Наступивший 2017 год – год значимых юбилеев. Во-первых, исполняется 100 лет буржуазно-демократической февральской и социалистической октябрьской революции в России. Другая крупная юбилейная дата, мимо которой никак нельзя пройти – это 80-летие «большого террора».

Конечно, возникает множество проектов, связанных с обнародованием документов того времени. Увидят свет архивные сборники, пройдут научно-практические конференции. Известно, что президент России Владимир Путин призвал к честному и глубокому анализу исторических событий, но в то же время указал на недопустимость использования исторических фактов в целях раскола общества. «Уроки истории нужны нам для примирения. Давайте помнить, что мы единый народ, и Россия у нас одна», — сказал он.

Учитывая огромный интерес к отечественной истории в обществе, отчасти вызванный «магическими датами», «Новости Горного Алтая» решили в 2017 году начать собственный проект. Мы будем в течение всего года публиковать подборки документальных свидетельств – публикаций газет Горного Алтая того далекого времени. К сожалению, первое печатное издание – газета «Красная Ойротия» начала выходить не в 1917-м, а лишь в 1922-м году. Поэтому наши подборки будут посвящены событиям 90-, 80- и 70-летней давности, то есть будут включать публикации 1927, 1937 и 1947 годов.

Первый опыт чтения старых газет показал, что это очень завораживающее занятие. Атмосфера давних лет оживает на пожелтевших газетных страницах. Не секрет, что очень часто современные оппозиционеры и проворовавшиеся руководители, попавшие под домашний арест, начинают утверждать, что возвращается 37-й год… В наших публикациях 1937-й год проявится выпукло и осязаемо, так что всем, кто всуе использует это словосочетание применительно к нашей современности, попросту станет, надеемся, стыдно.

Предлагая вашему вниманию первую подборку газетных публикаций, надеемся на заинтересованное обсуждение. Ведь, как пелось в популярной советской песне, «это наша с тобой земля, это наша с тобой биография». Кстати, этой песне в 2017 году исполняется ровно 40 лет!

В первом обзоре предлагаем вам ознакомиться с некоторыми публикациями, вышедшими в «Красной Ойротии» в номерах за 29 декабря 1936 года и 1 января 1937 года. Стилистика, пунктуация и орфография оригиналов сохранены.

«Красная Ойротия», No 204, 29 декабря 1936 г.

Развернуть маймановское движение

Глубокое изучение Сталинской Конституции, исторического доклада мудрейшего учителя и любимого вождя товарища Сталина вызвало среди трудящихся Ойротии новый подъем социалистического соревнования и стахановского движения…

Сегодня мы публикуем письмо бригады овце-товарной фермы колхоза «Кызыл чолмон». Участники бригады по опыту Маймановой Демичи обязуются учесть и сохранить всех многоплодных овец, чтобы в будущем получить по всей ферме от каждых 100 овцематок 120-130 ягнят. Участники бригады призывают всех работников овцеферм последовать их примеру.

Этот призыв найдет живейший отклик среди работников овцеферм и зооветеринарных специалистов. Маймановское движение необходимо распространить самым широким образом… Заметив, что многоплодность овцематок передается по наследству, Майманова сохраняет и оберегает их потомство, постоянно увеличивая это многоплодное гнездо. От своего многоплодного гнезда в 30 овец она получила и сохранила 60 ягнят.

Такую же работу по увеличению гнезда многоплодных овец проводит и стахановец Иван Васильевич Панин – чабан колхоза «Путь Ленина» Шебалинского аймака… Надо, чтобы на каждой овцеферме по примеру Маймановой и Панина были учтены и всячески сохранялись многоплодные овцы и их потомство. От каждой сотни таких маток можно получать по 200 и более голов приплода. Какие захватывающие перспективы бурного роста овцеводства открывает маймановское движение.

На коньки, на лыжи

С 30 декабря по 10 января в начальных, неполных средних и средних школах проводятся зимние каникулы. Вся работа с школьниками в эти дни должна быть перенесена на воздух, на катки. Максимальному количеству детей должна быть дана возможность пользоваться лыжным и конькобежным спортом. Малышам необходимо предоставить десятки снежных горок, санные аттракционы.

