Пандито Хамбо лама заложил символы мудрости в основание буддийского храма в Майме (фото)

7 сентября 2015 года, 12:16
2 765
39

Лидер российских буддистов Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев в рамках своего визита в Республику Алтай провел встречи с руководством региона, представителями общественности, верующими, а также принял участие в закладке первого камня в строительство буддийского храма в майминском микрорайоне Алгаир-2. Сегодня он начал посещения районов республики.

Накануне Дамба Аюшеев встретился с главой Республики Алтай Александром Бердниковым и спикером Госсобрания Иваном Белековым. Во встрече в правительстве также приняли участие вице-премьеры Александр Сакладов, Павел Пахаев, председатель Комитета по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Игорь Яимов, а также представители религиозной организации «Ак-Бурхан».
В ходе встречи Бердников отметил, что Республика Алтай — регион, где проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Здесь исповедуют православие, ислам, буддизм, возникают иные религиозные течения. «При этом в плане межнациональных отношений сохраняется спокойная, мирная обстановка. Вместе с тем, вопросы межрелигиозных отношений находятся под пристальным вниманием руководства региона. В пределах своих полномочий в рамках правового поля правительство республики и я, как глава республики, поддерживаем все религии, которые официально разрешены законом, толерантно относимся к ним», — сказал глава.
В ответном слове Дамба Аюшеев отметил, что он находится в Горном Алтае впервые. Алтайцы в досоветское время не были вовлечены в буддизм, хотя испытывали буддистское влияние. В буддизме нет миссионерской деятельности, алтайский народ самостоятельно уже в современный период проявил интерес к изучению этой религии, подчеркнул он. Также Аюшеев рассказал, что в бурятских дацанах прошли обучение 30 алтайцев, один из них продолжил учение в Индии. В 1992 году в Горно-Алтайске создана первая местная религиозная организация буддистов Куре (молитвенный дом) «Ак-Бурхан». «Ак-Бурхан» входит в состав централизованной религиозной организации Буддийская традиционная сангха России, которая является самой крупной буддийской организацией в стране. Число приверженцев данной школы буддизма в Республике Алтай на сегодняшний день доходит до 2 тыс. человек.
После встречи в стенах правительства Дамба Аюшеев встретился с депутатами Республики Алтай, а затем поехал в Майму.
Большим событием стало посещение Пандито Хамбо ламой микрорайона Алгаир-2, где будет построен буддийский храм. В закладке первого камня приняли участие представители правительства, Госсобрания, общественные деятели, верующие и местные жители. Кстати сказать, на церемонии выступил депутат Госсобрания Укмет Альпимов, который представляет казахско-мусульманскую часть населения Республики Алтай. Впоследствии Дамба Аюшеев отметил, что Республика Алтай – счастливый регион, поскольку разные традиционные конфессии могут здесь спокойно и свободно следовать своим вероучениям и проводить свои обряды.
В основание майминского храма, согласно буддийской традиции, Пандито Хамбо лама лично поместил зерна растений, драгоценные металлы, деньги и тексты сутры — символы процветания и мудрости. После этого здесь установили камень, а Дамба Аюшеев охотно и непринужденно общался и фотографировался со всеми желающими.
Сегодня начинаются поездки Дамбы Аюшеева по районам республики, в ходе которых он проведет встречи с членами организации «Ак-Буркан», общины Лотосовой Сутры в Онгудайском районе, традиции Карма-Кагью в Чемальском районе, общины «Очыр» и традиции Гелукпа в Усть-Канском районе.

39 комментарии

  1. А у нас Саша Манзыров буддист чтоли? Во дела.

    Петрушка | 7 сентября 2015 12:32

    Ну и Альпимов не буддист же, и Понпа не буддист, и Яимов не буддист, и много кто там не буддисты. Просто культурные, интересующиеся люди, радуются вместе с буддистами. И Манзыров тоже просто радуется. Что тут такого-то?

  2. Альпимов — депутат, Яимов — председатель профильного комитета, Понпа — глава района, им по статусу положено присутствовать, а остальные — Манзыров, Торбоков, Бедюров, Антонова, Танытпасов, Санашкин, Урчимаев, Шагаев и т.д. присутствовали потому что буддисты.

