальности, что понятно.

  13. Политика правительства РА ведет к напряжению в межнациональных отношениях. Курс на подавление, неспособность к компромиссам, кадровая политика — дает почву для роста радикальных настроений и нетерпению. Пример, кадровая политика если назначен русский — принимается как благо, если алтаец, то вынужденная уступка и пытаемся назначить «не опасного», чтобы много говорил и смеемся мы над ним )).

    Наверное будет хуже, потому что правительство будет показывать несгибаемость и еще больше обострит ситуацию. Надо не имитировать диалог, а самому делать другое. Быть в диалоге реально. Инструменты у власти есть, а работают ими как топором.

  14. Необходимо серьезно работать над возрождением наднационального, надконфессионального объединяющего понятия «россиянин», которое будет значить больше чем «татарин» или «русский». Высшее не отрицает последние, а включает в себя своей частью. А эти понятия должны только указывать на тип культуры носителя общей российской культуры. Изучать в школах историю Отечества — не историей Киевской Руси, противостоящей ханствам, а истории Евразии в целом, тем более это так и было все вместе — способ развития любой культуры, в том числе и нашей- усвоение и взаимообогащение.

    Например, у нас государственно-ориентированное православие в качестве основной религии хотят вводить и этим уже делят граждан на «государствообразующих» и необразующих и др. Получается мы живем в государстве для кого то свеем, а для кого то и не своем.

    Если не будет объединяющей национальной политики, не будет единой нации. Будет хуже, не дай бог. Алтайцев может не станет как этноса, но и страна не выдержит еще одной войны, любого масштаба. Хорошо, что с Грузией все быстро окончилось. Нет для войны ресурсов. И социальная обстановка. Некоторые рассчитывают на одностороннее силовое подавление. На это не стоит рассчитывать. Вот 5 приморских партизанов что учинили, у любой сибирской национальности найдется несколько тысяч боеспособных мужчин. Вокруг тайга. Жизни не будет здесь тогда ни для кого. Ни для нас ни для вас.Если будет обострение, то в городах начнут гонять чурок-азиатов- тувинцев, бурятов и др. и понеслась, при нашем недоверии к друг другу. Швы уже наметились.

    Воспринимайте это не как очередную угрозу алтайца «тигра»))), а как тревогу россиянина, который хочет жить в мирном демократическом государстве.

  15. ну, а если демократия, так пусть все ходят своими «ходами» сами по себе, без поддержки государства.

  16. да. пускай будет светское государство, все равны вне зависимости от религиозной принадлежности.как в конституции записано.

  17. Уважаемый Республиканец!

    Откуда ты прямо все понимаешь про «кадровую политику»? СО слов болтунов только наверно. Искуство компромиссов должно быть с обоих сторон, а не только «тигры кош-агачские» могут диктовать условия. Унутову точно предлагали место в правительстве, Ефимову предлагают и видимо пойдет он на повышение скоро. Но они ведут себя неразумно начинают требовать «крови» и сразу всего — так не бывает. Поэтому если ты из их группировки обрати свои умные слова о необходимости учета мнений и переговоров к ним.

  18. по историю добавлю и пойду себе: Россия впитала в себя Византийскую культуру и евразийский каганатский (ханский в монгольской транскрипции) тип институтов государства, через Орду, которая взяла свое в основе у тюрков , те у гуннов и т.д.

    В теории государства России, есть такое (грубо излагаю) : в России было 2 линии : демократическо-европейская (Новгород, Псков) с усвоенным у прибалтов скандинавов и поляков законодательством, выборными демократическими интитутами, с полноправным членом в Ганзейском союзе. (т.к. демократия- плод европейской культуры) И как диалектическая противоположность ей другая линия: Московское государство, победившее Орду и ставшее на ее место, мобилизационно-завоевательного типа с ясачной системой, отобранной у Орды налоговой системой.

    И вот победила линия Московская, и с тех пор московские князья дают ясак на княжение в завоеванных землях своим людям, и живут на дань. (нефть теперь и назначение губером своих людей, за право кормления). А если бы победила бы новгородская линия? Вот такая диалектика в жизни.

    Я конечно упростил для усвоения, но суть постарался передать как есть.

  19. гость я не заметил-писал коммент, если там у вас идет диалог,а я не в курсе, то я только рад этому. Только методы у вас ((, то «Унутов-вор!, то назначить в правительство». И внизу так все воспринимается, вы там полегче на поворотах управляйтк, людей же везете — не дрова ))

  20. а своим я говорю, однако мне указать не на что- в качестве доброй воли той стороны, получается я типа как эл-башчы- всех успокаиваю, а меня никто не слушает, и првильно делают ((. Говорите вы всегда разное, однако делаете как всегда. Вы бы не говорили, что кому-то предлагали, а назначили как Сафина, тогда- да. Дефицит доверия..

  21. Возможно у меня инфы нет достоверной про правительственные планы((. Люди тиграм верят,а других вы сами же дискредитировали, те нагибались много, и у нас других лидеров кроме этих нет. Внизу люди стали вещи говорить поострее, чем здесь. ну ладно, сказал-пошел, пока всем. А к тиграм я не принадлежу ))).