С волнующим нетерпением ждут дети елок. Елка служит темой их повседневных разговоров.

В этом году хозяйственные организации пошли навстречу своим подшефным школам, отпустив необходимые средства для организации елок. От школ требуется только изобретательность, выдумка.

Хорошо готовится к проведению елки 5 образцовая школа. Много дней проводит школьный инструктор по труду тов. Хмылев Н.Н. со своими учениками в технической комнате, готовя сотни разнообразнейших игрушек. Замечательно сделан из доски, покрытой ватой, дед мороз стоящий у елки с топором в руке. За спиной у него мешок с богатыми подарками, которые на вечере будут розданы отличникам учебы.

Красиво сделан золотой серп луны, самые разнообразные овощи, корзиночки со сладостями, разноцветные фонарики. Зал, где будет проведена елка, украсит большой лозунг «С новым счастливым, советским годом».

Дети этой школы готовят самые разнообразные костюмы для маскарада. Почетное место среди них займут персонажи из любимых детьми басен Крылова.

С большими успехами приходит к зимним каникулам 12 средняя школа. Если в первой четверти средняя успеваемость выражалось в 90,3 процента, то к новому году школа приходит с успеваемостью 94,7 процента. На 20 процентов повысилось в этой школе число детей учащихся на «хорошо» и «отлично». Хороша посещаемость, образцово поставлена дисциплина. Новогоднюю елку школа будет встречать 2 января в здании городского театра. Усиленно готовятся к этому вечеру все самодеятельные кружки.

Плохо только то, что ни одна школа не имеет достаточного количества зимнего спортинвентаря.

В дни зимних каникул в городском кино-театре для школьников будет демонстрироваться фильм «Рваные башмаки» и «Солдатский сын».

Общественность, родители должны дать возможность детям провести зимний отдых в наилучших условиях.

5-рублевая банкнота образца 1934 года, обращавшаяся вплоть до 1937-го

(Примечание НГА: В конце 1936 года цены на белый хлеб составляли — 1,2 руб., мясо — от 5 до 9 руб. за 1 кг, картофель — 40 копеек за 1 кг, сало — 18 руб. за 1 кг, мужские туфли — 290 рублей, дамские туфли — 280 рублей, мужское пальто — 350 рублей, мужская рубашка — от 39 до 60 рублей. Средняя зарплата при этом в целом по стране составляла 207 рублей и сильно отличалась в зависимости от отрасли – высокие зарплаты были у шахтеров и рабочих в предприятиях машиностроения, в сельском хозяйстве ситуация была хуже).

На помощь испанскому народу

Рабочие Ойрот-туринского производственного комбината общества слепых собрали в фонд помощи испанским рабочим 130 рублей. Наш долг, как и всех граждан Советского Союза, поддержать героических борцов Испанской республики.

Завещание

На днях в областной больнице умер 80 летний больной И.Е. Гурьев. Перед смертью он оставил завещание, в котором просил перевести 150 рублей его сбережений в фонд помощи испанскому народу. Воля покойного выполнена.

По сигналам «Красной Ойротии»

Часто меняются продавцы в Бешпельтирском сельпо Ойрот-туринского аймака. В магазине грязь, товаров первой необходимости почти не бывает, — пишет наш селькор. Факты подтвердились. На работу принят квалифицированный продавец, приняты меры к заброске товаров.

«К чему приводит притупление классовой бдительности», под таким заголовком в «Красной Ойротии» №167 была опубликована статья тов. Казанцева о том, что кош-агачские аймачные организации в результате притупления классовой бдительности допустили развал работы в колхозе им. Буденного. Факты подтвердились – сообщает облпрокурор, — председатель колхоза им. Буденного Постников за развал колхозы, за пьянку и изнасилование колхозницы А. привлекается к судебной ответственности. Привлекается к судебной ответственности бригадир Коровин за хулиганство и потраву колхозного хлеба.

Несколько работниц Абайского совхоза после декретного отпуска не могут получить деньги по бюллетеню, писала «Красная Ойротия»… Факты подтвердились. Виновные привлечены к ответственности, деньги по бюллетеням оплачены.

