Спикер Госсобрания обсудил с лидерами буддийской общины события в долине Теренг

14 февраля 2014 года, 9:25
2 070
99

13 февраля председатель Государственного Собрания Республики Алтай Иван Белеков встретился с самбу ламой Агинского дацана и курее «Ак Буркан» Арамом Кыпчаковым, ширету ламой курее «Ак Буркан» Сарымаем Урчимаевым и ламой курее «Ак Буркан» Андреем Ароновым, сообщает пресс-служба Эл Курултая.

Арам Кыпчаков вручил спикеру приветствие и поздравление главы буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. В приветствии говорится о том, что наступающий Год Лошади — великий год. Именно в 2002 году, в Год Лошади, к человечеству вернулся XII Пандито Хамбо лама Доржо Этигэлов. «И всем, кто живет с нашим учителем в одно время, выпала величайшая удача находиться под его благословением. Особым преимуществом в этой жизни среди людей обладают дети, родившиеся в 2002 году, потому что они являются первым поколением, живущим вместе с Хамбо ламой Этигэловым», — говорится в поздравлении.
В 2014 году российские буддисты отмечает 250-летие с момента основания в 1764 году императрицей Екатериной II института лам в стране. В рамках празднования будет проведено большое количество мероприятий, в которых предполагается участие первых лиц государства. Дамба Аюшеев в своем послании пригласил Ивана Белекова принять участие в этих мероприятиях.
Спикер выразил благодарность за приглашение, отметив в свою очередь, что впервые в наступившем году Лошади в Республике Алтай Чага-Байрам был проведен в один день во всех районах и селах. Белеков сообщил о планах дальнейшей корректировки закона «О праздничных и юбилейных днях, юбилейных датах в Республике Алтай». При совпадении Чага-Байрама с выходными днями должен быть разработан механизм переноса выходного дня на рабочий день. Федеральная норма позволяет нам внести такие изменения, утверждает руководитель парламента.
В ходе беседы стороны также затронули тему событий в долине Теренг 110-летней давности. Кыпчаков заявил, что на сегодняшний день есть разные толкования этих событий, а значит, историческая правда должна быть восстановлена. Он предложил провести научно-практическую конференцию с приглашением ученых, религиоведов, общественников, творческой интеллигенции. На этой конференции, считает он, нужно сделать «научный вывод о происшедших событиях в начале прошлого века на Алтае».
Иван Белеков пообещал изучить данное предложение и, в свою очередь, отметил, что в конце прошлого года он встретился с епископом Горно-Алтайским и Чемальским Каллистратом, и в ходе встречи также обсуждался этот вопрос. Епископ выразил желание подробнее изучить данный исторический вопрос и разобраться в случившемся. Он не исключил возможность принесения извинений, если выяснится, что трагедия произошла по вине Алтайской духовной миссии.
Напомним, в 1904 году на Алтае разнеслась весть, что Чету Челпанову и его приемной 12-летней дочери явился Бурхан, который провозгласил скорый приход Ойрот-хана. В долине Теренг вокруг Чета на моления стали собираться алтайцы. Озабоченные этим собранием власти мобилизовали окрестных крестьян и направили их на разгром лагеря. Чет и другие активисты были арестованы. Впоследствии все задержанные были оправданы. По мнению ряда исследователей, не последнюю роль в провоцировании конфликта сыграла Алтайская духовная миссия.

99 комментариев

  1. В урочище Ачик в 27 км от села Иодро инспекторы комитета охраны животного мира Республики Алтай задержали двух граждан Германии 1973 и 1970 годов рождения, которые находились на территории Шавлинского заказника с ружьями без документов и лицензий на добычу охотничьих ресурсов.

    Полицейские изъяли у задержанных два ружья и 80 патронов. Ведется разбирательство, сообщает пресс-служба МВД по Республике Алтай.

    разабрались или нет??????

  2. Повариха.

    Время было далеко за середину полевого сезона, вторая половина августа. Мы отрабатывали дальние углы участка, предназначенного для исследования геофизиками. Длинные подходы изматывали, и начальник отряда постановил организовать «выкидушку». Несколько работяг, во главе с топографом, обособились от базового отряда в непосредственной близости от места, предназначенного для топографической съемки.

