Отголоски гражданской. В Катанде отреставрировали памятник красному командиру

Отголоски гражданской. В Катанде отреставрировали памятник красному командиру

17 августа 2017 года, 11:42
100

В окрестностях села Катанда Усть-Коксинского района состоялась торжественная церемония открытия отреставрированного памятного знака, установленного на месте гибели отряда красноармейцев Петра Сухова. Этот знак был установлен еще в советские годы, однако затем был заброшен и приобрел «неприглядный вид», сообщает пресс-служба республиканского Госсобрания.

На церемонии выступил лидер регионального отделения КПРФ, депутат Госсобрания Виктор Ромашкин. Он рассказал, что с инициативой реставрации памятника к нему обратилась местный краевед Мария Сюнюшева, и коммунисты охотно откликнулись на просьбу и собрали необходимые средства.

Ромашкин процитировал генерала Михаила Карначева и полковника Виктора Гришаева, которые исследовали алтайские события 1919 года и пришли к выводу, что Петр Сухов и его командиры проявили недюжинные таланты военачальников, поскольку, пробиваясь в Туркестан, из двадцати боев в восемнадцати они одержали победу. «В освобожденных от белых селениях проводились митинги, создавались комитеты бедноты, вооружались группы будущих партизан, которые успешно громили колчаковцев на Алтае в 1919 году», — сказал Ромашкин. Главком пятой Красной Армии Восточного фронта Генрих Эйхе писал: «Нельзя без глубочайшего восхищения и волнения читать документы о походе отряда Сухова, важнейшем во всей истории гражданской войны на востоке».

«Присутствующие на мероприятии жители благодарили организаторов за восстановление знака и выражали полную солидарность с мнением парламентария Ромашкина о том, что гражданская война, в которой брат идет на брата, порождается неправильными действиями власти, когда она перестает заботиться о своих гражданах, допускает раскол общества, позволяет отдельным людям за счет эксплуатации природных ресурсов получать несметные богатства, при этом подавляющее большинство населения стремительно катится в нищету и не чувствует уверенности в завтрашнем дне», — говорится в сообщении Эл Курултая.

Кроме открытия памятного знака, участники торжества посетили мемориальный комплекс в селе Тюнгур. Здесь в братской могиле похоронены 144 красногвардейца и их командир Петр Сухов. Комплекс, открытый сорок лет назад, также нуждается в капитальном ремонте. «Но такой ремонт требует совместных усилий власти и общественности», — заявил Виктор Ромашкин.

Петр Сухов родился в 1884 году. В феврале 1917 года вступил в партию большевиков, был начальником штаба Красной гвардии в одном из поселков в Кузбассе. После мятежа чехословацкого корпуса Сухов во главе отряда в двести человек через Салаирский хребет и тайгу прибыл в Барнаул. Его появление приостановило на несколько дней захват города белогвардейцами, но 15 июня 1918 года красные оставили центр Алтайской губернии и собрались на станции Алейской. Сухов стал командиром сводного двухтысячного отряда. Было решено идти на Омск для соединения с Красной армией, но около Карасука было получено известие о том, что Омск занят белогвардейцами, и отряд решил через Горный Алтай идти в Туркестан на соединение с Красной армией. К тому времени вся власть в Сибири была у Временного Сибирского правительства.

Против соединения Сухова были собраны белогвардейцы. Кровавые сражения произошли 4−6 августа в селе Тележихе, откуда отряд Сухова пошел в Уймонскую долину. Здесь, судя по всему, красноармейцы за очень короткий срок настроили против себя местное население и, в первую очередь, проживавших здесь старообрядцев. В этой ситуации отряду белогвардейцев под командованием поручика Любимцева без особого труда удалось заручиться их поддержкой и устроить эффективную засаду, в которой 10 августа погибли практически все красноармейцы, а остальные, в том числе Сухов, взяты в плен. Вскоре в ставке есаула Александра Кайгородова Сухов был казнен. Спастись удалось только Ивану Долгих, который в 1922 году вернулся в эти места во главе отряда ЧОН и ликвидировал отряд Кайгородова. Утверждается, что Долгих лично отрубил голову казачьему есаулу. За уничтожение повстанческого движения на Алтае был награжден орденом Красного Знамени, всю оставшуюся жизнь проработал руководителем различных лагерей в системе ГУЛАГ, был полковником НКВД и умер в Москве в возрасте 60 лет.

Память Долгих и Сухова увековечена. В частности, именем Петра Сухова названы улицы в Барнауле, Солонешном, Горно-Алтайске, Усть-Коксе, Салаире. В селе Тележиха установлен его бюст.

Отряд Петра Сухова

При этом, отмечает агентство REGNUM, оценка деятельности Сухова, как это часто и бывает с персонажами гражданских войн, весьма противоречива. Так, бывший глава Республики Алтай Семен Зубакин, сам уроженец Усть-Коксинского района, в своих воспоминаниях достаточно резко высказывался о деятельности суховских красноармейцев.

«Мирная жизнь старообрядцев в Уймонской долине нарушилась, когда в долину пришел отряд красногвардейца Петра Сухова, выходца из Петербурга, — рассказывал он. — Конечно, для старообрядцев, привыкших жить своим трудом и волей, это была совершенно чуждая сила. И вот эти люди заехали в долину, где тишь, благодать, где люди жили своим трудом, и начали грабить: взламывать сундуки, выбрасывать сарафаны, забирать монетки, колечки, ожерелья, угонять лошадей, насиловать молодых женщин. Мужики не стерпели этого, собрали отряд, и когда отряд Сухова, разорив Катанду, пошел к Тюнгуру, то в узком месте его разгромили».

Амбар, в котором содержали Сухова перед казнью

«Василий Вахромеевич Атаманов не участвовал непосредственно в этом бою, но потом, когда Петра Сухова поймали, посадили в сарай, Василий с мужиками приезжали смотреть на него. Об этом он мне сам рассказывал. Конечно, разгромом отряда Сухова дело не закончилось. Иван Долгих, красноармеец из этого отряда, смог избежать смерти, бежал через перевал. Потом он возглавил отряд чоновцев и пришел мстить… Пролилось страшно много крови. Катанда была фактически полностью уничтожена, и там потом много коммунаров поселилось, прибывших, как в «Поднятой целине», по партийному заданию. Поубивали людей, живших своим трудом, и начали строить колхозную жизнь… Отец привез Василия Атаманова в 50-х годах, совершенно больного, он уже не ходил, был скован параличом. Я в то время пацаном был, но расспрашивал его постоянно. Вот был интересный момент. Сидит дед, немощный, недвижимый, прошедший муки и страдания, а его потомок, то есть я, читает книжечку про героя Петра Сухова, с фотографией героя на обложке. Я спрашиваю: «Дядя Вася, а ты Сухова видел, помнишь его?». Он посмотрел на портрет и заплакал. Странно мне было, почему он плачет. Я ведь не понимал целостной картины происходившего тогда, в те страшные годы разрушения привычного уклада. Теперь я понимаю, что по-настоящему соль земли — это он, Василий Атаманов, а не те, кто грабили и уничтожали. Да, значение его слез я понял позднее».

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

100 комментариев

  1. Из переписки по сайту Новости Горного Алтая — По местам борьбы с красной нечистью в Горном Алтае пройдут экскурсии
    Есть еще живой партбонза В.И. Долгих, отрицающий свое родство с И.И. Долгих, садистом, который сделал карьеру с нач. тюрьмы до нач.ГУЛАГа. О нем написал барнаульский историк Гришаев В.Ф. «За чистую советскую власть…». Так этот будущий тюремщик на коне врывался в толпу крестьян Уймона в загоне для скота и шашкой рубил их в капусту. Голову атамана Кайгородова собственоручно отрубил и возил во льду по селам.
    Подробнее могу выслать желающим (bragjun@zaoproxy.ru) 14 октября 2010 г.

    Уважаемый Гость! У Вас просто какой-то «застойный очаг» (псих.) с этим В.И. Долгих, «нач. ГУЛАГа» И.И. Долгих и ЕЩЕ ОДНИМ И.И. Долгих, отрубившим голову Кайгородова (убитого старшиной 2-го эскадрона П.П. Михайловым). Давным давно выяснено по архивными документам МВД РФ, что начальником ГУЛАГ был другой И.И. Долгих, не имеющий никакого отношения к алтайскому полному однофамильцу и никогда не бывавший на Алтае. Но Вам что «в лоб , что по лбу» — где бы не встретилась фамилия алтайского И.И. Долгих и снова Вашими усилиями множится сказка о его аутичности с нач. ГУЛАГа и Вашим обидчиком — В.И. Долгих. Это три разные семьи из разных регионов, не имеющих кроме фамилии между собой ничего общего. Барнаулец, 15 октября 2010 г.

    Вот здесь есть путеводитель по Алтайскому краю 1987 года (конечно, края и Автономной Республики вместе) — с предисловием земляка летчика-космонавта Г.С. Титова — http://www.skitalets.ru/books/altay_egorov/
    Будет справедливым не переписывать его в угоду политикам, а лишь дополнить подтвержденными документальными данными другой стороны (без «белобандитов» и « красной нечести»). Господа единороссы, уважайте хотя бы собственное октябрятское и пионерское детство, комсомольскую юность, прошлое членство и кандидатство в КПСС! Он же, 15 октября 2010 г.

    Барнаульцу. Огромное спасибо за отклик!!! Прошу Вас откликнуться напрямую, для меня важен контакт с Вами.
    Да, у меня бзик к этой семейке. Но, простите уж, я не историк. Просто с выходом в Интернет вдруг обнаружил эти факты.
    И этот нынешний партбонза, переломаший мне жизнь и до сих пор благоденствующий со своим маниакальным честолюбием, словами гэбистов пару лет назад пригрозил мне Конституцией РФ за якобы клевету. Буду изучать Вашу информацию, она приводит в некоторый порядок противоречия в моих фактах. С уважением. 20.11.2010.