  3. как сказал Хамбо Лама Аюшеев на встрече с жителями города вчера вечером, буддист в первую очередь помогает другим. и смысл в этом. а еще он процитировал Хамбо Итигэлова, чье нетленное тело найдено в Бурятии: «богатства безумно собранные и накопленные превратятся в особый яд». вот и думайте теперь, кто буддист, а кто-нет)))

  4. очень интересный и неординарный человек, мне понравилось, что на лекции он дал мысль, что буддизм это свобода от иллюзий и ответственность за свои мысли, слова и поступки, человек не должен быть ограниченным в своем сознании, действительно, многие живут в рамках продиктованных ему правил, обязательно разграничивают мир на своих и чужих и т.д.. ещё он высказал идею, что не нужно соглашаться со всеми, нужно быть думающим человеком, всё в руках человека. Вот вам и буддизм. Легко видеть в других плохое, а попробуй это плохое распознать у себя и победить самого себя, статья лучше, Слабо!

  5. Шапку то в очередной раз не подарили?!

    Белая кость | 7 сентября 2015 14:38 Ичиги подогнали, а то в бурятии дубак- ноги однако мерзнут.

  6. а про досоветское время это не про бурятов случайно говорено было? потому что у алтайцев был лама Боор, который учился в Тибете, и в Кош-Агачском районе был буддийский храм, и все это именно до советов было.

  7. Чечеш | 7 сентября 2015 14:20 + 1000

    быть настоящим буддистом, какими хочет видеть их Хамбо лама, очень трудно. наверно, поэтому истинных буддистов очень мало. Среди бурят, он сказал, тоже не все буддисты, думать, что человек если бурят, то значит буддист — неверно. Очень высокие нравственные требования, его если слушать, вообще буддистом не захочешь становиться. )) легче крестик надеть и ежемесячно снимать грехи в церкви, потом дальше жить так, как хочется и как получится, не соблюдая никаких нравственных правил, поэтому крещенных много.

    тяхши | 7 сентября 2015 15:00 — еще не вечер, в районах готовят подарки всякие. а на первом фото обувь его видите, это у него свои теплые бурятские или монгольские из светлой классной кожи да еще с орнаментами :))

  8. ЖАДНЫЙ ЛАМА

    Поздним зимним вечером бродячий лама шёл по долине. За плечами у него был старый мешок с божественными книгами. Лама посматривал на юрты, над которыми вились дымки от костров, и принюхивался, откуда пахнет вкуснее. Главное – не ошибиться в выборе юрты: святого человека люди накормят сытным ужином, спать уложат возле жаркого костра…

    Вдруг запахло пшённой кашей. Лама принюхался, откуда ветер наносит этот вкусный запах, и побежал к жилью.

    У дверей юрты лежала собака, тоже принюхивалась к запаху пшённой каши и тихо скулила: боялась, что ей ничего не достанется.

    И вот появился бродячий лама. Не первый раз он идёт в юрту: после него всегда остаются пустые котлы.

    Собака с громким лаем бросилась на ламу и сбила его с ног.

    Лама грохнулся в снег и закричал:

    – Люди добрые, спасите!.. Спаси-и-ите-е…

    Отбивался от собаки ногами, а сам всё глубже и глубже зарывался в рыхлый снег. Собака хватала его за ноги и лаяла, как могла, громко.

    Из юрты выбежала хозяйка, отогнала собаку и увидела, что из снега торчат две ноги. Она ухватилась за ноги, вытащила человека из снега и ахнула: перед ней дрожал от испуга старый лама.

    Хозяйка бросила в собаку большой ком снега:

    – У-у, глупая!.. Святого человека напугала.

    – Чуть богу душу не отдал… – пробормотал лама, подымаясь на ноги.

    Хозяйка упала перед ним на колени и у своей груди сложила руки – ладонь к ладони.

    – Святой человек, простите нас… Мы не знали, что это вы идёте…

    Получив прощение, она вскочила и широко распахнула дверь:

    – Входите. Входите, святой человек… После долгой дороги вам, наверно, спать хочется?..

    Она постелила возле костра пёстрый войлочный ковёр.

    – Ложитесь, святой человек, отдыхайте…

    Но лама не ложился. Жадными глазами он смотрел на котёл, в котором доваривалась пшённая каша.

    Лама сел на ковёр, достал свои старые книги и начал читать молитвы.

    У стены на низкой деревянной койке лежал мальчик Сундуй. Он прислушивался к каждому слову святого человека.

    А бродячий лама бормотал свои молитвы:

    – Ба-ам, ба-ам, барабан, и-и-и… Па-а-ал, па-а-ал, балалайка, и-и-и…

    Лама провёл языком по губам, поднял глаза и уставился на котёл, в котором, довариваясь, сладко вздыхала густая пшённая каша.

