Обзор прессы: Улу Курултай привел к очередному расколу

5 июля 2015 года, 14:55
2 548
39

Горно-алтайская пресса активно обсуждает итоги прошедшего на минувших выходных в Республике Алтай форума, который изначально задумывался организаторами как Улу Курултай (великий съезд) и был призван объединить разрозненные общественные объединения этнических алтайцев. На деле вместо ожидавшихся нескольких тысяч участников в урочище Кабайлу-Межелик собрались около 250 человек, а сам съезд завершился очередным расколом. Оценки дальнейших перспектив этого движения у политиков разнятся, однако в одном они сходятся — попытка объединить алтайскую общественность и тем самым усилить оппозиционные настроения коренного населения провалилась.

Эта история началась несколько лет назад с раскола авторитетного общественного движения «Курултай алтайского народа», пишет агентство REGNUM. Весной 2011 года прошел внеочередной съезд этого движения, на котором Эл башчы (руководителем организации, неформальным духовным лидером алтайцев) был избран молодой политик Эжер Татин, занимавший тогда пост вице-мэра Горно-Алтайска. Этот курултай получил неофициальное название «чиновничий». Через несколько дней общественность, не согласная с принятыми решениями, провела свой, альтернативный, съезд. Эл башчы на нем был избран депутат Госсобрания от Кош-Агачского района Урмат Князев. Управление Минюста РФ по Республике Алтай после правовой экспертизы документов не стало регистрировать полномочия ни одного из избранных лидеров, сославшись на многочисленные нарушения. В 2012 году вновь прошло два Курултая. На «чиновничьем» Эл башчы был избран писатель Бронтой Бедюров, на «альтернативном» — депутат горно-алтайского горсовета от КПРФ Василий Кудирмеков. С тех пор эти Курултаи существовали параллельно, преодолеть раскол в организации не удавалось, хотя попытки объединения периодически предпринимались.
В прошлом году занимавший тогда должность секретаря республиканской терминологической комиссии Владимир Торбоков рассказал о планах провести Улу Курултай (великий съезд). По его словам, на этом мероприятии планировалось «упразднить все другие институты самоорганизации алтайского народа, включая зайсанат». «По предварительным подсчетам, на всеобщем съезде будут участвовать несколько тысяч алтайцев всех родов. Основными вопросами станут: защита земли, родного языка и веры. На нем будет избран единый Эл Башчы алтайского народа, главы алтайцев районов и отдельных территорий. Организаторы намерены пожертвовать не менее десяти коней на угощение столь внушительного собрания, — писал тогда Торбоков в Facebook. — Массовый сбор алтайцев проходил в последний раз в начале лета 1904 года в долине Теренг Усть-Канского района. Сход был разгромлен полицией силами русских крестьян и крещеных казахов. Суд над организаторами проходил в Бийске. В историографии эти события трактуются двояко: как реакционное и как национально-освободительное движение алтайского народа».
Параллель с памятными событиями в долине Теренг выглядела для властей весьма настораживающе. Напомним, в 1904 году на Алтае разнеслась весть, что Чету Челпанову и его приемной 12-летней дочери явился Бурхан, который провозгласил скорый приход Ойрот-хана. В долине Теренг вокруг Чета на моления в ожидании скорого пришествия Ойрот-хана стали собираться алтайцы. Озабоченные этим собранием власти мобилизовали окрестных крестьян и направили их на разгром лагеря. Челпанов и другие активисты были арестованы, их обвинили в том, что они «ложно уверяли соплеменников в существовании бога Бурхана, возбуждали к неповиновению русским властям». Суд, проходивший в Бийске в 1906 году, обвиняемых оправдал. Многие алтайцы до сих пор воспринимают события в долине Теренг весьма болезненно и считают их проявлением насильственной колонизации.
При этом необходимо добавить, что незадолго до заявления Торбокова в Республике Алтай прошли выборы главы региона. Победу на них одержал действующий губернатор Александр Бердников, однако в ходе анализа итогов голосования стало очевидно, что районы с преимущественно алтайским населением не поддержали ставленника Кремля. Оппоненты Бердникова в этой ситуации намеревались использовать Улу Курултай как еще один способ дестабилизации обстановки и давления на губернатора.
Примечательно, что в конце прошлого года Бердников назначил «глашатая Улу Курултая» Владимира Торбокова председателем Комитета по информационной и национальной политике. Эта структура, в числе прочего, призвана заниматься вопросами межконфессиональных и межнациональных отношений, курировать работу властей с диаспорами и национальными общественными организациями.