  2. «и когда отряд Сухова, разорив Катанду, пошел к Тюнгуру, то в узком месте его разгромили»
    Отряд Сухова разгромили не между Катандой и Тюнгуром, а ниже Тюнгура по течению Катуни. Там есть так называемая «Суховская доска», по крайне мере раньше была.
    Расстрелали его около Тюнгура, 200-300 метров от моего дома (Там тоже установлен памятный знак) и там же был закопан. Спустя время его перезахоронили в том месте, где его бойцы похоронены. На перезахоронение приезжала его жена, она тогда во Фрунзе жила будучи уже старой бабушкой.

      • Рассказывала наверняка каким он героем был. А в понятии другого человека эти революционные вихри сорвали его убивать добровольно людей. Да и грабить и насильничать судя по всему в Уимонской долине.

  3. Писали, что он лично расстрелял и повешал 49 человек безоружного местного населения, в том числе женщин и детей.

      • Люди про своих родных правду как было пишут, а вы их нехорошим словом. Предатели они по Вашему? А они между прочим Русь православную — Третий Рим, на жидовскую утопию не променяли! Так что это смотря кто предатели??

    • Не удивлюсь, если более того. Чтобы старообрядцев разозлить уж очень постараться надо. Но особенно умиляют современные буржуа-коммунисты, пользующиеся всеми благами капиталистического общества, одобряющие решения власти и возящие красные транспаранты в багажниках люксовых иномарок: восхищаться лихими головорезами-ЧОНовцами, сидя в кресле после получки в десятки тысяч рублей… Нет, товарищи, не одобрил бы тащ Сухов, не одобрил бы… А про его решительные действия после просмотра ваших зарплатных ведомостей, по сравнению с теми, что у рабочего класса, можно только догадываться

      • «Чтобы старообрядцев разозлить уж очень постараться надо.» — Это о тех кто бежал на границы империи перессорившись и с государством и с церковью? )

        Отряд Сухова провёл в Катанде 1 день. Перед этим непрерывно отступал потеряв в прорывах перед самым Уймоном большую часть людей, оставив обоз, госпиталь, уничтожив большое количества оружия.

        По видимому, по версии «очевидца», за пол дня успели так разозлить жителей, что те за вторую половину дня успели незаметно выйти из села в количестве несколько сотен вооружённых мужиков (суховцы, наверное, были слишком заняты заняты изнасилованиями и грабежами), метнуться до белых, вернуться с ними назад, составить планы и занять позиции именно на тех путях, по которым двинулись суховцы.

        Или всё-таки был другой вариант. Только что вышедшему из очередного окружения Сухову сообщили, что в Катанде местные жители подняли бунт и разоружили отряд сутанинцев, кроме этого сообщили, что они могут обеспечить отряд припасами и указать пути через перевалы в Монголию. Их приняли хорошо, поэтому именно в этом селе отряд задержался на 1 день, потом двинулся маршевыми колоннами по указанным путям и на каждом из них угодил в засады.
        С этой стороны выходит, что группа киржаков, славившаяся умением торговаться, взвесила за и против, и в условиях, когда вся Сибирь была под белыми выбрала более выгодный вариант. Пенять им? Долгих, как единственный выживший мог что-то и иметь личное. Но вообще такова гражданская война и причина гибели отряда в первую очередь — ошибка Сухова, и урок, в том что бывает, если необоснованно доверяешь словам врага.

        Так что, давайте с доказательствами, пожалуйста.

        • А Вы Уймонскую долину то знаете? Кроме Катанды в долине ещё с десяток довольно таки крупных сёл. А расстояние от начала долины до Катанды (предпоследнее по ходу село) — около 60 км. И перед Катандой отряд Сухова П. прошелся по всем селам (Власьево, Тюгурюк, У-Кокса, Октябрьское, Горбуново, Кастахта, Терехта, Нижний Уймон, Ак-Коба, Мульта, Замульта, Килинская, Бузулаево, Тихонькая, Верх-Уймон, Гагарка, Берёзовка, Огнёвка, Кайтанак). А до того ещё: Абай, Амур, Юстик и др.
          И уж не выпячивайте свои сведения о том, что отряд провёл в Катанде только один день. Может оно и так, но до Катанды то ещё очень «хорошо» погуляли по долине.
          И другое — почитайте источники повнимательнее. Никакого отряда белогвардейского не было. Для разгрома насильников и грабителей собрались простые мужики с указанных выше сёл. Видимо, не очень прилично было указывать, что местное население уничтожило отряд, потому и придумали некоего поручика, есаула.
          И ещё, про то, что грабили и насиловали мне рассказывали мои старшие земляки.
          А И. Долгих без суда и следствия собственноручно зарубил шашкой около 60 катандинских мужиков. И очевидно, что большинство казнённых никакого отношения к разгрому отряда не имели. И старики указывали на паром через Катунь ( назывался в моём детстве — «Старый паром», между В-Уймоном и с. Октябрьское) на котором И. Долгих рубил шашкой головы уже в-уймонским мужикам. А там, где сейчас на берег выходит одна из сторон моста через Катунь (если ехать из У-Коксы, то справа по ходу) есть скала и обрывчик , расстреливали опять же уймонских мужиков. Рассказывали, что один прыгнул со скалы в воду ещё до залпа и скрылся (похоже, что спасся).
          Так, что не стоит верить пропагандистским книжечкам советского времени.
          Рассказ моей тёти. Она была в своё время комсомольской сельской активистской и её направили на мероприятие по перезахоронению останков П. Сухова. И там была жена П. Сухова. И она вспоминала своего мужа. Вероятнее всего не у микрофона на митинге, а просто, в разговоре с людьми. Так вот, П. Сухов был отъявленным бандитом в своей рабочей слободке. Его боялись.
          Вот таких, как бандит П. Сухов, и поднимала гражданская война на верх волны. В слободке с кастетом, да ножом — это одно, а с винтовкой и шашкой, да с полной волей стрелять и рубить — это другое. Вот и преуспел, стал аж командиром отряда.
          Ведь идейных то было мало. Да и идейные только в очень редких случаях пускали кровь и рубили головы. А вот, такие, как П. Сухов — есть как разгуляться. Они то и в основном составляли «движущую силу» как революции, так и гражданской войны. А потом пошли «мясниками» в ОГПУ, затем в НКВД. Ну или заведовать лагерем, в котором в 30- годы гноили и уничтожали тех же простых крестьян. Как И. Долгих.
          И сейчас, если заварится сумятица, то кто закатает рукава и пойдёт рубить головы мужикам и интеллигентам. Отъявленные отморозки и будут впереди. Которых, кстати, предостаточно, судя по некоторым комментариям в соцсетях.

        • >>»до Катанды то ещё очень «хорошо» погуляли по долине.»
          Отряд Сухова преодолел расстояние от села Тележиха, где принял очень сложные бои до Катанды — 260 километров (если мерить по современным дорогам) за 3 дня. Уймонскую долину они прошли меньше чем за день.

          >>Никакого отряда белогвардейского не было
          Любимцев и Малкин кем командовали?

          >> Долгих
          Долгих это отдельная история, в которой тоже много мусора нанесли.

          >>Так, что не стоит верить пропагандистским книжечкам советского времени.
          Вам можно? :)

        • Владу.
          Цитата: «По видимому, по версии «очевидца», за пол дня успели так разозлить жителей, что те за вторую половину дня успели незаметно выйти из села в количестве несколько сотен вооружённых мужиков (суховцы, наверное, были слишком заняты заняты изнасилованиями и грабежами), метнуться до белых, вернуться с ними назад, составить планы и занять позиции именно на тех путях, по которым двинулись суховцы.»

          Заметил ещё одну несуразицу, а именно то, что якобы несколько сотен вооруженных мужиков были из Катанды. Катанда по тем временам не малое село. По размеру примерно, как Верх-Уймон. А в Верх-Уймоне на 1924 год было 200 дворов.
          Даже в настоящее время численность населения Катанды не превышает 1000 человек.
          И с чего бы катандинцы собрали отряд в несколько сотен.
          Достоверно известно, что для засады на отряд П. Сухова собрались мужики со всех населённых пунктов Уймонской долины. Потому то и позднее И. Долгих со своим отрядом устроил казни и в Верхнем Уймоне и в других деревнях и сёлах как слева, так и справа по течению р. Катунь.
          Так что Влад, повторяюсь, Вы явно не знаете Уймонскую долину и образ жизни её жителей в те времена. Почти все жители долины жили зажиточно, бедных было очень мало. В Верх-Уймоне из 200 дворов только не более 4 семей были бедными, да и то по причине или пьянства, либо душевной болезни, либо ленности и неприкаянности. И эти семьи все жалели, подкармливали, помогали.

          Ещё одна цитата, свидетельствующая о полном незнании долины: «составить планы и занять позиции именно на тех путях, по которым двинулись суховцы».
          Эти слова доводят до читателей мысль автора о том, что вооруженным мужикам требовалось время для того, чтобы получить некие сведения и сориентироваться в части того, куда пойдут суховцы.
          Сообщаю, выход из долины был только один: через узкое ущелье, пробитое в горах Катунью. Так что мужикам не надо было ни гадать, ни проводить разведку. И в другом месте засады и не могло быть. Это был единственный путь для отряда.
          Изучайте «матчасть», прежде, чем высказывать свои соображения.