Жаврин – рабочий-скотник центральной фермы племсовхоза №105 зверски избивает свою жену. Жаврин привлечен к уголовной ответственности. Дело передано в суд.

Ненаказанное хулиганство

Мой муж А.И. Такинов пьянствует, издевается над семьей. Однажды он выгнал меня, ребенка и мою мать из дома. Муж бьет не только меня, но и мою мать – старую женщину. Мы часто вынуждены уходить из дома и ночевать у соседей.

Когда я заявила об этом в Ойрот-Туринскую милицию, то мне ответили: «Ничего сделать не можем».

Муж мне сказал: «Уходи из моего дома. А если будешь жить со мной, то все равно искалечу и брошу».

Почему милиция не призовет к порядку моего мужа и не заставит его соблюдать советский закон.

М.Ф. Такинова

 

Теленгитка

Глубины небесной просинь,
Золоте утро мая –
Вот что взор твой ясный носит
Под собольими бровями.

Говорят у нас шутливо:
Ты родилась в новолунье –
Оттого де так игрива
Светлоглазая певунья…

Уходил отец за белкой
В глушь таежных снежных сопок,
Ты ж познать стремилась пылко
В школе мудрость книжных стопок.

Вот отец с пушистой ношей
Серебром что отливает
Приходил в блестках пороши,
Светлой радостью сияя.

А потом глубокой ночью,
Пока звезды не остыли,
По страницам книги, молча,
Оба пальцами водили.

Гас очаг, забытый вами,
Предрассветья тени плыли.
День встречал отец словами
О недавней горной были:

Как ютился за бомами
В продырявленном аиле,
Как буранными ночами
За аилом волки выли.

Как в батрацкой доле горькой
Юность сжег свою у бая.
Жизнь была черствее корки,
Что пихнет хозяйка злая…

И когда Советов знамя
Над Алтаем взвилось хмурым
Шел он красным партизаном
От Катуни до Амура.

Что ты радостна – не диво
(Приплели луну напрасно)
Ведь родилась под счастливой
Ты звездой советской красной.

Оттого и неба просинь,
Золотое утро мая –
Взор всегда твой ясный носит
Под собольими бровями.

Абрамов, Турачак

«Красная Ойротия», No 1, 1 января 1937 г.

 

Национальный театр

1936 год принес мне глубокую радость – мне была доверена организация и руководство первой в Ойротии национальной театральной студией. Никогда еще за 10 лет своей работы в театре я не получал такого морального удовлетворения, как в 1936 году.

Иван Степанович Забродин родился 5 марта 1908 года. В 1929 году окончил первую театральную мастерскую Пролеткульта в Москве. В 1929-1936 годах был актером и режиссером в театрах Западной Сибири. В 1936-1948 годах руководил горно-алтайским театром, созданным на базе основанной им студии. В 1950-1952 годах и с 1956 — главный режиссер тувинского театра. В 1952-1956 работал в театрах Кузбасса и Казахстана.

Плоды своей работы я вижу уже сейчас в том, как ученики мои овладевают трудным театральным искусством. Особенно меня радуют студийцы тт. Иртанова, Шульгина, Маскин, Кайчина, Тайлашев и Какин. Как много в них творческой активности, какая кипучая энергия и страстное желание учиться!

1937 год обещает быть еще более радостным! Я твердо верю, что при той громадной творческой инициативе, которой полны студийцы, мы будем в состоянии при выпуске показать бессмертную драму Островского «Гроза».

При тех суровых требованиях, которые предъявляет каждый из нас себе, при том критическом подходе к своей работе, где нет и тени зазнайства, мы глубоко верим, что создадим театр достойный этих замечательных дней.

Мы боремся за театр сильных характеров, глубоких волнующих идей, театр, сверкающий всеми красками молодости, задора и веселья.

Радостно работать в наше время! Я счастлив от сознания, что делаю большое серьезное дело, создавая первый национальный ойротский театр.

Художественный руководитель ойротской национальной театральной студии Иван Забродин

Мечты сбылись

В продымленных юртах, на горных пастбищах не мечтали наши родители о своем национальном театре.