Весной инициаторы Улу Курултая предложили следующий механизм его проведения: Эл башчы двух Курултаев — то есть Василий Кудирмеков и Бронтой Бедюров — должны были сложить полномочия, организации должны были быть распущены, и вместо этих двух структур планировалось создать новую организацию и избрать нового лидера.
Некоторое время казалось, что эта схема устраивает всех, даже власти заявляли, что поддерживают процесс объединения. Улу Курултай был назначен на конец июня, местом его проведения было избрано урочище Кабайлу-Межелик, расположенное близ села Ело в Онгудайском районе Республики Алтай. В этом месте уже на протяжении многих лет проводятся игры Эл Ойын — главный культурно-спортивный праздник Горного Алтая.
Однако в начале июня Курултай под руководством Бронтоя Бедюрова принял решение, что проведет свое собрание в третьем квартале нынешнего года. Тем самым фактически проведение объединенного съезда было сорвано и стало очевидным, что запланированное в Кабайлу-Межелике мероприятие никак не сможет претендовать на статус «великого».
Тем не менее Василий Кудирмеков решил не отказываться от идеи проведения мероприятия, хотя и признал на открытии форума, что он по сути является собранием «альтернативного» курултая. На съезд прибыли 247 делегатов, он длился два дня — 27 и 28 июня. Неожиданно для организаторов и многих местных наблюдателей на второй день лидером организации был избран предприниматель Мерген Теркин из Ело, который является представителем так называемой «каракольской» группировки последователей Ак-Тян (Белой веры). Это религиозное течение, языческое по своей сути, вызывает неоднозначную оценку у местного населения. Некоторые местные авторы обращают внимание на то, что именно «каракольцы» стоят за осквернениями буддистских и христианских святынь в Онгудайском районе, имеют приговоры за религиозный экстремизм и кичатся этим.
Избрание Теркина проходило в напряженной и конфликтной обстановке, пишут местные СМИ. «Голосование проходило следующим образом — сторонники Теркина отходили направо от трибуны, сторонники Кудирмекова — налево. В результате победу одержал Мерген Теркин, сторонников которого оказалось большинство — 141 человек», — рассказывают «Новости Горного Алтая». «Шантаж, угрозы и запугивания — вот их оружие. «Кто не продает Алтай, тот должен голосовать за Теркина», — вот их призыв к делегатам, собравшимся в урочище Кабайлу-Межелик, — пишет, в свою очередь, газета «Постскриптум». — А кто же согласится быть «продажным»? Тем более, когда было навязано открытое голосование. «Вы не должны выступать против Алтай Кудая», — еще одно указание со стороны новоявленных «черносотенцев», которому были вынуждены подчиниться те делегаты, которые остались на второй день».
Участник собрания Алексей Куданов в публикации на сайте газеты «Листок» рассказал, что оппоненты «каракольцев» подвергались неприкрытому давлению: большинство «каракольских» делегатов кричали, одна молодая женщина вырвала из рук чемальского зайсана Карыша Кергилова во время выступления микрофон. Ее никто не осадил, наоборот, онгудайские мужчины пришли ей на помощь. После этого делегация Чемальского района покинула собрание, и уже ничто не мешало Мергену Теркину одержать победу. «Стыд и срам было смотреть на беснующихся женщин», — написал Куданов.
«Трудолюбивый фермер, владелец немаленького хозяйства, Мерген Теркин известен онгудайцам как бывший депутат райсовета, — рассказывают о нем в «Листке». — Он баллотировался на пост главы Онгудайского района, где уступил победу единороссу Мирону Бабаеву, став вторым, а также боролся за кресло депутата республики по сводному округу Онгудайского и Шебалинского районов, где проиграл единороссу-куладинцу Сурдашу Текенову, сыну районного спикера Эдуарда Текенова. Ранее Мерген Теркин состоял в рядах партии «Родина», но после отказа руководства партии выдвинуть его кандидатом на пост главы Республики Алтай в прошлом году покинул ее ряды. Также известен как один из активистов движения «Ак Jан» (Белой веры). По-видимому, эти выборы стали для Мергена Теркина решающим моментом. Оказалось, что к ним он подготовился основательно, и победу, как на прошлых выборах, никому отдавать не собирался».
«Мерген Михайлович — ответственный и мудрый человек, — пишет его сторонница Аржана Рыкова. — Он честен и глубоко уважает обычаи, традиции, культуру алтайского народа, своей веры. От того и народ его поддерживает безукоризненно. У него есть твердая опора и надежный тыл за спиной. Дай Бог, чтобы эта опора и тыл поддерживали его до конца, и чтобы этот человек не сломался под систему власти».