    До устья лога, в вершину которого нам предстояло подняться, мы доехали на машине. Это, примерно, в середине расстояния между Владимировкой и Усть-Кумиром. Дальше, с помощью арендованной начальником вьючной лошади, и усилий собственных ног, поднялись до границы леса, на краю карстовой ямы, одна часть которой была открыта, а остальные обрамлялись отвесными склонами, вперемешку со скалами.

    Примерно в середине этого природного явления, творимого ею миллионы лет, бил родник из-под камней, покрытых длинным мхом, в котором рос «Золотой корень». Такое его произрастание — мечта для копателя, корень выкапывается чистым от грязи, будто мытый. В те далекие времена, это варварское занятие не было столь популярным, как сейчас, он рос повсюду.

    Надо сказать — тот уголок Алтайских гор, изобилует подобными карстовыми ямами, и они, нередко, представляют опасность своим присутствием. Был случай, когда путник шел по тропе на гриве, во время снежной пурги (высоко в горах, в конце августа, это не редкость), когда тропа свернула, и пошла вдоль обрыва в карстовую яму. Он этого не заметил, и кувыркался по отвесному склону до тех пор, пока его не отвезли в больницу.

    Состав «выкидушки» был многочисленным, и, по этому, начальник соблаговолил милость, приписав к нам повариху. Это была очень милая, молодая девушка Лида. Она была из Москвы, закончила там классическую академию, и работала в военно-политической академии. В горный Алтай приехала отдохнуть в отпуск, к знакомому геологу. Тот определил её в отряд, чтобы в полной мере испытала все прелести таежной жизни.

    С погодой нам сильно не повезло. Не успели разбить лагерь, начался дождь. Утром мы вылезли из палаток в зиму. Пользуясь, случаем, когда отсутствует начальство, а власть над тушенкой и сгущенным молоком сосредоточена в руках топографа, в доску своего, бригада послала гонцов в Усть-Кумир, найти какое-нибудь горячительное.

    Было-то время, когда в дефиците было все, и сгущенное молоко пользовалось бешеным спросом. По этому, ребята, без труда, обменяли его на брагу. На обратном пути им встретилось стадо свободно пасущихся гусей. До деревни было далеко, они посчитали стаю дикой, что позволило усыпить их совесть, и прихватить одного, зазевавшегося, с собой.

    Пришли они усталые, но довольные. Плеснули из канистры по кружечке, и «выкмдушка» загомонила. Много ли алтайцу надо. Ему лишь бы запах был, а кайфа у него пятьдесят процентов природного, от окружающего, звенящего пейзажа.

    Сережа вызвался обезглавить птицу, он имел репутацию в коллективе — как самого проворного. Заявив, что для этой процедуры ему нужен ассистент, Сергей, уверенно, указал на Лиду. Та была безропотна, видимо действовал фактор незнакомого коллектива, да, и, положение обязывало. Повар все-таки. Серега дал ей рукавицы, и предложил держать голову гуся, туша которого находилась с обратной стороны колоды, которую Сергей определил в качестве гильотины. Гусь упирался лапами, пытаясь вырвать голову из цепких рук Лиды, но шея не давала этого сделать, вытянувшись, плотно обогнув бревно. Сергей сделал замах топором, и, профессионально точно, нанес удар под затылок гусю.

    Освободившаяся от головы птица, залив красивое лицо Лиды кровью, бросилась прочь от палача, но, споткнувшись о торчащий корень, упала, заливая кровью мох вокруг. Лида была в шоке, потому благосклонно приняла предложение помощи от Сергея в деле ощипывания, разделки птицы, и приготовления ужина.

    Вечер проходил в душевной обстановке. Бульон от гуся был наваристым, бражка заметно веселила. Лидия, перебирая струны гитары, пела о пьяном художнике и миллионе алых роз. Голосом она обладала высоким, звонким и чистым. Слух был абсолютным, поэтому песня звучала красиво.

    Когда ведро с супом и канистра опустели, Лида посмотрела в темноту, сгустившуюся вокруг костра, и попросила Сергея проводить её до палатки. В этот вечер мы его больше не видели, а утром были разбужены хрустом хвороста для костра, и бряцанием ведер. Автором этих звуков был Сергей, он готовил для нас завтрак.