        • Владу.
          Цитирую: «Отряд Сухова преодолел расстояние от села Тележиха, где принял очень сложные бои до Катанды — 260 километров (если мерить по современным дорогам) за 3 дня.»
          Влад, ещё раз обращаюсь. Взялись оппонировать, то делайте это ответственно. Если с ходу не знаете, то готовьтесь, изучайте источники. Иначе нет смысла с Вами дискутировать.
          «3 августа у Тележихи в упорном двухдневном бою отряд потерпел крупное поражение. Лишь 400 красногвардейцев сумели уйти через гору Будачиху. 9 августа отряд прибыл в Катанду.»
          —-При цитировании ссылка на Официальный сайт Алтайского края обязательна
          Источник: http://www.altairegion22.ru/authorities/historians/sukhov/

        • Цитирую Влада: «Чтобы старообрядцев разозлить уж очень постараться надо.» — Это о тех кто бежал на границы империи перессорившись и с государством и с церковью? )».
          Влад, это доказательство того, что Вы проявляете не только свою неинформированность, но с учётом Вашего апломба, ещё и невежественность.
          Оскорбляете ложью мощнейший пласт русского народа.
          Прежде, чем лепить здесь «горбатого» удосужились бы почитать хотя бы немного про старообрядцев.
          Почитайте.http://textfighter.org/teology/History_Church/Article/kremleva_i_staroobryadchestvo_istoriya_pravoslavnoi_tserkvi.php
          https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/10/17/46334-poslednie-russkie

          И ещё. Русская православная церковь признала ошибочность гонений на старообрядцев.
          «3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

          .

          Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

          .

          Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделимой Христианской Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения…

          .

          Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» [27].

          .

          Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Поместный Собор РПЦ 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам, в котором старообрядцы именуются «единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом» [28].»
          http://soborjane.ru/2016/01/27/kak-otnositsya-k-staroobryadcam-i-yavlyayutsya-li-oni-raskolnikami/
          Не надо выказывать ….

        • >>Изучайте «матчасть», прежде, чем высказывать свои соображения.
          Вы уже юлите :)

          >>»И с чего бы катандинцы собрали отряд в несколько сотен.»
          Как бы есть сомнения, что вообще кто-то мог бы собрать подобный отряд в данных условиях и в отведённые сроки, если только его не подготовить и не вывести на позиции заранее.

          Восстановлю, ход рассуждения, если возникла путаница.

          Утверждалось что суховцы грабежами и насилием подняли против себя население.
          Чтобы произвести обыски в домах, покапаться в сундуках и заняться массовыми изнасилованиями нужно время как на сами деяния, так и на то что бы обозначить себя, свои позиции и права, типа мы такие-то и такие-то, вы нам должны это и это потому-то и потому-то. В то же уймонская долина была пройдена ими форсированно, более нигде, кроме как в Катанде, они не делали длительных остановок и «злить население» как развивающийся во времени процесс они, на мой взгляд, могли только там. Вот мне и было интересно, будет ли описан процесс подобного сбора теми кто общался с очевидцами. :)

          Дополню, долее того, там же высказано и удивление, в том, что до уровня ненавести для спонтанного массового вооружённого выступления возможно довести ЗА ПОЛ ДНЯ.

          Но далее Вы пояснили, что всё-таки не ограничиваетесь Катандой («ещё очень «хорошо» погуляли по долине») и перечислили все населённые пункты которые там просто есть. Имеете право. Но тогда нужно как бы описать и, конечно подтвердив как-то свои слова, то, что же они успели натворить они в долине во время довольно ограниченного во времени следования в Катанду.

          >>Ещё одна цитата, свидетельствующая о полном незнании долины: «составить планы и занять позиции именно на тех путях, по которым двинулись суховцы».

          Вообще-то суховцы могли решить вообще никуда не двигаться, занять оборону в окрестностях, могли махнуть через горы на север, хотя бы тем же путём, которым пришёл Долгих зимой, могли развернуться и попытаться уйти в верховья Катуни. Они же не каждому встречному поперечному докладывали куда и как держат путь. В жизни они разделились и второй отряд дойдя до переправы другим путём обнаружил, что и она перекрыта.

          Кроме планов требуется время на то, чтобы согласовать общее выступление, назначить пункты сбора, цели и маршруты перемещений, планы засады (кто, где и что перекрывает). Собственно время на сами сборы и перемещение сил обходными путями, так как Катанда перекрывает путь, а это может во многие десятки дополнительных километров вылиться. Всё это с учётом того, что Суховцы, находящиеся Катаде, кроме «грабежей и изнасилований» ещё и контролируют обстановку при помощи своих дозоров. Например, они выдвинусь из Катанды, когда зафиксировали начало движения сил Волкова в Уймон.

        • >>Почти все жители долины жили зажиточно, бедных было очень мало. В Верх-Уймоне из 200 дворов только не более 4 семей были бедными, да и то по причине или пьянства, либо душевной болезни, либо ленности и неприкаянности. И эти семьи все жалели, подкармливали, помогали.

          Вы утверждаете что для Сухова там небыло базы. Но уже в следующем году в Уймоне раздвинулось мощное партизанское движение, Третьяк целый полк из уймонцев сформировал.

          >>>>преодолел расстояние от села Тележиха, за 3 дня.
          >>3 августа у Тележихи в упорном двухдневном бою отряд потерпел крупное поражение. 9 августа отряд прибыл в Катанду.

          3-е число это начало сражения, которое длилось до 6-го..
          Из разных источников:
          «В ночь на 6 августа командование решило вывести отряд из села. Жители села Егор Дмитриевич Фефелов, Михаил Петрович Жуляев, Никита Михайлович Щетников должны были провести суховцев через г. Будачиха на Чилик, Еликово.»
          «Из воспоминаний Василия ШВЕЦОВА (окончание): Командование, очевидно, решило окончательно вывести отряд из села в ночь на шестое августа. »
          «Из Каракола отряд пошел на Усть-Муту и вышел на Уймонский тракт. Продвижение отряда пошло быстрее и уже 8 августа он пришел в Усть-Коксу.»
          «9 августа отряд прибыл в Катанду»

        • >>Цитирую Влада: «Чтобы старообрядцев разозлить уж очень постараться надо.» — Это о тех кто бежал на границы империи перессорившись и с государством и с церковью? )».

          >>Оскорбляете ложью мощнейший пласт русского народа.

          Да куда же мне до целого пласта. Это нужно быть хотя уровня главы республики, что-ли.

  4. Мда, сомнительные герои у нынешнего КПРФ да и людей почти не осталось. Скудная группка приближенных ВВР лизоблюдов, рассчитывающих на крохи с барского коммунистического стола

  5. Вообще вся эта история с отрядом Сухова вызывает массу вопросов. Например, как они собирались идти в Туркестан (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан) через Горный Алтай? Почему не через Казахстан? Может, проблема была не в том, что «белые» помешали, а в том, что в казахских степях было некого грабить?
    И хотели ли «бедные», чтобы их освобождали пришедшие «экспроприаторы»? Да и воспринимался ли местными жителями этот отряд, как «осовободители»? — Или все-таки жители Уймонской долины считали их обыкновенными разбойниками… Одним словом — вопросы… вопросы…
    А ответы…
    Не знаю как про Сухова, но еще лет тридцать назад в Катанде про Долгих вспоминали не иначе,как про кровавое чудовище.

  6. Ну сейчас начнется. Казаки то же памятник поставят Кайгородову и будут требовать его реабилитации. Сатуницы будут ставить знак памятный. Бакичевцы поставят знак. Когда же прекратится деление на красных и белых? Нужен там единый памятный знак примирения. А примирение без осознания невозможно. КПРФ опять начали безумную карту разыгрывать в преддверии выборов, поэтому нет им доверия, только только люди успокоились.

  7. Вызывают большие сомнения версии спасения И.И.Долгих. То он от одного к другому переходил для ремонта агрегатов и механизмов. То он бежал через гору. Если всех расстреляли, почему только его оставили в живых. А ведь как он лютовал в Катанде после разгрома Кайгародова он скромно умалчивает. Что он хотел скрыть? Не освобождался ли от неугодных свидетелей, благо впоследствии будучи кагэбэшником он имел все возможности уничтожать сомнительные документы. Вопросы, встрана опросы… Недаром говорится, что Россия с самым непредсказуемым прошлым.

  8. На месте гибели отряда еще в середине прошлого века был установлен памятный знак, который в народе называют «доска Сухова». Столбы, на котором крепилась эта чугунная доска, сгнили и упали. Коммунисты вкопали металлические столбы, покрасили и прикрутили доску.
    Вообще-то Сухов родом с Южного Урала, а не с Питера, как утверждал Зубакин. А отряд состоял в основном из шахтеров Ленинск-Кузнецка и рабочих Барнаула и Камня-на-Оби…

    • В источниках, да, указано, что с Южного Урала. Я воспроизводил только воспоминания своей тёти. Возможно, что она рассказ жены восприняла таким образом что дело было в рабочем посёлке при Питере.
      Ну и если с Южного Урала, это сути не меняет. Он и там мог быть отъявленным хулиганом, которого боялись в округе.
      Ну и отряд то действительно был в основном с Кузбасса.
      И про выход в Туркестан — что то не вяжется с географией.
      И ещё, к написанному ранее (выше) — кроме разграбления бабских сундуков, в которых кроме сарафанов в укромных местах, в узелочках были припасены золотые колечки и монетки, отбирали лучших лошадей. При сопротивлении — стреляли не задумываясь.
      И насиловали девушек. По рассказам старых местных жителей.

      • >>При сопротивлении — стреляли не задумываясь.
        Сколько человек было застрелено? Это было как-то зафиксировано хотя бы белыми, которые двигались по пятам?