    Водя пальнем по книге, лама продолжал протяжным голосом:

    – Ка-а-а, ка-а-аша, ка-а-ашенька. А-а-а, ка-шенька! Спешу, спешу! У-у-у, ух! Хозяйка, хозяйка бога побоится и каши мне побольше даст, и-и-и…

    Сундуй долго слушал, что напевает лама, а потом улыбнулся, вскочил со своей лежанки и дёрнул мать за рукав:

    – Мама, этот дяденька каши хочет.

    Мать оттолкнула сына.

    – Молчи. Иди спать. Ты ещё ничего не понимаешь…

    Лама всё это видел и слышал. Но, как у всякого ламы, стыда у него не было, и он не покраснел. Он уткнулся в книгу и продолжал читать свои молитвы про кашу. Он спел даже про то, как в других юртах святого человека угощают не кашей, а самым жирным мясом. Сегодня он ошибся, что зашёл ночевать к скупым людям.

    Хозяйка хотела поправить его: «Мы не скупые, а бедные», но раздумала: «Нельзя сердить святого человека». Она продолжала молча хлопотать у костра. Помешала кашу деревянной поварёшкой, попробовала, потом сняла котёл и поставила к себе на женскую половину юрты.

    Лама покосился на неё и запел молитву про скупых людей, которых бог отдаёт на мученье злым чертям.

    – Хитрый! – рассердилась хозяйка. Она поставила на землю самую большую чашку: пусть не обижается святой человек.

    Лама не заметил, как проглотил кашу. Все наелись, а он не наелся. Хотел ещё попросить, но постеснялся: даже у бродячего ламы иногда бывает стыд. Он сидел и смотрел, что делает хозяйка. А она остатки горячей вкусной каши переложила из котла в чайник и поставила его на верхнюю полку шкафа. Лама заприметил место, где стоял чайник.

    Чтобы хозяйка скорее легла спать, лама решил напугать её.

    – За мной гнался один рыжий чёрт, – сказал лама. – Давно ищет меня. Днём боится нападать, а ночью может попробовать… Давайте скорее ложиться спать, чтобы рыжий чёрт не догадался, что я здесь…

    – А если он придёт… – испугалась хозяйка. – Что нам делать? Как спасать вас? Молитв мы не знаем, с богом разговаривать не умеем… Можем обороняться одним топором…

    – Вот и хорошо, – успокоил лама хозяйку, чтоб она скорее ложилась спать. – Бейте топором. От топора рыжий чёрт сразу подохнет.

    Все легли спать, но долго не могли заснуть: мать с сыном оттого, что боялись рыжего чёрта, а лама оттого, что боялся – остынет пшённая каша. Он уже ругал себя за то, что так неумно напугал хозяев.

    Когда хозяева заснули, бродячий лама тихо поднялся со своего войлочного ковра, прошёл на женскую половину юрты, куда мужчинам вход запрещён, и стал нащупывать чайник с кашей. Чайник был ещё тёплый. Лама обрадовался. Он сунул руку поглубже, где каша была ещё горячей, и захватил полную горсть. Но кулак у него был костистый и застрял в отверстии чайника. Жестяных дел мастер, наверно, не думал, что из чайника будут горстями доставать горячую кашу, и сделал его таким неудобным.

    Лама пробовал и так и этак, но кулак застревал все крепче и крепче, а каша жгла ему ладонь и пальцы. Чтобы освободить руку, надо было разжать кулак, но лама не мог остаться без каши. Он поставил чайник на землю, прижал его ногами, попробовал левой рукой высвободить правую, но это не помогало. А каша всё жгла и жгла. Лама стиснул зубы от боли, извивался, как червяк, но терпел, – всё надеялся, что достанет полную горсть вкусной каши.

    Но вот жар дошёл до костей, и лама не выдержал. Чтобы освободиться от этого проклятого чайника, он решил с размаху ударить им обо что-нибудь твёрдое. Размахнулся и ударил о шкаф с посудой. Посуда загремела, а чайник остался на руке.

    Лама уже не мог терпеть. С глухим криком и стоном он побежал вокруг потухающего костра, размахивая рукой. Чайник с грохотом ударялся то о стену юрты, то о железный треножник, на котором недавно стоял котёл с кашей. Зола из костра взметнулась и закружилась, как вихрь в поле, искры взлетели до самого дымового отверстия.

    Хозяйка проснулась в страшном испуге.

    – Рыжий чёрт прибежал!.. – крикнула она.

    А лама в это время пробегал по женской половине юрты. Кто же, кроме чёрта, осмелится ступать на женскую половину? Да и в отблесках искр он казался красным, как раскалённая жесть. Хозяйка крикнула гостю:

    – Святой человек!.. К нам рыжий чёрт прибежал!..