    Вечерние посиделки у костра затянулись за полночь. Лида, выспавшись днем, рассказывала о столичной жизни. Академия, где она трудилась, принадлежала ГРУ, и входила в шестой отдел. Там обучались сотрудники спецслужб, стран социалистического лагеря. О своей роли, в процессе их обучения, она говорила скромно, ссылаясь на совершенную секретность. Из отдельных оговорок можно было понять, что использовали её, обладательницу незаурядных внешних данных, для формирования компромата на будущих сотрудников спецслужб дружественных стран.

    Этот вечер закончился тем — что Лида, томно вздохнув, попросила проводить её до палатки Юру, и мы имели возможность оценить утром его кулинарные способности.

    Днем, когда мы бились на магистрали, Сергей был особенно упорным в труде. Он валил даже те деревья, которые в створ не попадали. Юрий наоборот, был вялым, едва переставлял ступни, таща за собой ленту, чем вызывал неприязненное к себе отношение, и констатацию факта, что папа его вовсе не тот человек, которого он таковым считает.

    Через неделю, когда мы заканчивали отрабатывать отведенный участок, у нас появился коллектив свояков, открывших бригаде свои кулинарные способности.

    Около сорока лет, как прошло с тех пор. Я недавно встретил повариху Лиду. Неумолимое время оставило след на её внешности, но она, по-прежнему, неотразима, что позволяет ей успешно заниматься политикой.

    Павел Лючинша.

  3. Ойрот вернулся. Он среди нас. Мы его не узнаем. Так твердит один из наших «почитаемых» людей.

    У алтайцев есть легенда; "Албатызы чымалы чылап курын курчанза, (Торо ӧй келзе) јобоп калган калыгын кара кӧзинеҥ таныыр, Ойрот Алтай јерине бурулар.

    Великий офтальмолог Юлдашев пишет, что у тибетцев и алтайцев средний разрез глаз. В мире больше нету такого разреза. Только у алтайцев и тебетцев. Это о чем то говорит.

  4. Павел Лючинша. Это вы про ту рыжую Лидку? Если о ней то всем известно, что она мерзкая тварь, стукачка, воровка, коммунистка и бездетная старуха. Бог плохим людям детей не дает! Сдохнет в богадельне.

  5. разабрались или нет??????

    555555 | 14 февраля 2014 9:34

    Да. Это была мерзкая провокация Родионки против нового руководства «Сайлюгема». Родионка ради этого и ради Сайланки подставил инспекторов.

  6. разабрались или нет??????

    555555 | 14 февраля 2014 9:34

    Один из инспекторов был уволен. Штат охотоведов районах упразднен, функции по проведению антибраконьерских рейдов переданы в охоткомитет, теперь только по прямому приказу начальника комитета оперативная группа может выходить в рейды и только по утвержденному начальником маршруту. Председатель охоткомитета — приспешник Толибана. Также люди Толибана руководят «Сайлюгемом». Охотугодья фирмы «Уч-Сумер» Сайланкина окружены землями, подконтрольными Толибану, толибановцы пытаются эти земли у Сайланкина отобрать. В авиапарке Толибана — четыре зарубежных вертолета, на которых одномоментно может вылететь группа в 20 браконьеров. Всё это делается на деньги олигарха Искандера Махмудова — самого богатого таджика России, владельца УГМК.

  7. разабрались или нет??????

    555555 | 14 февраля 2014 9:34

    _________________________

    Панин в «Родина РА» об этом здорово написал. Один из немцев оказался Президентом крупнейшей адвокатской кампании Германии, а второй — лидером одной из парламентской партии Германии. Все они по приезде домой плевались и хаяли Толибана за подставу. На родине им вынесли порицание от партии «Зелёных» за нарушение экологического законодательства. (Партия «Зелёных» в парламегнте Германии имеет 27 депутатов).

    После этого они быстро внесли немалые средства в фонд защиты животных. И сказали, что в Россию — ни ногой!

  8. Геннадий, да ты чтоли Валерке Панину веришь? Он же врет как свистит. Одно вечно в жизни Валерки — его любовь с Турачиновичем. Говорят любовь плотская, где Валерка пассивную роль играет.

  9. Цитита новости: «Чет и другие активисты были арестованы. Впоследствии все задержанные были оправданы.»

    Неправда. По протесту прокурора на повторном слушании дела все они были признаны виновными в избиении и лишении свободы своих собратьев, исповедовавших шаманизм. (с.м. «Бурханизм. Документы и материалы». ГАГУ 1994 г.)

    Кое-кому хочется изобразить проповедников новой веры «белыми и пушистыми».