Впрочем, многие эксперты считают, что победа Теркина на самом деле является пирровой — вряд ли Курултай под его руководством станет влиятельной республиканской организацией. Так, Алексей Куданов пишет: «Религиозное большинство радикальных сторонников Ак-Тян не является представительством алтайского народа. Избрание Эл башчы Теркина фанатиками Ак-Тян по сути является лишь тем, что религиозное сообщество Ак-Тян избрало его своим официальным руководителем». Куданов считает необходимым отменить итоги голосования, провести новый съезд, при этом Теркин должен войти в совет организации как представитель религиозного движения Ак-Тян «и не более».
«Вряд ли деятельность Теркина выйдет за пределы Онгудайского района, — пишет один из комментаторов на сайте «Новости Горного Алтая». — Его группа имеет четко выраженную религиозную направленность, причем местечковую, и не поддерживается большинством алтайцев… Кудирмеков в любом случае является фигурой республиканского масштаба, и мог привлечь в свои ряды недовольных нынешним положением людей титульной национальности. А вот чтобы вступить в Курултай Теркина, нужно разделять их религиозные убеждения. В ближайшее время оттуда люди разбегутся, но каракольцы власть все равно не отдадут. Так что вместо объединения мы получим в итоге еще один Курултай алтайского народа».
«Василий Кудирмеков не стал возмущаться, признав победу Теркина, и вот так у алтайцев появился третий, или четвертый, или пятый, я уже со счета сбился, Курултай», — иронизирует журналист Амыр Айташев, рассказывая о съезде. О том, что Кудирмеков «достойно передал свои полномочия», пишет и Аржана Рыкова. Более того, она пытается представить нового лидера продолжателем дела бывшего руководителя Курултая: «Василий Кудирмеков на протяжении своей деятельности постоянно работал вместе с Мергеном Теркиным. Основной его опорой и наставником был именно этот человек. Они вдвоем работали за интересы народа».
Впрочем, сам Василий Кудирмеков публично пока не комментировал случившееся, однако известно, что люди из его окружения уже подготовили жалобу в Минюст с перечислением многочисленных нарушений при проведении съезда. Не исключено, что принятые в Кабайлу-Межелике решения будут признаны незаконными.
Говоря о политическом значении прошедшего съезда, стоит отметить, что многие считают случившееся «победой правящего класса». «Полной победой завершилась многолетняя борьба родственно-кланового аппарата чиновного люда алтайской национальности и главы региона по ликвидации Курултая алтайского народа, названными недругами «кудирмековским»», — считает, например, Алексей Куданов.
«Газетные заголовки говорят сами за себя — «Курултай ни о чем», «Все альтернативнее и альтернативнее», «Улу Курултай получился потешным». Конечно, это провал той работы по объединению Курултаев, которую вели некоторые политики на протяжении последнего года, — отмечает политолог Анатолий Савостин. — Сейчас проигравшие много говорят о том, что при попустительстве властей «легализовались» экстремистская группировка «актяновцев», хотя я бы не драматизировал ситуацию — они как сидели в своих долинах, так и останутся там. Курултай у них если и не заберут, то создадут новый, а «актяновский» курултай станет фактически немногочисленной религиозной организацией. Но, как бы то ни было, идея объединения общественных движений алтайцев, с помощью которого некоторые политики рассчитывали давить на власти, особенно накануне выборов в Госдуму, оказалась дискредитированной: люди сейчас шутят про «наш девяносто девятый курултай». Видимо, придется выждать еще пару лет, чтобы вернуться к идее объединения».
Курултай алтайского народа был создан в 1997 году, незадолго до первых всенародных выборов главы республики. Первым Эл башчы стал кандидат на пост губернатора Юрий Антарадонов. Впрочем, должность Эл башчы не помогла ему стать главой республики — на выборах он занял второе место, пропустив вперед Семена Зубакина. В 2011 году из-за разногласий по политическим вопросам в организации возник раскол.
Добавим, что в Республике Алтай нет единства и среди представителей коренных малочисленных народов. Несколько лет назад в регионе существовало три объединения, претендующих на статус ассоциации коренных малочисленных народов. Раскол удалось преодолеть лишь в 2012 году, когда прошел объединительный съезд и была создана Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай «Звенящий кедр». Однако в прошлом году в связи с выборами главы республики и депутатов Госсобрания противоречия между разными центрами влияния в организации усилились, часть оппозиционно настроенных членов организации попытались сместить Любовь Пешперову с поста президента, но безуспешно. В этом году ее оппоненты создали Ассоциацию коренных малочисленных народов Республики Алтай.
По данным переписи населения 2010 года, в Республике Алтай проживают 206,1 тыс. человек, в том числе 114,8 тыс. русских; 68,8 тыс. алтайцев; 12,5 тыс. казахов. К коренным малочисленным народам — теленгитам, тубаларам, челканцам, кумандинцам — причислили себя 7,7 тыс. человек.