    Проснулся мальчик Сундуй и, припомнив разговор, крикнул матери:

    – Топором бей!..

    Мать схватила топор.

    Лама испугался и бросился в дверь. Но запнулся за порог и упал лицом в снег.

    Хозяйка налетела на него и ударила топором по голове…

    Когда всё затихло, она вернулась к огню и решила похвастаться перед святым человеком:

    – Я рыжего чёрта убила!.. Скажи об этом богу…

    Но ламы не оказалось на пёстром войлочном ковре.

    – Хитрый! – рассердилась хозяйка. – В другую юрту ушёл, чтобы мы тут одни с рыжим чёртом управлялись…

    Она уложила сына и сама снова легла спать.

    Проснулась она на рассвете и пошла посмотреть погоду. Только открыла дверь, видит: лежит мёртвый лама.

    Она с криком вернулась в юрту:

    – Сундуй, смотри, что мы наделали!

    Мальчик Сундуй встал, вышел из юрты и пинком ноги сбил с мёрзлой руки жадного ламы свой чайник.

    – Ничего, мама, – сказал он. – Дяденька больше не будет чужую кашу горстями таскать.

    В то утро дул большой буран, и никто в долине не видел, как мать с сыном оттащили труп жадного ламы в густой лес. Так поступали здесь со всеми умершими: отдавали волкам да бродячим собакам на съедение. Но ни волки, ни бродячие собаки не тронули труп ламы, и хозяйка юрты сказала сыну:

    – Видать, не святой он человек, а поганый…

    Сундуй согласился с матерью.

    – Лама сам не работал, а чужую кашу ел. Вот и стал поганым…

  9. действительно, буддизм не для слабых, это философия для интеллектуалов, вот и носите свой крестик как раб божий, но буддисты себя, как я поняла, рабами не называют, это свободные и думающие люди, которые хотят достичь нравственного совершенства и гармонии с самим собой и с окружающим миром

  10. кто писал эту статью, прости Господи?! Что за хрень в последнем абзаце? Да и вообще весь текст написан человеком малограмотным. Явно не сам Д.Кобзев писал, и не редактировал даже. Он-то уж знает все эти вещи, при желании мог бы и отредактировать. Некогда, наверно :)

  11. Александр Поликарпрович со всеми ладит. Молодец — таким и надо быть современному политику и просто порядочному человеку. Я видел его на 9 мая, как он дружески общался с Владыкой Каллистратом. Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной республике.

  12. «Большим событием стало посещение Пандито Хамбо ламой микрорайона Алгаир-2, где будет построен буддийский храм».

    No comment

  13. носите свой крестик как раб божий, но буддисты себя, как я поняла, рабами не называют

    Чечеш | 7 сентября 2015 17:38

    В буддизме нет понятия бога как такового.

    А быть рабом Божиим — не стыдно, ибо это означает не быть более ничьим рабом. Собственных слабостей и страстей в том числе.

  14. Наша власть и та и другая, дошли до того, не знают как смолить свои грехи. Может просто перестанете грешить!

  15. Ксения Балакина | 7 сентября 2015 22:30

    Мы люди вольные. А кто раб, наверное им так нравиться. Вряд ли богу нравится что его дети рабами себя кличат. Полное пренебрежение к себе. Короче мракобесие.

  16. Ксения Балакина | 7 сентября 2015 22:30 + 100

    отлично объяснили. респект. Но почему в христианстве так легко прощают человеку обман, подлость, двуличие, двоеверие и т.п. тяжелые грехи? Я знаю людей, которые идут на исповедь, даже клянутся перед священником, даже высокого ранга, а потом дня через два-три полностью нарушают свою клятву-обещание и дальше живут припеваючи, продолжая совершать еще больше грехов с еще большими новыми силами, т.к. от прежних грехов уже очистился на исповеди.

  17. Я человек православный, но уважительно и с интересом отношусь к Буддизму, на мой взгляд, наиболее демократичная, без догм и особого, ревностного навязывания своей философии и учения Религия. Из истории мы знаем, что маразма хватает во всех религиозных течениях , но проблема не в самой РЕЛИГИИ, а в служителях и проповедниках той или иной Веры, уровня их образования, культуры и личного морального облика. Очень здорово, что пусть небольшая часть нашего населения, но те, кто исповедует Буддизм, встретятся со своим духовым лидером.Пусть МИР и ГАРМОНИЯ будет в их душах. Скоро будем встречать Патриарха Кирилла, это большой праздник для всех Христиан! Люди, будьте терпимее друг к другу!