  10. Геннадий, да ты чтоли Валерке Панину веришь? Он же врет как свистит. Одно вечно в жизни Валерки — его любовь с Турачиновичем. Говорят любовь плотская, где Валерка пассивную роль играет.

    Махмуд | 14 февраля 2014 11:52

    ________________

    Махмуд, прекращай порно-фильмы смотреть, а то мужскую плоть сотрёшь. Онанизм — он и в православии, и в мусульманстве считается грехом. Зачем грешишь, болезный?

  11. Панин в «Родина РА» об этом здорово написал.

    Геннадий | 14 февраля 2014 11:36

    Панин эту статью стибрил вообще то.

  12. Махмуд, прекращай порно-фильмы смотреть, а то мужскую плоть сотрёшь. Онанизм — он и в православии, и в мусульманстве считается грехом. Зачем грешишь, болезный?

    Геннадий | 14 февраля 2014 12:30

    _ _ _ _ _ _ _

    Не, Махмуд ишаков любит. Он на них тренируется. Почти не грешит.

  13. 5555 — похож на контррелигиозного пропагандиста — сбивает тему «в овраг»

    Бурханизм — истинное мировоззрение алтайского населения (ойротов), Алтай это земля, где жили и живут ойроты. Раньше так и назывались — Ойротская авт. область (г. Ойрот-Тура).

    Другие миссии видимо хотят «задавить», мировоззрение «я — раб божий» — легче управлять.

    А по буддизму и исламу такого не получиться.

    Полагаю, что извинения должны принести не только религ миссии, но и государство — за «престпную» политику тех давних лет.

    Пример — вроде поменяли ойротов на алтайцев, а суть — попытка отрезать историческую память населения — все эти миссии и псевдо-заказные исторические рассказы нацелены были именно на это.

    А почему? Думается, что Ойроты (Джунагрское ханство) в составе монгольских войск — единственная сила, которая завоевывала РУСЬ.

  14. Адар Сай — согласен отчасти.

    По поводу бурханизма и прочей духовной жизни ойротов (алтайцев) — Да.

    Ойроты это теже алтайцы — да (думаю всем понятно) — исторический факт.

    Но на счет «Заовевывание РУси» — чёто сильно уж загнули.

    Когда это было — дела давно минувших лет. ТОже мне даете тут связь нашли.))))))

  15. Бурханизм — истинное мировоззрение алтайского населения

    ...извинения должны принести

    Адар Сай | 14 февраля 2014 13:28

    К началу 20 века бурханизм был совершенно новым религиозным учением — это отмечали как сами его идеологи, так и исследователи Алтая. Как новое его характеризовали миссионеры в своих записках и представители власти.

    Есть интересный документ «Прошение 512 калмык 2,3,4 и 5 алтайских дючин...... приставу о разрешении исповедовать НОВУЮ веру». Там есть интересные слова «.... С древних лет родители наши исповедовали веру и поклонялись идолопоклонству.....Начиная с 1904 года мы признали свою первую веру довольно дикой....Изысканная нами новая вера нам кажется довольно хорошей...» (датировано 1907 годом)

    А бурханисты перед шаманистами извиняться будут за побои и лишение свободы?

  16. где-то здесь харя АХАЯ видна. не зря белеков на чага байрам с ним обнимался и цаловался. скурвился белеков — с предателем связался.

  17. Тех кто зарабатывает тем, что отнимает жизнь ради азарта, больного на голову интереса, Бог покарает. Наказание неминуемо. Одно дело охота, когда нечего есть и охотник убивает животное, чтобы прокормить свою семью. А этих ребят всех, про которых написано выше, жаль, я бы на их месте уже жил в постоянном в страхе перед карой Всевышнего.

    Толик Банных, задумайся, сколько веревочке не виться...Несчастный аморальный тип, и, на мой личный взгляд, с кучей комплексов. Давайте, паразиты, убивайте зверюшек, получайте за это валюту. Я лично могу предположить, только, что это очень плохо кончится для Толика и его друзей, очень плохо. А ведь зачастую в жизни за грехи отцов жизнь наказывает детей. Дураки поганые.

  18. В итога люди, говорящие что они якобы были насильственно приведены в Теренг, оказались крещёнными, которые падали на суде на колени, боясь, что за враньё их покорает Бог, так что лучше изучайте документы кто их сподвиг к обману.