39 комментарии

  1. Не стыдно вам, земляки, цирк устраивать, на потеху русским...

    Какие зайсаны, башчи... опомнитесь, на дворе 21век.

  2. Цитата: «Суд, проходивший в Бийске в 1906 году, обвиняемых оправдал».

    Повторный суд, состоявшийся по протесту товарища прокурора в Омске нашел состав преступления в деяниях бурханистов, а именно избиение и насильственное лишение свободы алтайцев, исповедовавших шаманизм с целью заставить их перейти в новую веру.

  3. «была создана Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай «Звенящий кедр». Вот здесь случился парадокс: нет ассоциации под названием «Звенящий кедр», а есть региональная общественная организация «Звенящий кедр» из 19 кумандинцев, но признающих Правительством РА — как АКМН РА «Звенящий кедр». Просто власти удобно иметь карманную организацию КМН.

    А настоящую АКМНРА — созданную 104 делегатами кумандинцев, теленгитов, тубалар и челканцев Правительство РА не признает, ведь они выражают волю 7,7 тыс. КМН, требуют принятия Закона «О правовом статусе КМН РА» и работу Правительства согласно такого закона. Такой Закон принят в 43 субъектах из 44, только Госсобрание-Эл Курултай в лице спикера Белекова И.И. игнорирует принятие данного закона и тем самым нарушая Конституцию РФ и РА, Декларацию ООН и все ФЗ о КМН.

    Удобно иметь две-три Ассоциации КМН, 2-3 Курултая алтайского народа — можно под шумок продавать земли Алтая.

