Судьбы европейцев и корейцев в годы «большого террора» в Ойротии
Фото из архива редакции.

Судьбы европейцев и корейцев в годы «большого террора» в Ойротии

30 октября 2017 года, 9:15
5

Репрессии 1937-1938 годов – смрадная страница в истории нашей страны. В этом году исполнилось 80 лет этим трагическим событиям.

В современных исторических трактовках почему-то принято объединять периоды массовых репрессий — ежовский (длился с 1937 по 1938 годы) и бериевский (после 1938 года), что совершенно неверно с точки зрения историографии.

Так, если взять количество «расстрельных» приговоров, вынесенных за единицу времени в 1937-1938 годах за 100%, то в 1939-1940 годах этот показатель составил всего лишь 0,5% к предыдущему периоду, т.е. снизился в 200 раз. За 1937-1938 годы (по данным исследователя В.Н. Земского) были расстреляны 681692 человека, а за последующие два предвоенных года при Берии – только 4201 человек. Разница более чем разительна, поэтому объединять эти периоды истории в один кровавый – более чем неправильно.

Другими словами, с приходом Л.П. Берии массовые репрессии были остановлены, хотя это был очень сложный период в истории нашей страны – предвоенные годы, присоединение западных территорий Украины и Белоруссии, война с Финляндией и наконец, Великая Отечественная война.

Горный Алтай не миновала волна репрессий 1937-1938 годов. Хотелось бы более подробно остановиться на репрессиях в Ойротии именно по национальному признаку, ведь этот раздел освещен весьма скудно.

Известно, что на тему репрессивных мероприятий в эти годы выходили директивы из Москвы, мер к лицам польской и прибалтийских национальностей, к немцам и представителям других национальностей.

Ниже приводятся цифры.

Поляки и западные белорусы. В годы «большого террора» в 1937-1938 годах (во главе НКВД – Николай Ежов) к 73% поляков, арестованных на территории Ойротской автономной области, применена высшая мера наказания — расстрел (56 человек). Еще 27% арестованных получили длительные сроки заключения (21 человек).

В 1939-1945 годах (с приходом в НКВД Лаврентия Берия) число арестов резко сократилось. 16 поляков были лишены свободы, расстрельных приговоров уже не было.

Прибалты (латыши, литовцы, эстонцы). В годы «большого террора» в 1937-1938 годах 86% арестованных литовцев, латышей, эстонцев расстреляны (56 человек), 14% надолго отправлены в места лишения свободы. В 1939-1945 годах арестованы 13 человек, ни один из них не расстрелян.

Немцы. Директива Ежова об арестах германских подданных датируется 25 июля 1937 года. Собственно «немецкая» операция, проводившаяся по образцу польской, началась уже после выхода приказа № 00485. Сначала репрессиям подвергались традиционно «подозрительные» контингенты: политэмигранты, перебежчики, бывшие военнопленные, получатели писем и посылок из Германии, посетители германских консульств, участники эмигрантского и культурно-национального движения и т. д. С исчерпанием картотек по этим категориям работники НКВД начали арестовывать людей из-за их национальной принадлежности или по подозрению в принадлежности к таковой.

В 1937-1938 годах (во главе НКВД Ежов) на Алтае были репрессированы 25 немцев, из них расстреляны 19 человек (76%), шесть человек получили длительные сроки заключения.

За 1939-1945 годы, а это предвоенные и военные годы, репрессированы десять немцев, и в 100% были приговоры о сроках заключения. Даже во время войны расстрельных приговоров в отношении немцев не было ни одного.

Лица других европейских национальностей (венгры, чехи, югославы и другие). В годы «большого террора» 1937-1938 годов лицам европейских национальностей, проживавшим на тот момент в Ойротской автономной области, было вынесено 14 приговоров (88%) к высшей мере наказания и лишь два приговора (12%) — к длительным срокам заключения. В последующие годы, при наркоме НКВД Берии, вынесено четыре приговора, все они только к срокам заключения.

Отдельно хочется сказать о корейцах. По ним не выносилось директивных указаний к репрессиям, было лишь совместное постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) №1428-326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» от 21 августа 1937 года. Корейцы были массово переселены из приграничных территорий Дальнего Востока в Казахстан и среднеазиатские республики, но лишь в Ойротии корейцы подверглись поголовному истреблению. Все они в одночасье оказались японскими шпионами. 12 января 1938 года – трагическая дата в истории корейцев, оказавшихся в Горном Алтае. Именно в этот день массово были расстреляны почти все корейцы, проживающие на тот момент в Ойротии. Всего в 1937-1938 годах из общего числа арестованных корейцев 94% (48 человека) получили расстрельные приговоры, 6% (три человека) получили по десять лет заключения.

Страшные цифры. И это мы не говорим о коренных жителях Ойротии и русских, которые также подверглись репрессиям.

Назовем же палачей этого периода в Ойротии.

Юфит Самуил Наумович – первый секретарь ВКП(б) в 1937-1938 годах. Наказания избежал.

Жигунов Михаил Михайлович — начальник УНКВД Ойротской автономной области, майор госбезопасности. Впоследствии сам был расстрелян.

Бочаров Иван Яковлевич – с апреля по июнь 1937 года руководил Управлением НКВД. Расстрелян в 1940 году.

Голубчик Михаил Иосифович — заместитель начальника 3 отдела УГБ Управления НКВД по Западно-Сибирскому краю, лейтенант госбезопасности. В 1939 году арестован, в 1940-м – расстрелян.

Хуснутдинов Карам (Константин) Абзалтдинович — лейтенант госбезопасности, начальник отдела контрразведки Ойротского областного управления НКВД в 1937 году. В мае 1938 года уволен из НКВД за нарушения законности и осужден за служебные преступления на пять лет.

Степанов Александр Терентьевич – лейтенант госбезопасности. С 1934 по 1937 годы — оперативный работник, начальник СПО Ойротского облотдела ОГПУ-НКВД, осужден на пять лет ИТЛ за нарушения законности.

Это далеко не полный перечень лиц, причастных к репрессиям.

Более подробную информацию о репрессиях в Ойротии с пофамильным перечнем репрессированных ответственных работников области, медработников, священнослужителей, а также лиц определенных национальностей можно посмотреть на сайте «История здравоохранения Горного Алтая».

Федор Федотов

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

5 комментариев

  1. Сколько жизней загубила мясорубка террора. Важно что наших современников волнует еше эта тема. Спасибо за статью и память.

  2. Спору нет, шпионов действительно хватало. Но то что, только на одной территории из всего СССР, все до единого корейца враз стали японскими шпионами и практически все казнены — это действительно гнусная история.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...