  19. А бурханисты перед шаманистами извиняться будут за побои и лишение свободы?

    к истории вопроса | 14 февраля 2014 13:49

    Браво!!! + 1000!!!

    Полагаю, что извинения должны принести не только религ миссии, но и государство — за «престпную» политику тех давних лет.

    Адар Сай | 14 февраля 2014 13:28

    Какое государство должно принести извинения, Адар? И кому? Царской России больше нет. Советского Союза тоже. Давайте будем искать виноватых через 110 лет?

    Мне кажется, Иван Итулович поднял опасную тему! Объявить события более чем 100 летней давности чуть ли не геноцидом (по официальным данным погиб 1 человек) , это верх цинизма или просто параноидальный бред!

    Каких дивидендов ищет наш спикер, обвиняя ничего не знавшего об этом до встречи епископа в недоказанных грехах Церкви? Думаю, Итуловича пора убирать из Курултая. Совсем.

  20. милые Бубука и Борис!вы единственные умные и продвинутые молодые люди.чувствую-алтайцы.уважаю за вашу позицию по многим злободневным вопросам и проздравляю Вас с наступающим Днём защитника отечества!Вы СЛУЖИЛИ в Армии-уважаю.Благоденствия Вам Вашим близким!!!!!

  21. Россия объявила себя правоприемницей СССР и Российской империи, так что есть кому извиняться и не только ей.

  22. Мне кажется, Иван Итулович поднял опасную тему!

    Вячеслав Алексеевич | 14 февраля 2014 19:14

    Нужно еще не забывать, что в 1904 году было прямое неповиновение властям в условиях войны (представители власти приказывали собравшимся в долине разойтись). Этого нашим государственным мужам тоже не худо было бы не сбрасывать со счетов.

    И еще. В условиях революции 1905—1907 годов многим хотелось превратить процесс над бурханистами в суд над Церковью и Миссией. Но, как не старались тогдашние либерасты, свидетели так и не смогли предоставить достаточных доказательств «угнетения» Миссией алтайцев, случаев насильственных крещений и т.д. а вот случаев отстаивания миссионерами интересов коренного населения в условиях стремительного захвата алтайских земель русскими переселенцами — было множество.

  23. «К истории вопроса прав». Негоже государственным мужам современности ворошить события столетней давности. Нужно сказать спасибо миссии за просветительскую деятельность и помнить то доброе, что народы объединяет а не разъединяет.

  24. РФ — официально признала себя правоприемницей СССР, со всеми долгами СССР, в том числе преемственность Царской России — это одна страна.

    Насчет новизны бурханизма в начале 20-х г.г. 20 века — чушь полная!!!!!

    Приведу простой яркий пример обратного — прощение ойротов о вхождении в состав Рос Империи (1756г. — 18 век!!!) зайсаны клянуться Бурханами, в присутствии Буддийского Ламы.

    Этот документ официально в виде репродукции «лежит» в Эрмитаже!

    А ваши миссионеры конечно скажут новая, типа тут православие раньше было. Начали гонения ойротов (алтайцев) — как по религ так и нац признаку -это еще даже не советская Россия, а имперская.

    Так что не надо тут фуфло гнать на счет праведности миссионеров.

    Алтай это земля, где жили Ойротские племена, мировоззрение которых было всегда близко к бурханизму, который и стал родной религией.

    Алтайцы (ойроты) — нация образовавшая свою «государственность» — Республику.

    Это так же как со славянами — раньше тоже верили в Пердунов всяких, а потом — религия Христианство (православие). Естественный этап.

    Только вот единственная религия признающая духов гор, рек, сакральные места это Бурханизм. ЭТО ФАКТ!!!!!

    Да много национальностей живет в РА, но всегда надо помнить кто тут «титул» и кто тут соучаствовал в завоевании Руси (300 лет) — вот и ответ всем гонениям думается однаканама))).

  25. к истории вопроса | 14 февраля 2014 13:49

    на счет документы «...512 калмык...» — дай реквизиты этого документа — почитать.

    Или как всегда фуфло прогнал?

  26. Оне б ещо щщёт выставиле за Мангола-Тотарско Ыго. Чо было, то прашло, а кто старойе спомнет, тому в глаз вилкой. Довайти не варошить старую салому. И ващщо — С Празднеком! С Днем св. Валентина! Вотка пить нуна, в салат мордой тыкаца нада и пот столом валяца. Всекх дефчонков — чмоки-чмоки в их атчоравательные носеки и стопиццот обнимашек!