        >>По рассказам старых местных жителей.
        Которые тоже слышали рассказы ещё более старых жителей.

        Вы на зону сходите, поспрашивайте, там сидят одни невиновные жертвы полицейского произвола.

        >>кроме разграбления бабских сундуков
        Они пулемёт оставили, чтобы он их не задерживал, только чтобы в сарафанах покататься.

        • Цитирую: «Которые тоже слышали рассказы ещё более старых жителей.»

          Моя родная бабушка, Зубакина Агафья Вахромевна, дочь Атаманова Вахрамея Семёновича (его дом в Верх-Уймоне сейчас — музей), 1898 года рождения. То есть в 1918 году ей было 20 лет. Вполне нормальный возраст для того, чтобы знать, понимать и помнить.
          Тётя моей мамы Фиона Александровна такого же возраста.
          Так вот, я от них и от других реальных свидетелей тех событий слушал то, о чём написал ранее.

        • Цитирую: «Вы на зону сходите, поспрашивайте, там сидят одни невиновные жертвы полицейского произвола.»
          Это Вы намекаете на то, что сами местные жители Уймонской долины чего то натворили.
          И что же крестьяне, живущие в горах и далеко от власти, не знающие ни помещиков, ни надсмотрщиков и управляющих, могли натворить к приходу отряда П. Сухова?
          И с чего бы это, люди, не знающие эксплуатации, живущие исключительно своим трудом и хозяйством, взялись за оружие и разгромили отряд Сухова?
          Из идеологических соображений?
          Вы явно не знаете ни долину, ни образ жизни её жителей в те времена.

        • >>»Которые тоже слышали рассказы ещё более старых жителей»

          Это утрирование, выражающее отношение к рассказам. Хотя и в таком виде «сведения» сейчас есть.

          >>Это Вы намекаете на то, что сами местные жители Уймонской долины чего то натворили.

          Причём тут намёки, участники событий весьма деятельно сделали выбор в каком качестве они станут участниками гражданской войны.

          >>И что же крестьяне, живущие в горах и далеко от власти, не знающие ни помещиков, ни надсмотрщиков

          но уже имеющие купеческие династии и налаженные отношения с властями решили примкнуть к побеждающей стороне?

          >>Из идеологических соображений?
          Думаю вряд ли, это скорее, ближе к современности. Хотя тоже не факт. Вот допустим, взять Михайлова С.С., ходят слухи, что родственник Ваш, лет семь назад он резко пришёл к выводу, что глава Ливии Каддафи кровавый тиран которого нужно срочно свергнуть. Как тут разберёшь, это он по идеологическим причинам пришёл к такому выводу или потому что решил, что госдеп сильнее и отвалит потом больше печенек?

        • Так и с рассказами. Сам я их слышал только от Вас. Так что может быть Ваши родственники были ярыми антикомунистами, может быть Вы антикоммунист, и поэтому не позаботились, перед трансляцией даже проверить совпадают ли рассказы с фактами, а может быть и не было рассказов и просто в 90-х так было выгоднее.

          Может быть и я не прав, но тогда хотелось бы, кроме «бабушка сказала» каких-то подтверждений.

        • Владу — про печеньки. И Вы это всерьёз?! ОДНАКО!
          Про какие либо подтверждения.
          а) Найти документальные подтверждения, тогда как сами «герои» гражданской войны и их наследники уж за без малого сотню лет постарались так залакировать свои «подвиги», что под этой лакировкой уж никогда не найти правды или каких либо подтверждений их преступлений против человечности.
          Ещё один рассказ. В 60-е годы в революционные праздники в президиумах с красными бантами «с носом в табаке» и в почёте сидели «герои» гражданской войны, так называемые «партизаны». Это те которые участвовали в гражданской войне на стороне красных в том числе в ходе борьбы с колчаковщиной.
          Один из таких, Явцев Семён, в Нижнем Уймоне, кроме всего этого отличался так же издевательствами над родственниками раскулаченных, репрессированных, «белобандитов», будучи председателем сельсовета и (или) колхоза. Ставил на самую грязную и трудную работу, зажимал трудодни, а если и оные выдавались, то вместо зерна — мякина. Гнобил по полной. При этом не забывал указывать на своё геройское прошлое с одновременным уничижением кулацкого и бандитского отродья.
          А свидетелем многих событий тех лет в горах Алтая был Атаманов Василий Вахромеевич. Он ушел в горы от коллективизации, был признан за это бандитом и под страхом смерти от преследования вооруженной власти ушел в Китай. Когда умер Сталин, Василий Вахромеевич решил вернуться домой к первой семье с пятью детьми (в Китае у него была другая семья, так же с пятью родными же детьми). Перешел границу на Дальнем Востоке и был схвачен и осужден за бандитизм на более чем 10 лет лагерей.
          Однако приговор мог быть более жестким, однако следствие и суд учёл его заслуги перед Красной Армией, когда он со товарищи помог нашим бойцам подавить сопротивление японцев Квантунской армии на одном из горных перевалов.
          Получил Василий Вахромеевич инвалидность на лесоповале и через какое то время был освобожден из лагеря с признанием того, что он полностью отбыл наказание. В начале 60-х он приехал в Уймонскую долину, но первую жену уже не застал в живых.
          Местные активисты и сексоты всполошились, как же приехал «бандит Васька». Местное подразделение КГБ быстро среагировало и «взяло» под «белы ручки» Василия Вахромеевича, проверило документы, провело собеседования и снятие показаний. Претензий по новому статусу не было, наказание честно отбыл.
          Ну, а вот, он как раз и оказался очень полезным источником информации о старых временах, начиная с гражданской войны.
          Долго с ним беседовали и протоколировали. И вскоре многие якобы «герои» гражданской войны как то исчезли не только из праздничных президиумов, но и из мест своего проживания. Непонятно, сами ли бежали от неминуемого разоблачения и наказания, или правоохранительные органы поспособствовали их исчезновению.
          Времена те, после революции, были мало сказать, смутными — невероятно сумбурными. При гибели множества людей, в том числе фигурантов многих «тёмных» событий, то есть реальных участников и свидетелей, появлялись проходимцы, которые присваивали себе славу «подвигов» других. И вот и эти проходимцы так же писали историю: выступали перед пионерами, давали интервью, писали мемуары и пр.
          Не думаю, что Вы не сможете такое понять. Полагаю, что снимите своё непреклонное требование о предоставлении документальных подтверждений. И, надеюсь на такую Вашу адекватность, которая позволит Вам понять, что свидетельства очевидцев являются достаточным доказательством. Даже в уголовном делопроизводстве.
          И про то, что я писал, знали и помнили десятки и сотни жителей не только моей деревни, но и всей Уймонской округи. Это всё для нас было очевидным. Мы жили в этой сфере и не было никаких сомнений, что окружающие нас уважаемые люди рассказывают правду.

        • а.) Свидетельства. Если свидетельства достаточны, то можно взять свидетельства Долгих как участника событий, проверенные перепроверенные органами и на этом успокоиться? )

          б.) Соответствие свидетельств известному.

          Отряд Сухова побывал во многих местах до Уймона и материалов его взаимоотношений с населением немало. Такой объём не скроешь. И тут, неожиданно, в Уймоне им крышу сорвало так что проездом взбесили население?
          Это крестьянское население настолько захотело разобраться с отрядом, который ушёл в Катанду, что не стало дожидаться нескольких часов пока подойдут регулярные войска, чтобы присоединиться к им, а за считанные часы срочно мобилизовало несколько сотен человек из разрозненных сёл и окольными горными тропами, так что их не заметили дозоры суховцев, которые находились в долине, оказались перед отрядом.

          Однако давайте, всё таки подтверждения, потому-что это хуцпа какая-то.

        • Владу.
          Прочитайте это. » С большим трудом красногвардейцы Сухова выбрались из гор на Уймонский тракт и двинулись по направлению Катанды, где их уже поджидал прибывший из Улалы белый отряд под командой поручика Любимцева. Привлекая местное каза­чество И ВОЗМУЩЁННОЕ ПРОИЗВОЛОМ КРАСНОГВАРДЕЙЦЕВ МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, Любимцев устроил недалеко от Тюнгура две засады: первую в самом узком месте, при впадении в Катунь гор­ной речушки Деты-Кочко, и другую, на правом берегу Катуни, у заимки Туралдинки.»

          Так вот, практически во всех текстах, размещённых в интернете, присутствует информация об участии в засаде местного населения, возмущённого произволом красногвардейцев. И все эти источники указанной информации были созданы в советское время и теми, кто героизировал поход отряда П. Сухова. Даже они сочли необходимым указать такое.
          Задаю Вам вопрос, а что надо было красногвардейцам натворить, чтобы довести местное население до того, что оно поднялось и взялось за оружие? А?
          И какая уж была основа для того, чтобы советским пропагандистам всё-таки написать такое? Беспочвенно писали?

          И ещё, точно такая же информация о зверствах суховцев имела место во многих сёлах, не только в Верх-Уймоне. Нижний Уймон, Мульту, Гагарку и Тихонькую с уверенностью включаю в перечень тех поселений, где такая информация сохранялась в памяти сельчан. В своё время общался с жителями этих деревень.
          А к чему человеку разум? Если бы он не нужен был, то можно было обойтись возможностями механических устройств: поступила справка, информация с неё считана и уложена в соответствующую ячейку.
          Однако человек наделён разумом, в том числе для того, чтобы изучать бытие не только на основе справок, а на основе логического анализа разнообразной информации.
          Да, кстати, не исключено, что И. Долгих мог написать о «подвигах» бойцов отряда в части грабежей, убийств и насилия над женщинами. Такое бывает.
          А как Вам это: «На четвёртый день братьями Кудряв­цевыми был арестован и сам красный командир Сухов, в чьём обозе, по слухам, было найдено много всякого добра: серебро, золото, ценные вещи, реквизированные красногвардейским отрядом в ходе его двухмесячного похода у местных жителей».
          Это тоже отражено во множестве источников, созданных, в том числе и в советское время.
          И с чего бы взялись такие записи, а? Если не грабили, по Вашему.
          Так что подумайте… А на что Вам голова то на плечах?