  4. Ничего страшного русские и украинцы перед татаро-монгольским игом тоже были разрознены, вследствие этого и не могли изгнать монголов много лет.

  5. Как jан существует с древних времён, а тут один генералишка решил сделать его экстремистской верой за один день? И как старался а, вон как много написал?

  6. А КАКАЯ МНЕ....ВСАДНИКУ...ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА????

    ЕСЛИ БЫ ОТ ВЫБОРОВ ВАШИХ ...ЛЕСА ПРИБАВЛЯЛОСЬ ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО В ГОРНОМ АЛТАЕ .....а НАШЕЙ ИМПЕРИИ И ЗА ... ТОГДА НАС УСТРОИЛ БЫ ВАШ КУРУЛТАЙ ....И ВАШ БЕРДНИКОВ. ТАКЖЕ....!

  7. Есть большая группа алтайцев, которые хотят отменить алкогольные обычаи. Эти люди не хотят, что бы их дети стали алкашами. А так же не желают свою жизнь посвящать на покупку очень большого количества водки на эти мероприятия. Ну не хотим попадать в алкогольный геноцид. Все эти курултаи не решают этот вопрос. Просто игнорируют. В таком случаи до свидания, отказываемся от всех этих ваших дел.

  8. Вообще-то есть один Курултай — и это: Государственное Собрание — Эл Курултай!

    А Все остальные — это общественные организации, которые вообще нельзя называть «Курултай»!!! Депутаты на сессии должны принять соответствующий закон. Или надо вывеску менять у Госсобрания и пусть общественники создают свои Курултаи.

    И Эл Башчы алтайского народа — является только губернатор региона, а все остальные всего-лишь руководители общественных объединений.

    Если народ будет мутить «Курултаи» — то зачем тогда депутатов выбирали в Госсобрание?! Надо эту беготню прекращать, и наказывать строго за создание течений и направлений против государственной власти, в УК РФ есть статья, по которой этих смутьянов можно судить!

    Харе государственные деньги проедать! Я налоги плачу не для баламутов!

  9. С уходом Бердникова А.В. республика перейдет скорей всего в Алтайский край.... и это ЗДОРОВО !!!!

  10. Что за ак jан, что за вера, чему поклоняются? Знаю что древняя вера, но информации 0. А язычество назвать можно все, это настолько обобщенное понятие, что совершенно ни о чем не говорит.

    Как с ними связаться можно?

  11. Думаю так и будет. Кому нужны мы, горстка ничего не делающих людей, вечно делящих власть. Народу от этого не легче. Туристы жалеют людей проживающих в высокогорных районах, где процветает бедность. Позор чиновникам и мелкой сошки, вьющейся у власти. Никакой совести и чести у приспособленцев .И если сказать по правде, то народу нет разницы под чьим руководством работать, все равно некому о них позаботиться. Пусть набивают карманы пока еще могут, и не забывают что так будет не всегда. Мы все в ответе за свои дела.

  12. Дорогие алтайцы! Учите своих детей, чтобы получали ЗНАНИЯ, становились профессионалами в разных отраслях. От этого толку будет больше. И пусть учат свой язык, не забывают его. А то поглядите, нет ни одного алтайца, который руководит каким-нибудь производством ни здесь, ни в каком другом регионе страны, нет ни одного алтайца политика федерального уровня. А то вы тут своими курултаями только забавляете всех остальных, вырывая друг у друга микрофоны и какие-то пустые должности Эл-башчы.

  13. Просто слов нет. Идешь утром на работу, а опухшие с бодуна собратья, попрошайничающие у проезжающих туристов деньги на фанфурики, не это ли позор нации! И где эти хваленые эл-башчи районные, сельские, республиканские?! Ваша нация дохнет, гниет, а вы там чубы рвете, в обмороки падаете, дабы любым путем зацепится за власть! Почему алтайцы не приходят к единому согласию, да потому что ни один из претендующих не достоин быть лидером, не заслужил уважения своего народа! Количество участников Улу курултая (247 чел. из 68 тыс.) — не это ли повод сложить с себя полномочия, не это ли молчаливая оценка вам вашего народа?!