  27. НАС РАТЬ !!!! ...еще нашествие мамая обсудите и что сказал в корчме на Литовской границе бродяга-чернец Варлаам и Гришке самозванецу....

  28. на счет документы «...512 калмык...» — дай реквизиты этого документа — почитать.

    Алексей | 14 февраля 2014 20:42

    «Бурханизм. Документы и материалы», Горно-Алтайск 1994, ГАГУ, ч.2 к.и.н.Н.А.Майдурова, к.и.н. Н.А.Тадина. с 218-220 (даже ксерокопия подписей приложена) и далее

  29. Приведу простой яркий пример обратного — прощение ойротов о вхождении в состав Рос Империи (1756г. — 18 век!!!) зайсаны клянуться Бурханами, в присутствии Буддийского Ламы.

    Этот документ официально в виде репродукции «лежит» в Эрмитаже!

    Алексей | 14 февраля 2014 20:40

    Доказательства в студию. ждем.

    «...Еще при первом нашествии цинских войск на Джунгарию многие телеутские и урянхайские зайсаны изъявили желание добровольно войти в состав России и стали подкочевывать к русской границе в надежде найти спасение от захватчиков. Они просили их «пропустить внутрь империи».

    В феврале 1756 г. 12 алтайских (по месту кочевий) зайсанов(Омбо, Кулчугай, Куту, Намкы, Боохол, Череп, Буктуш, Буурут>Каамык, Намжил, Измынак и Сандут) обратились к командующему пограничной линии полковнику де Гаррига с письмом:«Дай нам людей на сбережение; збереги от злого времени в нашей земле; где вам поглянется, стройте город. Ныне у нас белый государь. Нашего белого государя полковник, пожалуйста поскорее — со всеми домами хотят увезти». Это письмо вручил зайсан Намкы, который заявил, что в случае принятия алтайцев в русское подданство зайсаны могут внести ясак вперед и выставить по требованию властей 2000 воинов. Вслед за этим алтайские зайсаны во главе с Омбо приезжали в Бийскую крепость просить ускорить исполнение их ходатайства. В марте того же года зайсаны написали еще письмо, в котором говорилось: «Наперед сего мы бывшие владения Галдан-Череня двенадцать зайсанов перед сим посылали к вам с известным нашим письмом зайсана Намкы, также и ныне мы двенадцать зайсанов со всеми нашими улусными людьми желаем быть в подданстве белого царя и с подвластных нам улусных наших людей будем платить ясак, какой по соизволению белого царя определен будет, и ежели белой царь когда в потребном случае нам двенадцати зайсанам соизволит повелеть на наш зенгорский народ или куда в другое место нарядить в поход войско, то мы оного войска в зимнее время по тысяче, а в летнее время по две тысячи человек немедленно будем отправлять, а мы намерение имеющие быть в подданстве белого царя двенадцать зайсанов состоим в тысячи пятистах кибиток людей или может быть более, или малым чем меньше. И тако мы двенадцать зайсанов послали с сим Намку и руки приложили».»

  30. Всех прочитал. Извините земляки, но ни хрена не понял. Сколько людей, столько и мнений. Кстати эту «ахинею» на сто рядов прошли в предыдущих новостях. Вообще не понял, а чего это РПЦ и буддисты решили «помусолить» эту тему. «Где собака порылась?» «Та у которой новоселье...» в скором времени, даже извиняться хочет. Еще не разобралась, а каяться обещает. А если мы попросим непристойное? Кому их извинения нужны не пойму. "Вдруг откуда ни возьмись появились в ... ( дальше непечатное, но все поняли), буддистов куча. А они у нас ваще откуда? Вроди бы бурханизм и буддизм — «это как два кислых друга...» (дальше непечатное, но все поняли). Или это не так?

    Однако нас не спрашивая (только почему -то одного Белекова всегда), вводят нас «в блудняк» господа.

  31. РФ — официально признала себя правоприемницей СССР, со всеми долгами СССР, в том числе преемственность Царской России — это одна страна.