        • Вы заблуждаетесь, блок текста с «ВОЗМУЩЁННОЕ ПРОИЗВОЛОМ КРАСНОГВАРДЕЙЦЕВ МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ» — из статьи А. Пономарёва,
          заместителя Атамана Алтайского отдельского казачьего общества СВКО, «Сибирский казак» № 33, 2008 г.

          Оттуда же основан текст про обоз, в оригинале было
          «Среди местного населения до сих пор бытуют рассказы о том, что в обозе Петра Сухова хранилось много всякого добра: и серебро, и золото, и ценные вещи, реквизированные отрядом в ходе двухмесячного перехода у зажиточных людей. Якобы «добришка… казаки хапнули достатком», когда захватили обоз. Но документальных свидетельств нами не обнаружено. »

          В статье скаазно прямо «В ней автор высказывает свою точку зрения на события Гражданской войны на Алтае, в частности, на поход отряда под командованием П.Ф. Сухова.».

          Скажу больше, до недавнего времени в Википедии не было вставки о том, что это слухи. Так и было написано как доказанный факт:
          «в чьём обозе было найдено много всякого добра и т.д. » и ссылка для солидности на монографию Исаева 2004 года. В таком виде это «доказательство» распространилось по многим ресурсам.

          Собственно это ответ, что никакие советские пропагандисты этого не писали. Источник так называемые современные «булкохрусты».

          >>И с чего бы взялись такие записи
          По-моему очевидно. Булкохрусты ведут войну — пока что информационную, подло, исподтишка, подменяя историю.

        • «Булкохрусты ведут войну» — Неудачное позиционирование. Речь скорее о наследии НТСовцев для которых белогвардейщина, лишь одна из ширм.

        • Встретился отзыв на статью Пономарёва, на отрывки из которой Вы сослались.
          А. ПЕРЕВЕРЗЕВ, пенсионер:
          «Нет сил больше молчать! ПРОЧИТАВ в газете. «Горные зори» статью «Настало время объективно разобраться» А. Пономарёва – заместителя атамана Алтайского отделения казачьего общества СВКО, многие из представителей старшего поколения, наверное, сказали, как и я: «Нет сил больше молчать!» Сколько желчи, фальсификации, откровенной неправды в этой публикации!»

          «В доказательство «зверств» красногвардейцев, чинимых над местным населением, Пономарёв приводит выступление станичного атамана В.С. Иванова в Усть-Коксе перед казаками. А это вообще ложь. Жители нашего района, знающие историю похода П.Ф. Сухова, и историки, глубоко изучавшие эти события, подтвердят, что всё было наоборот. Суховцы лояльно относились к местному населению. Этот факт может подтвердить и статья в районке про тележихинскую женщину, которая приютила раненого суховца. Они потом поженились и прожили долгую жизнь вместе. Могло ли такое быть, если бы красногвардейцы свирепствовали в отношении мирного населения? Безусловно, нет.»

        • Владу.
          Почитайте. Материал 1931 года.
          http://poisk.ngonb.ru/flip/sibogni/1931/7-8/files/assets/basic-html/page-124.html#
          Из него я усмотрел следующее.
          а) Пётр Сухов при входе отряда в деревню собирал сход и «толкал» речь, после которой беднота указывала богатых односельчан. Суховцы отнимали у богатых коней, продовольствие и т.д.
          То есть, по простому — грабили.
          И кто сейчас может гарантировать, что они не отнимали золотые монеты, кольца и иные ценности? И не стреляли сопротивляющихся? Вооруженные то люди, озверевшие в боях, от своей и чужой крови.
          б) В статье пишется, что в Катанду вошел отряд численностью 250 человек. Из них только 120 решили пробиваться с боем. А 130 красногвардейцев задумали разбрестись по окрестным сёлам и деревням.
          Обратите внимание, что в комментируемой статье и в других источниках указывается, что в братской могиле в Тюнгуре захоронено 145 красногвардейцев. Небольшое число красногвардейцев погибло в разведке.
          Вопрос, а не разбрелась ли часть отряда по Уймонской долине ещё до губительного боя.
          И ещё, …»Лишь 400 красногвардейцев сумели уйти через гору Будачиху. 9 августа отряд прибыл в Катанду. В нем осталось 253 человека.»
          —-При цитировании ссылка на Официальный сайт Алтайского края обязательна
          Источник: http://www.altairegion22.ru/authorities/historians/sukhov/
          Ну и после Тележихи у отряда не было боёв. Вопрос, а куда делись полторы сотни. Не разбрелись ли с оружием по горным и отдалённым деревням? И как они себя вели? Не организованные, сбившиеся в группы по нескольку человек, озверевшие от смерти и крови, не имевшие ни командиров, ни цели, ни идеи. Вполне возможно, что грабили.

          Остаюсь при доверии к своим старшим родственникам и односельчанам-землякам. Зачем же им надо было врать?
          Ведь не врали они и о кровавых расправах И. Долгих.
          Уж то, что И. Долгих казнил собственноручно сотни мужиков, Вы, надеюсь не будите опровергать. Да и почитайте его воспоминания о том рейде. Он кратко, но предельно ясно указывает на казни как бойцов Кайгородова, так и обычных жителей сёл.

        • >>То есть, по простому — грабили.

          Между реквизицией и грабежом есть некоторая разница. Прошу заметить, что в примере, учитывалось и мнение местных масс.

          >>И кто сейчас может гарантировать, что они не отнимали золотые монеты, кольца и иные ценности? И не стреляли сопротивляющихся? Вооруженные то люди, озверевшие в боях, от своей и чужой крови.

          «В отряде поддерживалась жесткая дисциплина, редкие случаи мародерства карались расстрелом, так что с населением у суховцев были самые дружеские отношения. » «В отряде поддерживалась жесткая дисциплина, редкие случаи мародерства карались расстрелом». «Сухов ввел строгую дисциплину в отряде. За маловажные нарушения ее наказывали удалением из отряда, за более тяжкие подвергали расстрелу.»

          >>Ну и после Тележихи у отряда не было боёв. Вопрос, а куда делись полторы сотни. Не разбрелись ли с оружием по горным и отдалённым деревням?

          Рассеялись. Выходили они оттуда не парадным строем. Были дозоры, которые отставали. Группы прикрытия. Часть были ранеными (в госпитале оставались не транспортабельные). Позднее они стали основой, вокруг которой формировалось партизанского движения в Горно-Алтае. Точно не помню, но как-то встречалось, что Третьяк, возглавивший партизан Г-А позднее был из их числа.

          Но тут есть нюанс. От Тележихи до Уймона далеко. Дезертировать можно было и раньше, пока был простор. Тут же по пятам основного отряда идёт Волков. Если кто-то планировал и отделиться в Уймоне как те кто не ланировал уходить в Монголию, то ему нужно было слиться с местным населением и в дальнейшем привлекать его к борьбе, а не провоцировать.

        • >>»Ведь не врали они и о кровавых расправах И. Долгих.

          >>Уж то, что И. Долгих казнил собственноручно сотни мужиков, Вы, надеюсь не будите опровергать. Да и почитайте его воспоминания о том рейде. Он кратко, но предельно ясно указывает на казни как бойцов Кайгородова, так и обычных жителей сёл. »

          Мне кажется между «слизывая c шашки кровь перерубал всех» и «Отдохнув 4 часа, подтянув далеко не всех отставших, забрав 200 лошадей, отряд расстрелял всех оставшихся бандитов, отрубил голову Кайгородову, которую послали в штаб 62 бригады для доказательства разгрома банды, После чего отряд на рысях двинулся на Малый Уймон и Коксу прорывать кольцо бандитских отрядов.» Есть некоторая разница.

          К сожалению, пока не читал полных воспоминаний, но надеюсь найти материал у знакомых.

        • update.
          «не читал полных воспоминаний» — поэтому не могу подтвердить Ваше утверждение о собственноручно казнённой «сотне обычных жителей сёл.», т.к. в доступных на данный момент мне публикациях ничего, кроме приведённого выше краткого отрывка о расстреле пленных бандитов — нет.

  9. Хотим мы или не хотим эта наша история,жизнь наших предков. Надо уважать историю и людей и героев которые в ней живут и почитать. Почему-то мы же почитаем Чингисхана. А все остальное политика. Были и мы у памятника Петра Сухова этим летом и лежат там живые цветы… И вспомнили стихи А.Адарова «Кони» и учили нам историю по другому в школе. И кто прав кто виноват? Никто и незнает….Давайте будем героями нашей страны

    • Чингисхан другие народы и земли завоевывал. А эти герои своих убивали!! Чувствуете разницу!!! Нет ничего страшнее для государства, чем гражданская война, когда брат на брата! А большевики как раз и развязали такую войну. Кто звал сюда этого Сухова??? Что он принес в наш край??!!
      За чем пришел, то и получил!!

      • Сухов с отрядом более 50 суток уходил от преследования белогвардейцев. 6 августа в Тележихе, потеряв более половины отряда, госпиталь, обоз, тяжелые пулеметы, он вышел на территорию современной РА. В Абае ему сказали, что в Катанде крестьяне разоружили отряд сатунинцев в количестве 30 человек и готовы помочь суховцам уйти от преследования белых, он в это поверил. Но, не забывайте, за ним по пятам шли войска Временного Сибирского правительства, а в Тюнгуре его уже ждал белогвардейский отряд Любимцева, высланный каракорумцами из Улалы.