  14. Вся суть лишь в амбициях, амбициях отдельных личностей, по факту курултай и раньше ничего не решал самостоятельно и не имел как таковой власти, но мог общественной мыслью, как единый и единственный орган, представляющий коренное население, повлиять на принимаемые решения действующей в регионе власти, скорректировать определенные «важные» для них вопросы, донеся свое видение. А при нынешним раскладе эти курултаи-лишь фикция, которая действует на потеху народу) кто будет слушать 10 разных обществ, которые представляют отдельные интересы отдельных групп алтайцев?)

  15. Нужно быть просто в фарватере политики Б.А.В., чтобы что- то решать, представлять и иметь политический вес.

    И друзья, огромная ошибка Ваша не поддерживать, действующую власть, которая единственная способна защитить Ваши интересы. А.Ю.В.

  16. ххх, то что образовалось 2 Курултая, 2 КМН это НЕ вина народа, а вина прежде всего представителей Власти, которые обязаны заниматься всеми внутренними проблемами, вопросами, работать с людьми, объяснять ситуацию, ставить правильно приоритеты, задачи. А люди от безысходности, от желания изменить ситуацию в лучшую сторону, заботящиеся о будущем своих детей пытаются хоть что-то делать. Вот этой ситуацией и стараются воспользоваться горстка политиканов стремящиеся к Власти с одной стороны,и с другой стороны кучка людей , которые у Власти стерегущие свои «кресла», кланы, боящиеся чего то нового, более сильных и молодых, поэтому вместо того чтобы работать с людьми сутками ломают свои головы , придумывают всякие страшилки, пасквили и ловко манипулируют амбициозными людьми. До Выборов в Гос. Думу ещё более года , а «кандидаты»как свои так и со стороны якобы «заботящиеся» об аборигенах наверняка с десятка, два уже на старте. Думаю много забавного увидим впереди. И все же какой бы национальности и Веры мы не были — МИР и СОГЛАСИЕ в нашей Республике зависит от каждого из нас !

  17. Алтай курултай = это инструмент для лоббирования, а наши все криво понимают, видят в этом некий «символ» состояния этноса и т.д.

    Алтай курултай поприще алт.интеллигенции, необходимо оно для того, чтобы продвигать законопроекты в которых заинтересованно об-во, а тут даже до первого шага далеко)))

  18. Народ Алтая как был един, так и остался. И никакие кудирмековы-теркины-князевы и актяновцы его расколоть не смогут. Раскол произошёл не между Курултаями, а только в Курултае Кудирмекова. Этого и следовало ожидать, ибо создавался он как раскольничий. За что боролись, на то и напоролись. Надо было не параллельные Курултаи создавать, а работать в том, что был создан изначально. Любая настоящая работа общественной организации будет на пользу народа. А делить власть внутри Курултаев всегда будет во вред народу.

    Хотите единства — откажитесь от должностей и званий. Работайте для людей, добивайтесь результатов и народ сам вас назовёт лидером, сам попросит вас говорить от его имени. Звание ЛИДЕРА даёт не власть, а народ...

  19. На мой взгляд, Алтай Курултай («чиновничий», «кудирмековский» или объединённый) МОГ БЫ стать действительно уважаемой общественной организацией, представляющей интересы всего алтайского народа. Для этого руководству данной общественной организации нужно было бы добиться адекватного, пропорционального представительства всех разнообразных течений внутри алтайского этноса: язычников и православных, буддистов и протестантов, атеистов, представителей АКМН и других структурированных групп коренного населения. На сегодня непонятно, по какому критерию происходит отбор, скажем, в руководящие органы «курултая». Кто побеждает в итоге? Кто громче кричит? Кто живёт поблизости и может привести больше родственников и друзей?