Подавленные полуголодной жизнью и бесправием, рабы двойной эксплоатации, не знали наши отцы и матери другого искусства кроме песен, полных черной тоски и мелодий, грустных, как их беспросветная юность. Нам выпало большое счастье. Наша молодость протекла в других условиях.

В 1936 году в Ойротии была создана первая областная национальная театральная студия. Огромной радостью наполнились сердца наших родителей, когда они узнали, что их дети будут артистами. И великой гордостью наполнится большое сердце нашего возрожденного народа, когда он увидит свой первый национальный театр.

Каждый из нас, студийцев, мечтал об артистическом поприще. Мечтали и верили, что наши сокровенные желания превратятся в действительность. Мечты сбылись. Мы – студенты театральной студии.

В 1937 году состоится выпуск нашей студии. Упорной учебой, освоением сценического мастерства, глубоким изучением культурного наследия прошлого мы добьемся права быть первыми артистами ойротского народа.

Мы создадим образы нового счастливого человека. Нам под силу их создать, так как мы знаем, что такое настоящее, большое счастье.

Боконокова, Чеконов, Шульгина, Кайчина, Кочеева, Иртанова, Алтарыкова

Новогодние планы

Я – молодой художник. Передо мною открыта широкая дорога к вершинам художественного мастерства.

В 1934 году я окончил художественный техникум в Омске и с тех пор работаю в Ойротии. Сегодня в первый день нового года, я хочу сказать, что сделал в истекшем 1936 году и какой мой план работы на 1937 год.

После техникума я долго ездил по Ойротии, изучал ее красоты, жизнь народа, писал этюды, наброски, рисунки, собирал материал для большого художественного полотна. Первые мои произведения были положительно оценены на краевой художественной выставке в декабре 1936 года.

В 1937 году я хочу написать картину, в которой отобразить людей и золотую промышленность Ойротии. Я был нынче на приисках и написал ряд портретов стахановцев. Вторая картина, над которой я работаю, «Колхозная молодежь».

Радостно жить в нашей стране. Я молод. Мне 21 год. Я всем сердцем люблю девушку. Моя любовь тоже счастье.

Новый год я встречаю радостно на вечере-маскараде в кругу друзей. Я счастливый человек.

Художник В. Каспинский

Я радостно встречаю новый год

Я один из первых новых художников алтайцев. Каждый новый год приносит мне, как и всему народу, много счастья. Хочется долго жить и больше работать. Хочется написать хорошие картины о прекрасной счастливой жизни возрожденного ойротского народа.

Художник Александр Каланаков (вверху справа) в компании с композитором Алексеем Ильиным, писателем и поэтом Павлом Кучияком и режиссером Иваном Забродиным. Снимок 1933 года.

В наступающем 1937 году Ойротия будет праздновать свое пятнадцатилетие. К этому замечательному юбилею я хочу приготовить достойный порядок.

Я собираюсь в новом году написать картину «Новый Алтай», в которой показать радостную жизнь нашего народа, великие победы в социалистическом преобразовании Ойротии, победы ленинско-сталинской национальной политики.

Я радостно встречаю новый год. В первые дни нового года я ожидаю третьего ребенка, который радует мое сердце.

Советская власть и коммунистическая партия дали мне самоучке-художнику возможность стать художником профессиональным. Я горячо благодарю партию, правительство и великого Сталина за счастливую жизнь и оправдаю возлагаемые на меня надежды.

А. Каланаков

По примеру Маймановой

Радостной, счастливой и веселой жизнью встречаю я новый 1937 год. Давно покинул я аил. Живу в хорошо радиофицированной квартире.

По первое декабря я заработал 542 трудодня. Мне причитается 200 пудов хлеба. В прошлом году я получил 150 пудов.

А ведь не так давно было такое время, когда я за кусок хлеба, за отбросы с байского стола работал на бая.

Недавно у нас рассказывали о докладе товарища Сталина, о Конституции. Из доклада я понял, что сейчас должны строго соблюдать большой закон – Конституцию. Я понимаю так, что теперь надо еще лучше работать в колхозе, беречь колхозное добро, выполнять государственные задания, тогда жить будем еще лучше.