  10. В то время красные головорезы по всей Сибири совершали свои дела. Мой город, тогда назывался Кузнецком, так же пострадал от них. Вот страницы истории:
    В собор роговцы, судя по отдельным воспоминаниям, въехали на лошадях — неслыханное святотатство для православных. Но что происходило дальше, не назвать даже святотатством: партизаны изнасиловали и убили прямо под образами жену настоятеля собора, рубили саблями прятавшихся там людей. Из четырёх тысяч жителей Кузнецка две тысячи легли на его улицах.
    Погибли они не в бою. Их, безоружных, просто вывозили из домов, тут же у домов, у ворот раздевали и зарубали шашками. Особо „именитых“ и „лиц духовного звания“ убивали в Преображенском соборе. Редкая женщина или девушка избегала гнусного насилия. Рубились люди по „классовому признаку“: руки мягкие — руби, комиссар — руби…»
    Большевистская ориентация членов отряда Рогова в двадцатые годы, еще по горячим следам гражданской войны, практически никем не оспаривалась. В государственном архиве Кемеровской области мы нашли несколько партийных дел на тех роговцев, которые в 20-30-е годы занимали видные должности в крае. Уже будучи при партбилетах, они получали от советской власти подарки по случаю 10-летнего юбилея революции в 1927 году. Они были в почете и у всех на виду. Например, садист Кузнецов, который собственными руками убил ни в чем не повинного священника села Атаманова (близ Новокузнецка), заведовал почтамтом в Томске и вспоминал об убийстве как о ярком «революционном» поступке. Садистским прошлым гордились и ставили его себе в заслугу!

    • Рогов был анархистом причём в самом примитивной её форме. Результат имперской политики ограничения образования населения. В гражданскую войну было много таких групп, часть из которых большевики сумели объединить и взять под контроль. До прихода большевиков он действовал автономно, собственно перед походом на Кузбасс он выгнал всех коммунистов из отряда, за которыми ушла значительная часть партизан в итоге за ним осталось 2000 бойцов вместо 5000 которые фигурировали ранее. Прибыв в Кузнецк, где ему вменяется проведённая «чистка», им были разоружены местные вооружённые формирования ревкома, а на совещании ревкома, которое он посети — он заявил, что подчиняться большевикам не намерен. Через 2 недели его арестовали.

      Ну а потом кто согласился подчиняться большевикам и жить по их правилам — на их прошлые разногласия внимание не сильно обращали, т.к. «были политически незрелы». Кто не соглашался на подобный порядок вещей, те были уничтожены, подобно Рогову.

      Классовые чистки, которые вменяются Рогову это конечно плохо. Но как оценивать целенаправленно выжженные колчаковцами поселения и волости?
      Или этот приказ:
      «В случае проявления единичного предательства со стороны граждан, виновных немедленно, без суда расстреливать на месте, имущество преступника конфисковывать в пользу казны или уничтожать; при массовом предательстве местного населения или укрывательстве большевиков-предателей, селение немедленно окружать и виновных, выданых жителями, немедленно расстреливать на месте, а их имущество конфисковывать или уничтожать; в случае отказа от выдачи виновных расстреливать заложников или жителей через десятого. В случаях массового выступления жителей с оружием в руках против армии, такие населенные пункты немедленно окружать, всех жителей расстреливать, а самое селение уничтожать дотла.»
      Командующий армией, генерал-майор Сахаров. Начальник штаба, генерального штаба полковник Оберюхтин.

      • Рогов (1883—1920) — участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, кавалер трёх георгиевских крестов, зауряд-прапорщик, в Гражданскую войну перешёл на анархические позиции, организатор партизанских отрядов на Алтае, сотрудничал с красными. Осуществлял подрывную деятельность в тылах белых армий на территории Барнаульского, Кузнецкого и Щегловского уездов, совершал нападения на Кузнецк и Щеглово, отличался жестокостями по отношению к противникам и мирному населению.
        А мирное население для кого были ПРЕДАТЕЛЯМИ? для Большевиков? а не чего что до 1917 эти большевики были оппозицией для царской России.. А офицеры белогвардейцев тоже убивали лиц духовного звания? Что то нет документов подтверждающих это.
        А нынешняя власть, уверен что более чем на половину состоит из потомков тех красных головорезов и воров, которые получили после тех событий высокие чины на местах. И как сегодня видим, чиновники до сих пор дают своим отпрыскам высокие посты на предприятиях с гос участием…

        • >>А мирное население для кого были ПРЕДАТЕЛЯМИ? для Большевиков?
          Формулировка «предатели» из приказа колчаковцев.

          Как там чехи описывали происходящее:
          Б. Павлу и В. Гирса
          «Под защитой чехословацких штыков местные русские военные органы позволяют себе действия, перед которыми ужаснётся весь цивилизованный мир. Выжигание деревень, избиение мирных русских граждан целыми сотнями, расстрелы без суда представителей демократии по простому подозрению в политической неблагонадёжности составляют обычное явление, и ответственность за всё перед судом народов всего мира ложится на нас: почему мы, имея военную силу, не воспротивились этому беззаконию»
          Гревс:
          “В Восточной Сибири совершались ужасные убийства, но совершались они не большевиками, как это обычно думали, Я не ошибусь, если скажу, что на каждого человека, убитого большевиками, приходилось 100 человек, убитых антибольшевистскими элементами”.

          >>»а не чего что до 1917 эти большевики были оппозицией для царской России».
          Так и Колчак не сильно царя защищал, а половина офицеров ЦА ушла к большевикам.

          >>А офицеры белогвардейцев тоже убивали лиц духовного звания?

          В некоторых местах случался и террор в отношении священослужителей, но было ли это свойственно именно большевикам, а не проявлениям анархии?
          Например, Горный Алтай и предгорья бывшая зона действия Миссиии долгое время были зонами активных боевых действий, были ли в эти годы проявления целенаправленного террора по отношению ним?

  11. Красная банда Сухова совершила много преступлений: убийства, изнасилования, разбой, воровствали краснопузые все что попадалось под руку за что и поплатились своими никчемными жизнями.

    • Мои предки с Алтайского района были за красных. Белые банды совершили много преступлений: убийства, изнасилования, разбой, воровали белоопузые все что попадалось под руку, за что и поплатились своими никчемными жизнями.
      А победила Советская власть и Красная армия. За кем пошел народ, те и победили. Отголоски Гражданской войны долго еще аукались — отсюда репрессии и их жертвы.
      В 1991 году белопузые уничтожили Советский Союз, и до сих пор грабят остатки великой страны, созданной Красными. А чтобыв прикрыть свою подлость — очерняют красных. Неужто уймонцы думают, что их предки могли жить-поживать в горах, когда в остальной части страны идет Гражданская война?
      Пусть будут прокляты те, кто разбудил в СССР гражданскую войну в 1980-е годы. Чего глупцы хотели добиться, о чем думали, пробуждая поднимая среди соотечествеников ненависть прежних времен ? И среди них — и наш «отрешенный» демократ Зубакин.

      • — Белые банды совершили много преступлений: убийства, изнасилования, разбой, воровали белоопузые все что попадалось под руку, за что и поплатились своими никчемными жизнями.
        — И это правда. Мой дед рассказывал, как белые на скаку разрубали шашками люльки, висящие на суку дерева, вместе с младенцами напополам в горах нынешней деревни Банное.

      • Советский Союз угробили , предали политбюровцы и партийцы. Ещё искусственный дефицит устроили для этого. Продалась верхушка — рыба гниёт с головы.

    • Ты то Валера пентюх откуда знаешь ,что Сухов бандит я вижу что ты из современных баньдюганов заткни хайло а то воняет сильно

  12. 145 красногвардейцев, попавших в плен, без всякого суда были расстреляны белогвардейцами. Соглашусь с Зубакиным, что и его земляки тоже принимали участие в этом убийстве обезоруженных людей, в том числе и четырех женщин…

    • Да вот именно кержаки искали раненых и добивали тех кто еще оставался живой а Кайгародов им выдавал по ведру меда за каждого убитого красноармейца

      • Да, Леонид, ты явно из того корня, который защищаешь. Из никчёмных, убогих, ленивых и пьяниц, которые ничего не создавали и пошли за большевиками грабить награбленное. И грабили. Издевались над безоружными людьми, вооруживших маузерами и одев кожанки. Это их коренной промысел. А потом пошли в коммуны для того, чтобы прожрать и просрать то, что нажили своим трудом настоящие крестьяне, труженики. А затем возглавили тех, кто гонялся с винтовками за единоличниками, не желающими отдавать свое добро в колхозы. Они же 1937 году были клеветниками и палачами, уничтожившие тысячи и тысячи трудяг. Даже тех, кто был сними ранее, поверил им взял землю и начал хозяйствовать.
        Ну, что же. Понятно откуда твои коренные убеждения. Потомок палачей и грабителей.

        • Так вот Сема ни один из моих предков не был вором и грабителем и глубоко заблуждаешься ты я во первых вообще не пью во вторых мой педагогический стаж более сорока лет а ты как был в детстве так им и остался

          • «Лёник»… ты тогда ванька, не помнящий своего родства — Если ты не пьяница и не лодырь и предки если таковыми у тебя небыли.

        • Ина закуску тебе Сема одним из коммунистов ,которые восстановили эту доску П.Ф.Сухова был именно я Казанцев Леонид Васильевич -прямой потомок Донских казаков и правнук одного из восставших матросов на броненосце «Потемкин» понял мразь!!!!