    Если данный «курултай» представляет интересы всех алтайцев, неясно, кто вообще теперь вправе называться алтайцем. Только алтай-кижи или кумандинцы и челканцы тоже? Теленгиты входят в это число или нет? Если да, то как быть с православными теленгитами Кош-Агача и Улагана? Им ждать приглашения на «курултай» или прорываться к трибуне, бороться за микрофон? Далее, «предатели» Алтая, т.е. не члены «ак-тян» могут ещё называться алтайцами или уже нет? И т. д. Вот на эти вопросы нужно ответить руководству «курултая» (причём любого), чтобы называться «Алтай курултай», а не «Курултай язычников Онгудайского района» или что-то в этом роде.

    Жаль, что на Улу курултай не пригласили гостей из других этносов и религиозных организаций — друзей и соседей. Присутствие гостей обычно дисциплинирует. С уважением,

  20. Кудирмеков не стал возмущаться?! — вы о чем люди говорите? после голосования он в грудь бился, орал, подраться собирался!

    не нужно всякий бред писать.

  21. Ник 22. Люди, про которых вы пишете не виноваты. Просто их в детстве зомбировали в алкоголики. Внушили, что водка святой напиток, пить её обязательно. Говорите, что мы нищие. Откуда у народа возьмутся деньги, если им приходится постоянно покупать водку грузовиками на проведение алтайских алкогольных обычаев. Народ находится под гнетом алкоголиков. Злые потому что это алкогольная ярость. Тупость оттуда же.

  22. Мну вот чо ынтересна: а чо должны делать Башчы? Токо стречать выкокех гостей, появляца на масс-празднеках и фотаца рядом с Главой. Так? Ну и зачем тада все эти заморочки?

  23. У Эл башчы очень важная работа. Работа внутри нации. Хотя бы остановить беспредел алкоголиков. Смотри Бабука, что у нас творится. Все лето пьянки, бесплатная водка льётся рекой. Такие мероприятия- юбилеи, аракылу айылдаш, кижинин куни, куда, шаалта, белкенчек, jуныш, белкенчек, той, туштажу и другие. На этих мероприятиях народ и спивается. Мы алтайцы- мы не приспособлены пить водку. Для нас она сильнейший наркотик. Люди же предлагают как бороться с этими обычаями. Почему их нельзя хотя бы послушать? Только подчиняемся требованиям алкоголиков. У алтайцев так- алкоголик скажет- покупайте 4 ящика водки- такой обычай. Купят. Скажет 10, купят 10. Разве это не работа- разобраться с алкогольными обычаями?

  24. Сары | 6 июля 2015 22:04

    Не с абычаиме нужна бароца, а с проявленияме низкой культурки. С низким уровднём жиздне, с безысходностью и пр. и пр. Не от харошей жиздне предаюца зилёному змею, а от бизнадёги. Как побдить алкоголизьмь? Запростяк! Поднемите благовсостояне народа, вселити уверенность в завтершном дню и повысьти качиство образованя. Всо. Тада и культурка прератицо в Культуру.

    Токо, сдаёцо мну, что с етими задачаме не справицо ни один Башча. Ибо он, как мну кажицо, должен работать маяком. Башчой можот быть токо безупречный во всекх отношениях человек. Идеал для малодежи и неперерикаимый авторитет для вдрослых. Как грицо — нифармальный Лидер. Пассионарий. Но маяки не ведет карабли. Оне токо указывают путь и опасносте.

  25. Бубука, ты ничего не понимаешь. Все наоборот. Низкий уровень жизни, безысходность, бизнадёга- это следствие алкоголизма. Если человек пьет спиртное все эти перечисленные беды приходят к человеку. Для нас спиртное сильный яд. Мозг повреждается, человек становится слабоумным, это видно сразу невооружённым глазом. Такого алтайца никогда, никто не возьмёт на высокооплачиваемую работу. Даже на низкооплачиваемую не возьмут.