  18. может быть, визиты двух лидеров конфессий как-то отзовутся в сердцах наших людей... тронут умы...ибо разруха в головах страшная просто

  19. narod | 8 сентября 2015 11:19

    Это одно и тоже, только на галерах его, а тут добровольно.

    ОЛЕГ | 8 сентября 2015 11:50

    Не надо путать Веру и религию, это разные вещи.

  20. Мы люди вольные. А кто раб, наверное им так нравиться.

    Шурави | 8 сентября 2015 8:13

    )))))))))))))) Меня вот что развлекает: я, раба Божия, подписываюсь своим именем, а вы — вольный человек — никнеймом.

    -------------

    Вряд ли богу нравится что его дети рабами себя кличат. Полное пренебрежение к себе. Короче мракобесие.

    Шурави | 8 сентября 2015 8:13

    А еще мы обращаемся к Богу «Отче», надеясь на Его милость к нам, своевольным и непослушным чадам, которые порой ведут себя гораздо хуже наемников — одумываясь лишь тогда, когда петух жареный клюнет (((

  21. Но почему в христианстве так легко прощают человеку обман, подлость, двуличие, двоеверие и т.п. тяжелые грехи? Я знаю людей, которые идут на исповедь, даже клянутся перед священником, даже высокого ранга, а потом дня через два-три полностью нарушают свою клятву-обещание и дальше живут припеваючи, продолжая совершать еще больше грехов с еще большими новыми силами, т.к. от прежних грехов уже очистился на исповеди.

    narod | 8 сентября 2015 11:11

    [2 Пет.2:22] С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья [идет] валяться в грязи.

    Они ДУМАЮТ, что очистились. Человеку прощается грех, если он искренне в нем раскаялся и возненавидел.

  22. Ксения Балакина | 8 сентября 2015 14:38

    Мне нравиться мой никнейм, у нас у каждого много имён, иной раз даже не догадываемся об этом.

    А нужны ли Богу рабы? Он послал сюда для сотворчества, а они всё ноют, просят спасти от чего то. На любого переложат ответственность, лишь бы самим не быть хозяином своей судьбы. Да, мы совершаем поступки всякие, потом вырастая видим что приемлемо, что не приемлемо. Это опыт.

  23. Ксения Балакина | 8 сентября 2015 14:46

    Грех в переводе с греческого — ошибка. Как можно возненавидеть ошибку? Всё это опыт, за сим сюда и пришли.

  24. Грех в переводе с греческого — ошибка. Как можно возненавидеть ошибку? Всё это опыт, за сим сюда и пришли.

    Шурави | 8 сентября 2015 15:00

    Не совсем так. Правильнее — «промах», «непопадание в цель». Т.е. грех — это когда человек нечто правильно, доброе, ему данное, использует не по назначению. Например, человеку дан половой инстинкт, который в норме приводит к созданию крепкой и счастливой семьи, рождению и воспитанию детей. А если использовать его не по назначению — промахнуться — то к блуду, прелюбодеянию, извращениям. Так вот речь и идет о том, чтобы не промахиваться )))) Сие же — возможно — это свободный выбор человека.

  25. Кстати мужчины по своей приРОДе полигамны и это нормально.

    Шурави | 8 сентября 2015 15:18

    Полигамны самцы.

    МУЖЧИНЕ свойственна верность.

  26. Как легко видеть в другом недостаток. В буддизме, я как поняла, не нужно искать погрешности, а нужно учиться их преодолеть. Например, видишь в зеркале себя, на щеке грязь, сколько не три зеркало, щека чище не станет, надо вытереть щеку, а не зеркало.

  27. Ксения Балакина | 8 сентября 2015 15:25 + 1000

    совершенно правильное утверждение. В человеке должно быть все гармонично, все поступки должны гармонировать с его внутренним духовно-нравственным содержанием. А не как животные совокупляться где попало и с кем попало, тем более в пьяном угаре, оправдывая это полигамностью от природы.

  28. Ксения и Шурави! Сходите уже наконец в кафе что ли!? И болтайте там сколько влезет. Читать вашу по*бень достало уже года два назад.

  29. а в «Листке» написано намного грамотнее и лучше:) не ожидали от «Листка». Приятно удивлены мы. Спасибо Листку!

  30. Понятно что ксения балакина жена попа у них задача уже 259 лет чтоб нас поголовно окрестить,а шурави -амыр айташев единственный мусульманин среди алтайцев все хочет нас в ислам затянуть. Не напрягайтесь.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Укажите ваше имя (ник)