        • Леониду. Ну, что, встану на твой уровень, хотя это не свойственно мне.
          Первое. Твоя низость так и лезет и проявляется хотя бы в том, что ты называешь меня «Сема». Твое тухлое нутро удовлетворяется тем, что ты этак запросто называешь довольно таки известного человека уменьшительным именем. Только убогие люди, с комплексом неполноценности, поднимают своё эго за счёт такого вот приёма. Дескать вот какой я крутой — называю бывшего Главу Республики, Депутата Государственной думы уничижительным образом. Ты этим не меня принижаешь, а выказываешь свою низость и пакостность.
          И ещё, с самого начала ты начал изрыгать ругань и обзывалки на оппонента, имеющего другие взгляды на жизнь. Это явный признак отсутствия общей культуры поведения.
          И то, что ты учительствовал, тем хуже. Что же ты мог дать детям с таким то внутренним содержанием?
          Ты ничем не отличаешься от безграмотного, пропившего свою совесть выродка.
          Если ты был не выродком, а действительно потомком донских казаков, то бы никогда не стал участвовать в восстановлении памятников тем, кто по сути извёл под корень донских казаков. От них остались только такие вот выродки, как ты. Или ты не знаешь, как большевики уничтожали казачество.
          Ну, а про тех, кто восстал на «Потёмкине», не буду ничего писать, так как не изучал конкретно эту тему. Но, если исходить из общего понимания, то восставшие ничем не отличались от всех тех, кто впоследствии уничтожил крестьянство в стране, гнобил интеллигенцию и устроил геноцид своему народу (отрицательный отбор, когда уничтожались лучшие, а размножались по сути упыри, отбросы общества, лозунгом которых были слова «Грабь награбленное»).

  13. статья краеведа Г. Медведевой «КУРГАН ПОКА ЕЩЕ ВИДЕН» источник — газета «Звезда Алтая»

    С детства знаком небольшой курган посреди поля на краю села, где были погребены жители Катанды, казненные Иваном Долгих в апреле 1922 года якобы за предательство, за то, что они были на стороне есаула Кайгородова или вообще находились в селе (это касалось мужского населения) в то время, когда в село со стороны Яломанских белков ворвался товарищ Долгих с отрядом красногвардейцев и внезапным ударом ликвидировал повстанческий штаб Кайгородова и его людей.
    До сих пор не дает покоя мысль: «Почему так жестоко обошелся товарищ Долгих, командир сводного, истребительного отряда ЧОН, с мирными жителями?». По свидетельству старожилов, когда они были еще живы, в селе Катанда была «рубка мужского населения». Известно, что Иван Долгих сам «рубил головы всех мужчин, которые были в селе, были и молодые 14-16 летние парни, и немощные старики». Об этом вспоминала Анна Чичулина, которой нет в живых уже более 20 лет.
    В апреле 1922 года в Катанде было уничтожено более 50 человек – и это в то время, когда на Алтае, можно сказать. Уже повсеместно была установлена Советская власть. Иван Долгих был бойцом из отряда Петра Сухова, разбитого в 1918 году. Ему чудом удалось спастись. Раненого его подобрал житель Курагана (селение близ Катанды, сейчас его уже нет) алтаец дед Тунсулей, переправил тайком через Катунь, выходил и помог уйти от белогвардейцев горами.
    Долгих считал катандинцев виновниками гибели отряда Сухова. Хотя встретили они красногвардейцев хлебом-солью, поменяли лошадей. Дали зерна, продуктов, но затем, по мнению Долгих, организовали совместно с эсерами и колчаковцами засаду за Тюнгуром. Историю гибели отряда Сухова мы знаем, поэтому нет смысла повторяться.
    Так не с целью ли мщения катандинцам вернулся на нашу землю товарищ Долгих?
    Со школьной скамьи нам, ученикам, твердили, что Иван Долгих – герой, как и Петр Сухов, а есаул Кайгородов – враг и бандит. Попытаемся же разобраться и поразмыслить: могут ли в гражданской войне быть правыми победители, да и вообще, могут ли быть победители?
    Из истории известно, что до Октябрьской революции 1917 года село Катанда было богатым.
    Люди жили зажиточно. После принятия Декрета о земле все крестьяне были наделены землей, так что бедноты-то почти и не было.
    Крестьяне были благодарны Советской власти за землю, но на происходящие события смотрели с недоумением: кто красные. Кто белые? Воевать никто не хотел. Продовольственная политика Советов сыграла только отрицательную роль: зачем наделять землей, если все зерно нужно было сдавать государству?
    В эти тяжелые 1920-е годы свою историческую роль сыграл командир повстанческой армии Кайгородов. Это был человек, преданный своим идеалам, алтайскому народу. Если бы он хотел тихой, счастливой жизни только для себя, то мог бы спокойно оставаться в Монголии, куда эмигрировал вместе с остатками белогвардейской армии, затем мог эмигрировать в любую другую страну, но нет…
    Кайгородов – сын крестьянина-переселенца. Был призван в царскую армию на службу, участвовал в Первой мировой войне, вернулся в Горный Алтай прапорщиком и полным Георгиевским кавалером (четыре Георгиевских креста) – это говорит уже о многом.
    В сентябре 1921-го Кайгородов через Кош-Агач прорвался в Горный Алтай с целью «защитить земляков от грабительской политики, проводимой большевиками».
    Товарищ Долгих за операцию по уничтожению банды Кайгородова правительство наградило орденом Красного Знамени, а Кайгородов поныне покоится в безымянной могиле в Катанде…( ТЕЛО ЕГО БЕЗ ГОЛОВЫ, есть некоторые данные, что похоронено тело тайно Прим. Т.П.)
    Почему все-таки апрель 1922 года мы считаем трагической датой в истории Горного Алтая, а Катанды в особенности? Как известно, 10 – 11 апреля 1922 года товарищ Долгих учинил в Катанде нестоящую кровавую рубку мирного населения. Обыскивали каждый дом, каждую усадьбу. Много мужского населения было захвачено, причем жестоко. Мирно спавшие после празднования Пасхи сельчане и не подозревали, какая участь ожидает их от рук безбожников-красногвардейцев.
    Безоружных мужчин под угрозой оружия, с применением силы выгоняли, вытаскивали из домов. Известен случай, когда сам Долгих стащил с печи немощного, больного старика и, не посмотрев на его возраст, якобы за сопротивление зарубил на глазах многодетной семьи.
    Арестованных почти не допрашивали. Однотонные вопросы Долгих: «Почему в деревне? Почему не ушел из села воевать против Кайгородова?»
    Не ушел из села – значит, враг народа; значит бандит. Люди в Катанде не хотели воевать. Они, основная масса, не понимали политики ни белых, ни красных… У Кайгородова была своя программа, которая хранится в бывшем краевом партийном архиве. В основном в программе отстаивались интересы крестьян. Например:»Все земли, находившиеся после революции фактически в руках крестьянства, остаются в его неотъемлемом пользовании, все же остальные земли, не занятые крестьянством, составляют национальную собственность и служат источником для наделения землей каждого желающего заняться земледельческим трудом». (Политическая программа А.П.Кайгородова, журнал «Алтай»1993 №1).
    Много можно рассуждать о политической программе Кайгородова, его стремлениях, идеалах, военных действиях, но факт, что его считали у нас на Алтае народным защитником и мстителем, остается фактом. Жители сел Горного Алтая, не только Катанды и Тюнгура,
    Поддерживали политику Кайгородова, да и сам есаул относился к сельчанам миролюбиво, доброжелательно.
    ВЕРНЕМСЯ же к трагическому дню 10 апреля 1922 года. Согнав всех арестованных в одно место, тесное помещение, людям надели деревянные колодки на ноги и на руки, чтобы не могли убежать. Многие были избиты, еле держались на ногах. В основном все были полураздеты, в нижнем белье. Ни у кого из жителей села в то время не было и в мыслях, что все арестованные будут жестоко казнены.
    Долгих не разбирался, для него все арестованные были бандиты, враги.
    Рубище устроили на краю села, с северо-восточной стороны. Сам казнил, сам отрубал саблей головы людей. В селе стоял не плачь, а вой женщин. Такой жестокости на своем веку не видела Катандинская земля…
    Моей бабушке С.Д. Афанасьевой в тот ужасный год исполнилось 12 лет. Она отчетливо запомнила этот кошмар: «Мы, ребятишки, облепили прясло и не понимали, что происходит. Было страшно и было много людей, кровь… Мы разбежались по домам, прятались…»
    Товарищ Долгих , по словам старожилов. Отрубал головы людей на глазах населения, не скрывая своей ярости, жестокости, размахивая окровавленной саблей. Публицист В.Гришаев (Из досье КГБ», журнал «Алтай», 1993 г.) описывает, что в приступах свирепости «у Долгих выступала пена на губах».
    Казнил «герой», отрубая головы одним профессиональным взмахом, на обыкновенной крепкой чурке. Ручей, бежавший рядом, стал кровавым. По всему селу пробегал тот ручей, и люди кричали, стонали, рвали на себе волосы, видя окровавленную воду, окропленную человеческой кровью. Все это было, и никуда от этого не деться, вот только разобраться трудно – за что казнила новая власть мирных крестьян, подростков и стариков?
    После казни тела беспорядочно бросали в одну общую яму. Жителям под угрозой смерти запретили подходить к казненным и хоронить их. Внуки одной женщины рассказывали. Что Долгих остановился в ее доме на ночлег. Придя после рубища, он приказал ей выстирать окровавленную одежду. На нем был длинный кожаный фартук, но все же одежда насквозь пропиталась кровью. Руки по локоть были в крови, лицо. Волосы тоже были обагрены чужой кровью.
    Бедная женщина в страхе замочила одежду товарища Долгих в соленой воде в большой деревянной бочке.
    Какого невыносимого труда стоило ей отстирывать человеческую кровь, осознавая, что это кровь ее земляков. Она несколько раз за ночь теряла сознание. Всю ночь топила в пристроенной кухоньке камелек, чтобы к утру высушить одежду палача.
    А на следующий день кровавая расправа в селе продолжилась. Никогда не понять катандинцам жестокость Долгих. Не понять и того, что товарищ Долгих не понес никакого наказания, учинив расправу над населением без суда и каких-либо разбирательств, а ведь шел уже 1922 год.
    1 мая 1922 года Иван Долгих был удостоен высшей награды – ордена Боевого Красного Знамени. Вместе с ним такую же награду за «успешную» операцию получили еще шестеро чоновцев. Весть о расправе в Катанде разнеслась по всему Горному Алтаю и наделала много вреда в том плане, что многие сторонники Кайгородова, такие, как Карман Чекураков, братья Бочкаревы, решили бороться до конца с частями особого назначения. И хотя так называемый «бандитизм» в Горном Алтае после гибели Кайгородова пошел на убыль, отголоски его были вплоть до 30-х годов.
    К месту общего захоронения казненных людей одно время ходили ночью, тайком оплакивали погибших сыновей, мужей, братьев, женихов. Запрещалось даже поставить крест, так как казненных считали «врагами народа». Враги кому? Семье? Детям? Земле родной?
    Как бы там ни было, трагедия, которая произошла в апреле 1922 года в Катанде, в истории навсегда останется трагедией.
    …Зарастает травой общая могила. Кем-то все же поставленный большой крест подгнил и упал. Его попытались поставить заново ребята из краеведческого кружка, но сейчас там нет ничего, кроме кургана, заросшего травой. А ведь наши же люди там погребены, наши предки, и не надо на это закрывать глаза. Пока курган еще виден, и люди знают это захоронение, пока это место не распахано до конца (хотя с каждым годом курган подпахивается все больше и больше, потому, что находится посреди поля), считаю необходимым установить хотя бы скромную памятную доску «Жертвам гражданской войны – апрель 1922 года», огородить место погребения, освятить…
    ТОЛЬКО ВОТ КТО ВОЗЬМЕТСЯ ЗА ЭТО БЛАГОЕ ДЕЛО?