  26. Такие люди свою работу, свое дело, то же не могут вести. Весной мои овцы убежали в соседнюю стоянку. Подъезжаю. Вижу такую картину. Все двери закрыты, никого нет. Около загонов на улице валяются очень худые 2 коровы. Тощие при смерти. А в загонах сено есть- Овсяная солома и естественная трава хорошая зелёная такая. Люди просто уехали в деревню пьянствовать- када, белкенчек, той праздновать. Коровы умерли с голода. Не кормили кормилиц. Вот и все твоя безысходность.

  27. ...Люди, про которых вы пишете не виноваты. Просто их в детстве зомбировали в алкоголики. Внушили, что водка святой напиток, пить её обязательно.

    ... Никто, никого не зомбировал и не делает этого! Насильно в рот вливают? Это слабохарактерные, безвольные, ленивые пьют до умопомрачения, или как в народе говорят, до белой горячки. На таких торгаши делают деньги и бизнесмены от боярышника в аптеке. В деревнях отраву продают и в магазинах. и подворьях. с чем бороться? Не с чем и не с кем! Те, кто продаёт отраву, ответят перед Богом, раз не наказывают их по Закону.

  28. А люди от безысходности, от желания изменить ситуацию в лучшую сторону, заботящиеся о будущем своих детей пытаются хоть что-то делать. ...

    ОЛЕГ. | 6 июля 2015 11:00

    это вы про кого? :)) Про теркино-актьяновцев? Да вы видели, как они с простыми алтайцами разговаривают? угрозы, поучения и т.д., а с начальниками они разговаривают заискивающе

  29. АлтынайТ, Вы в своём уме. У нас алтайцев с малолетства детей воспитывают, что водка святой напиток. Например- кожонду чоочой. Люди с утра до вечера говорят про алкогольные обычаи. Кто сколько аракы шааган, канча айыл кудалаган, сколько водки было на юбилее. Я специально подходил в Горно-Алтайске к группе стоящих и разговаривающих людей. В большинстве случаях говорили про эти обычаи. И это все при детях. Дети в таких случаях автоматически зомбируются в алкаши. У нас даже спикер Эл Курултая на страницах Алтайдын Чолмоны агитирует эти алкогольные обычаи.

  30. «Никто, никого не зомбировал и не делает этого! Насильно в рот вливают?»

    АлтынайТ | 7 июля 2015 12:05

    Многоуважаемая Алтынай, я разделяю позицию комментатора «Сары». Говоря об алкогольном зомбировании, «Сары», вероятно, имеет в виду дурной пример, который показывают детям старшие, употребляя спиртное, что называется, по поводу и без повода. Всё, что делают мама и папа, дети воспринимают обычно без критики, подражают им, становясь, таким образом, «заложниками» алкогольной программы.

    «Сары» призывает признать, что алкоголизация народа с детских лет — это путь к гибели, путь к вырождению, и сетует, что «отцы народа» — руководители различных «курултаев», не предупреждают народ об грозящей опасности, не предлагают альтернативный подход ко встрече многочисленных праздников, где алкоголь льётся рекой.

  31. «С чем бороться? Не с чем и не с кем!» АлтынайТ | 7 июля 2015 12:05

    Начинать бороться с алкоголизмом в своём народе, начинать утверждать трезвость нужно с себя. Затем, укрепившись, можно привести к трезвой жизни своих родных и близких, соседей, односельчан. В пропаганде трезвости не имеет значение возраст, национальность или вероисповедание, это доброе дело нужно делать вместе. В этой связи хочу обратиться к комментатору «Сары», который последовательно отстаивает трезвый образ жизни в комментариях НГА. Многоуважаемый «Сары», если у Вас или Ваших единомышленников есть предложения конкретных дел по утверждению трезвости в нашем регионе, пожалуйста, пишите на адрес кош-агачской церкви mirdomusemu@mail.ru. С уважением,

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Укажите ваше имя (ник)