  22. В 1812 год начало «крестового похода» на алтай, живших тут народов!!! Поголовно и насильно заставляли принимать православие, а не согласных ссылали, отбирали и т.п. Думаете этого не было? да уж то простой чабан мог понимать все каноны веры православной и с радостью принимал ЕЕ, извините!!! Да же в наши времена крещенные алтайцы не могут понять для чего это и зачем, и веру православную в себе не несут,поверьте, а идут и Алтай кудайынан, АК-Бурканынан болуш сурайт!!! Конечно Россия страна многонациональная, но надо знать что всему есть предел, у каждого народа есть своя история, ценности и свое достоинство!!!

  23. 2 «республиканец»:

    Алексей, ты где такой чуши начитался: «демократическо-европейская (Новгород, Псков) с усвоенным у прибалтов скандинавов и поляков законодательством»?

  24. Темир а кто разве мешает алтайцам или буддистам или мусульмана в республике проводить свои молебны? Никто. Чего ты взьелся.

  25. В согласии с Темиром: да, раздражает то, что одна вера стала государственной фактически и поддерживается государством. К тому же, следует заметить, не только алтайцы в душе не покланяются иудейскому бого-человеку. Русские, особенно в сельской местности, в лучшем случае, свечку поставят Николе. А праздники празднуют, потому, что православие их совместило с языческими. Да и знаю, многие русские, не афишируя, обращаются к шаманам и чтут алтайские языческие законы.

  26. я не Алексей, а учебник, на память есть- История государства и права (Всеобщая) Омельченко и др. , история отечественного Государства и права,много где, покопайся если интересно. Официальная доктринальная теория, наука, я там упростил, не воспринимай так, что я сказал, что Россия только у них научилась и все. Это не так, и все это знают.

    А все народы друг у друга учатся, в этом плохого нет. Европейцы у римлян учились и греков. Я вот российские книжки читал.

  27. Не могу понять, отчего богородица из черной икры оскорбляет чувства христиан. Во-первых, ru.wikipedia.org/wiki/%D0...1%82%D0%B8%D1%81. Во-вторых, все мы были рыбами, если взглянуть в бездну эволюции. А в -третьих, икра-черная, а не какая-то там минтаевая вот это было бы настоящим оскорблением.

  28. Читал, не один не высказался в защиту и православия, и крестного хода в частности. Христианство в простоте своей основано на любви. К себе , ближнему, Богу. При чем тут отдельные попы, хапающие деньги, и т.п.? В любой конфессии есть уроды.

    Раздрожает забота государства? Дак нас по переписи, тех кто считает себя христианами, 30%. А это означает — национальная идея.

    Предвижу Ваш ответ — я постоянно посещаю церковь. В Майме. Обычно на службе 20-30 человек. В праздники больше, но суть в том, что от всего населения это ничтожно мало. И 1 процента не наберется.

    так что истинных христиан еденицы. И иду я в Крестный ход не для галочки, а по зову души. Пообщатся с христианами, помолиться и сказать всем Вам — есть еще люди, которые Верят.

  29. В каком смысле «возрождать» понятие «россиянин»? В Союзе было понятие «единая историческая общность — советский народ», но хотя на бумаге все выглядело правильно и красиво, по факту это вылилось в элиминирование национальных культур — как русской, так и других народов, а если кто-то и сумел сохранить в памяти национальные традиции, то это скорее вопреки генеральной линии. Поэтому понятие «россиянин», как и «российская культура» придется создавать с нуля. Про историю я уже не говорю: любой российский школьник знает, кто такие гасконцы, но далеко не все слышали слово «юкагиры». А для этого придется каким-то образом сломать массовую «ориентацию на Европу», высокий уровень жизни которой во многом был обеспечен сначала богатствами Византии, затем Нового Света, затем ловким механизмом перекачивания ресурсов из «третьего мира», включая Россию и т.п. Потому что последние 300 лет российская культура была ориентирована именно на Европу и европейские ценности, первая из которых — гонка за барахлом (у европейцев, конечно, есть, чему поучиться, но самому механизму заимствования лучше поучиться у японцев). А это, в свою очередь, потребует какого-то стержня, связующего звена. У евреев это религия, у японцев — однородный этнический состав, у китайцев — конфуцианская этика. Вопрос: что выбрать для России? Общность исторической судьбы и единую цель? Или нужно что-то более осязаемое и, следовательно, видимо, более прочное? Тогда что именно?

    А слово «демократический» я бы не употребляла вообще — слишком оно дискредитировано, да и в изначальном варианте, у древних греков демократия была очень избирательной и шовинистской. Свободный — да, так точнее. Опять-таки, при условии, что слово Свобода понимается правильно — как Осознанность и Ответственность.

    Что касается евреев: лично я против евреев не имею ничего (видит Бог, моя обожаемая школьная учительница английского — еврейка), но против сионистов имею все, и забывать о том, что иудаизм — религия двойных стандартов, — не собираюсь.

  30. автору сообщения 17 июля 2010 17:41:

    Верить это личное дело.

    Протест вызывает институт религии. Кстати, и вопрос собственности тоже. У монастырей была значительная материальная собственность, в том числе и земельная. Сейчас церкви передают собственность, которая сохранена государством. И идет активная пропаганда религии. Это и не нравится. Знакомый священник говорил, что наблюдается отток от церкви. Мне кажется, что это связано именно с включением государства.

    А крестный ход и вера это личное дело.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...