На этом собрании мне рассказали, что в ответ на великую Сталинскую Конституцию колхозники колхоза «Кызыл челмон» во главе с Маймановой Демичи взяли обязательство выявить всех многоплодных маток, получить от каждой сотни овцематок по 120-130 ягнят. Я на себя то же беру такое обязательство.

В моем стаде из 660 овец 316 маток. Из 311 родившихся ягнят я сохранил 307. Многоплодных овец в этом году было 34. От них родилось 68 ягнят, из них я сохранил 67…

На лучший уход и сохранение овец, на большое разведение многоплодных овец вызываю на социалистическое соревнование овчара колхоза «Ойрот» Сансабайского сельсовета тов. Танвшева.

Багашев Чулын, чабан колхоза им. Ленина Усть-Коксинского аймака

 

«Новости Горного Алтая» выражают благодарность Национальной библиотеке им. Чевалкова, сотрудники которой провели огромную работу по оцифровке исторических документов.

8 комментариев

  1. Ностальгия.

    Люди молча сидели перед экраном телевизора, и наблюдали за происходящим на Красной площади в Москве, где двое крепких мужиков спускали гроб с покойником в свежевырытую могилу, уцепившись за канаты из полотенец. В какой-то момент, хватка у одного из них ослабла, и тело генсека ощутило прощальный удар судьбы. Раздался хорошо различимый грохот, от упавшего на дно могилы, тяжелого гроба. Злорадное шипение издала толпа собравшихся перед экраном, удовлетворенная тем — что не имея возможности очно плюнуть в могилу, получила заочную сатисфакцию. Всем показалось, что покойник получил справедливое возмездие за сотворенное им зло.
    И только один не присоединился к общему восторгу, весьма скептически комментируя эйфорию собравшихся, большая часть которых состояла из членов Коммунистической партии Советского Союза. Чего плохого сделал генсек для страны? — послужившего причиной, для его соратников — испытывающих щенячий восторг заслышав страшный грохот гроба с телом генсека, опустившегося на дно могилы, — вопрошал человек у собравшихся.
    Генсек, при жизни, не имел никаких выдающихся качеств, но, волею Судьбы, оказался на вершине пирамиды государственной власти. Такое случается после длительного тоталитарного правления, когда выживать может только посредственность. Эта серость и зацепилась за власть в стране, после смерти диктатора. Целая плеяда генсеков паразитировала на достижениях, оставшихся после деспота, аж два поколения, пока не подросло поколение реформаторов — прошедшее через горнило либеральных извращений, но оставшееся верным традиционным человеческим ценностям.
    Не оставил генсек в истории следов, о которых помнили бы потомки с ненавистью, содроганием, или теплым чувством. Это была серая моль, достойная полного забвения уже через одно поколение. В этом был убежден человек тогда, сидя перед экраном телевизора, во время трансляции похорон на Красной площади, внимая, слегка шокирующей реакции на происходящее, аудитории.
    Время, отпущенное историей, для смены ценностей в обществе, после проживания одного поколения, прошло. Остались в прошлом виниловые пластинки и видеомагнитофон. Народ страны перестал «гавкать» на сотовый телефон и интернет. Держава начала приобретать авторитет на международной арене, разобравшись в существе, навязываемых западными извращенцами, «демократии» и европейских ценностях. Человеческое общение стало подменяться общением виртуальным — когда «бабушки» с лавок, от подъездов и калиток, перекочевали в соц-сети, образ «серой моли», вдруг, стал актуальным.
    Все чаще и чаще, в соц-сетях, стали появляться темы ностальгии по временам бесплатных квартир, не менее бесплатном образовании и медицине. На интернет-форумах, перестало считаться зазорным проводить опросы по поводу распада бывшего СССР, где подавляющее большинство, до 90% участвующих в опросе, сожалеют о распаде империи. Люди стали без содрогания, порой с пиететом, вспоминать имена кровавых вождей — Ленина и Сталина, в противовес канонизации церковью последнего русского царя.
    Человек мог понять ностальгию русскоязычных людей из Прибалтики, Украины, Молдавии. Их олигархи и власть, принявшая европейские ценности за эталон во взаимоотношениях между людьми, загнали молодые государства в «клоаку» индюка — символ западного Рождества. Но зачем нам — народам населяющим Россию, дармоеды из национальных окраин бывшего СССР? — презрительно, на западный манер, называющих нас не иначе — как монголами, что не совсем соответствует исторической истине, и слегка напрягает сознание несправедливостью.
    Мы что? — забыли тотальный дефицит продуктов и товаров народного потребления в РСФСР… Человек вспомнил время второй половины семидесятых, службу в Советской армии. В российской глубинке белый хлеб можно было купить, встав в очередь с пяти часов утра, что сильно забавляло хохлов и азиатов, служивших с человеком. Человек, будучи, по характеру, без башенным пофигистом, таскал из каптерки у старшины материю, предназначенную для солдатских портянок, и менял ее на самогон у местного населения, скупающего все в независимости от того — как может пригодиться вещь в хозяйстве. Человек вспомнил Афганистан, где, почти первобытные, моджахеды легко могли купить себе мечту советского солдата — кассетный магнитофон, и воевали они в кроссовках, а не в деревянных колодках, называемых — кирзовыми сапогами.
    Да, квартиры давались бесплатно, но как изощренно нужно было прогнуться перед руководством, чтобы тебя продвинули к получению ордера. Человек вспомнил свою покойную мать, которая 30 лет стояла в очереди на получение достойного жилья, не дождалась, умерла. Чтобы встать в очередь на автомобиль, нужно было, как минимум, числиться несколько лет передовиком производства, и на какие только ухищрения не шли жаждущие завладеть мечтой всей жизни советского человека, во времена — когда условием материального благополучия гражданина являлась его лояльность к власти и верность партии.
    Это было время, когда самой престижной профессией, была профессия продавца, к которому заходили с черного хода, и, гордо задрав подбородок, выходили, вынося, полный дефицитов, портфель: профессора, менты, партийные и советские работники, чиновники, прочая шелуха при любой власти. Человек усмехнулся, вспомнив, что впервые банан он увидел, живьем, в лихие девяностые годы, до того, в его жизни, они встречались только в кино, или на картинках.
    Сейчас, когда страну обкладывают санкциями и матюгами, и, для исполнения мечты советского человека, нужны только деньги, когда цена автомобиля и коровы сравнялись, и не строит дом только ленивый, три-четыре ребенка в семье становится нормой, в советские времена — двое, уже подвиг… народ ностальгирует по «застою». Если это не результат чьей-то пропаганды, то народ, явно, сходит сума, и сумасшедших уже 90%, пришел к выводу человек, нажав кнопку «НЕТ», в очередном опросе на федеральном форуме.