    • Краевед Г.Медведева к сожалению много наврала поскольку знаю ее лично и ее деда. ,который был близким другом моего отца

  14. Коммунисты правильно сделали, что восстановили «доску Сухова», пусть казаки восстановят крест. И это тоже будет правильно. О таких событиях нам надо помнить, чтобы не допустить такого впредь, И всё же, наверное, жестокость августа 1918 года породила и трагедию апреля 1922 года…

  15. Из комментариев Семёна Зубакина можно судить о скудности его интеллекта, и это человек руководивший нашей республикой!
    Никчёмные, убогие, ленивые и пьяницы, которые ничего не создавали и пошли за большевиками, при этом построив на месте отсталой полукрепостной России мощную экономическую державу, разгромив фашистскую Германию, на которую работала вся промышленность западной Европы, запустив первый спутник, послав первого космонавта в космос. Хватит, господин Зубакин лить грязь на большинство! Достаточно того что вы натворили в 90-е! Опять же, судя по комментариям, есть ещё у вас таких же безграмотных, в историческом плане, холуёв, одно только утешает, что вы опять остаётесь в меньшинстве.

    • Жаль что население поздно осознает ,что такие твари как Семен Зубакин были у руля нашей республики.А такой мерзавец, как Ельцин -руководил страной,но думаю ,что правда восторжествует и они получат по заслугам.

      • Семён Зубакин вор, или прихватизатор общенародного имущества по твоему, раз ты его тварью обозвал? Он говорит тебе правду! И если ты правильный и логически прямой человек(но при том столь горячий, как заявляешь о себе), то выйди на Красную площадь и требуй чтобы твой Путин посадил на кол Чубайса и прихватизаторов общенародного имущества раскулачил. Или у тебя как из фильма «Джентельмены удачи» …. тут помню, а тут не помню??

    • Серёга, обормот, ума то с гулькин нос. И что, по твоему всё описанное тобой, достигнутое государством — это дело только тех, кто грабил и раскулачивал, а затем уничтожал народ в годы репрессий 30-х годов.
      ДнепроГЭС, Магнитка, Кузбасс, Беломорканал, канал им. Москвы и всё другое в основном строилось или репрессированными или теми же сыновьями кулаков, которые, лишившись материального фундамента, ушли в города и на «стройки коммунизма».
      И на фронте воевали вместе со всеми, совершая подвиги сыновья раскулаченных и репрессированных. И ты, болезный, ничего не слышал про Королёва, Туполева и других наших великих людей, создававших то, что вывело страну в космос и в современную авиацию. Ты не знаешь, что они были репрессированными, осуждёнными?!
      Ну, а многие наши советские артисты и писатели, создававшие культуру страны. Очень много из них прошли ГУЛАГ. Например, Георгий Жженов, народный артист СССР.
      Да, что с тобой беседовать. Умишко то не в силах охватить и осмыслить что то чуть шире.
      Кстати, я выше писал про Атаманова Василия Вахромеевича, который якобы был бандитом и ьежал в Китай. Так вот его сын несколько раз писал заявления о направлении его на фронт и всё таки добился: его, как добровольца, направили на передовую. И он погиб. Есть его письма, в которых он писал о своём горячем стремлении защитить Родину. Тебе привести здесь текст его письма?
      Пожалуй не стоит. Твоё бессовестное сознание не пробить ничем.

      Так что, ты слишком тупой, чтобы знать и понимать такое.
      Потому и не таким как ты, безмозглым, о чём то судить и раздавать характеристики.

      • Эх, Сеня, Сеня! Был ты сундуком им и останешься.

        «Не голова у тебя, а седалище,
        Моча у тебя, а не кровь,
        Запихать бы тебя во влага…ще,
        И начать переделывать вновь!

      • Здравствуйте !!! Случайно вышел на этот сайт, где Вы доказательно в итоге рассказали кровавую историю Уймонской долины. Большое Вам спасибо!!! Просто зачитался далеко за пол-ночь!
        Сам я русский, как записали моих предков царские власти, с 1985 года проживаю во Владивостоке. Родом из Казахстана, но мои родители коренные жители Алтайского края. Я учился в Бийске в техникуме и после армии закончив АПИ им. И.И. Ползунова в г Барнаул, по распределению попал на Дальний Восток и вот как-то задержался. В 2024-25 году перееду в г. Барнаул и буду жить на Родине своих предков.
        Хочу по приезду на Алтай, заняться пчеловодством. Попробовал в Приморье и мне очень понравилось. Естественно стал раздумывать, где мне определить свою пасеку. Перелопатил массу информации. И очень сильно заинтересовала Уймонская долина. Насколько можно на расстоянии изучаю её. Вот теперь стал интересоваться историей долины, а здесь такая переписка, ну это просто для меня кладезь знаний!
        Вы правильно, на мой взгляд, делаете, что раскрываете информацию, полученную Вами от своих предков и не ввязываетесь в полемику этих , к сожалению , многих недоразвитых людей. Да, они сейчас поддерживают действующий «порядок» в стране, но по истории мы знаем, когда эта власть сменится, то именно эти личности переобуются и кинутся уничтожать тех, кому вчера ещё поклонялись.
        Я считаю, что Вы очень интересный человек, умеете достойно держать удар и являетесь настоящим воином, который милосерден к заблудшим и обманутым невеждам.
        Сохраню Ваши исторические справки, чтобы передать своему внуку. Я считаю- это очень познавательно и интересно!
        В 18 году эти подонки — сельская пьянь и лентяи при поддержки НКВД уничтожили всех моих родственников по линии матери, проживающих в с. Ново- Михайловка Локтевского района Алтайского края по фамилии Гузеевы. Гузеевы были кулаками-землепашцами и первыми в селе купили трактор. Мою бабушку по матери, 17-и летнюю девчёнку, последнюю из семьи , НКВД-шник до поздней ночи избивал, требуя золото, которого не было. Потом в бессознательном состоянии в полночь, в начале февраля в одном платьице выкинул умирать в сугроб, на мороз. Случайные люди обнаружили и спасли, рискуя собственной жизнью, за что я им вечно благодарен. Она родила в замужестве двоих дочек и когда, моей маме было пять лет, умерла. Догнали её побои. Вижу, что Вы добрый человек, но я никогда этой сволоте красной не прощуЮ просто не могу заставить себя примириться с убийцами. Ваши оппоненты в основном — это потомки этих нелюдей и они всегда будут обелять преступления своих предков.
        Здоровья Вам, семейного счастья и спокойной жизни!!!

  16. Вот дурдом!
    — леонид 20 августа 2017 в 21:41
    Жаль что население поздно осознает ,что такие твари как Семен Зубакин были у руля нашей республики.А такой мерзавец, как Ельцин -руководил страной,но думаю ,что правда восторжествует и они получат по заслугам.
    — 1000% !!!

    • Твари тупые — безмозглые, это Вы! Идите идиоты у Путина требуйте, чтобы он вернул прихватизированое государству, а прихватизаторов на колы посажал! Долбоклюи… тут понужаете грязью тех кулаков, которые ничего не присваивали — не прихватизировали, а в то время Вас дебилов и Ваших детей ограбили на вечно!…. при том скорее всего потомки тех, кто идеи революции навязали народу. — присвоили всё то, что общими усилиями ВЕСЬ народ создавал!… и иметь теперь будут свою жирную долю от этого… а ты и твои деди — все помки (если не вымрут) кутох чорай!

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...