  2. Жизнь,смерть? Все Богом дано.. Но когда,целый народ отказался от Бога.. то и получил..Страданиия,войну,насилие,а Храмы,Церкви в руинах на тот момент,кого просить,кому молиться? Руины материальные и духовные…
    Тяжело на сердце,жаль наш народ,всегда жаль…

  3. Заголовок из от 1 января 1937 года: «Создадим кукольный театр»!…весьма актуален и сегодня, через 80 лет! )))

  4. Мухомор врет и не краснеет. Потому-что у ядовитого гриба — шляпа и так красна. Понятно, что в подобных мухоморов обращаются люди, считающие, что им чего-то недодали. Когда произошел случай с Генсеком, — я служил срочную на флоте. Никаких дьявольских похабных идей плюнуть в могилу, между прочим ветерана Великой Отечественной войны, никто не изъявлял. И наоборот, я узнал что мои школьные комсомольские товарищи, ставшие студентками Горно-Алтайского пединститута, рыдали от горя. И скорбела вся страна, кроме мухоморов. Мухоморов, после смерти Генсека пропитавших своим ядом все стороны нашей жизни. Ядом, разрушившим нашу страну. А сейчас эти мухоморы изливают свой яд уже на новое поколение, чтобы оправдать свою подлость — предательство Советской Родины. Им ненавистна даже сама память о свободной стране свободных людей.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...