    Алексей | 14 февраля 2014 20:40

    Ни СССР, ни РФ себя правопреемниками Российской империи не признавали вообще то. Поэтому все клятвы наших предков русским царям — остались в прошлом, а мы де-факто — оккупированная большевиками территория самостоятельного государственного образования алтайцев — Каракорум-Алтайского горного округа, доставшаяся по наследству постсоветскому олигархическому строю из-за отсутствия политической воли у алтайского народа потребовать независимость. На сегодняшний день никакого морального права удерживать алтайцев в своем составе у РФ нет — только военная сила и дурман зомбоящика.

  32. К истории вопроса...

    Иди посмотри в Эрмитаже , там где карета стоит, одеяния принцессы и прочее.

    А к чему ты тут скопировал текст с прошениями ну че?- где там по теме?

    Если не читал сам 'петицию' скажем так че тут .уйней страдать?

    То что были попытки войти в рос подданство так это ежу ясно.

    Вопрос то в религии-ты говоришь якобы первое упоминание о новой вере 1907г. — это точно чушь.

    Какие то 512 че то там хотели сделать в начале 20 века — и ты этот документ указываешь как доказательство что бурчанием появился лишь в начале 20 века — самому не смешно?

    Учи мат часть — бурханизм на Алтае как минимум 17-18века — минимум. Балда.

    ))) скопировал какую то фигня не по теме и радуется )))

    Иди обратись лучше к истории вопроса бутылки ))))

  33. Бубука и Олега +100500 ))) «счет выставить» ))) прикол, хахаха, нормуль.

    Амырка ты не прав — право преемники еще какие, даже есть докууумент, думаешь просто так долги закрывали за ссср и в том числе империи.

  34. ...ю...и пошло тут такое чукалово (есть у чукчей такая борьба) это то когда бьют чем попало совершенно неважно куда...

  35. Всех прочитал. Извините земляки, но ни хрена не понял. Сколько людей, столько и мнений. Кстати эту «ахинею» на сто рядов прошли в предыдущих новостях. Вообще не понял, а чего это РПЦ и буддисты решили «помусолить» эту тему.

    политолог | 14 февраля 2014 22:22

    Это главный идеолог партии жуликов РА себе PR-акцию затеял. Буддисты ему под-играли, кушать-то хочется. А они вон какие сытые, нужно много средств, чтобы такие телеса поддерживать. Секта Бурханистов, для них, как геморрой для обычного человека, но чего не сделаешь ради того, чтобы заявить о себе. У Белекова есть штатный тролль — «к истории вопроса» — она волну гонит, вроде как — идеологическая проблема есть, она грозится перерасти в социальный конфликт (дура, короче), но спикер держит руку на пульсе, и не допустит этого. В общем, цирк приехал, есть надежда — что представление будет занимательным.

  36. Амырка ты не прав — право преемники еще какие, даже есть докууумент, думаешь просто так долги закрывали за ссср и в том числе империи.

    Амыр Сана | 14 февраля 2014 23:18

    Покажите документы. РФ не закрывала долги Российской империи, равно как и СССР. Государство рабочих и крестьян отказалось от долгов Российской империи и потеряло все заграничное имущество и средства на счетах, которые пошли в уплату кредиторам России.

  37. Учи мат часть — бурханизм на Алтае как минимум 17-18века — минимум. Балда.

    Амыр Сана | 14 февраля 2014 23:13

    Вот и предложите нам эту «матчасть». Только не мифические экспонаты Эрмитажа (даже содержание которых вы здесь привести не можете) а реальные факты — например, труды исследователей Алтая конца 19 начала 20 века.

  38. 1. Алтайцы до 1948 г. именовались ойротами;

    2. Ойроты в 1640 г. провели съезд, на котором определили буддизм в качестве единой религии;

    3. Бурханизм — алтайская форма буддизма;

    ВЫВОД: Алтайцы минимум с 1640 г. исповедуют Бурханизм.

  39. 1. Алтайцы до 1948 г. именовались ойротами;

    2. Ойроты в 1640 г. провели съезд, на котором определили буддизм в качестве единой религии;

    3. Бурханизм — алтайская форма буддизма;

    Вывод: Алтайцы минимум с 1640 г. исповедуют Бурханизм...

  40. Белекову Ивану Итуловичу не верьте! Он перед выборами уже не дружит сам с собой. Мелит, что попало всем. Кидается ко всем разными идеями. Он, как Сусанин уведет всех в глухой лес. После того, как от испугу искючил из партии Едросов Антарадонова и Сумина находится в глубокой депрессии от содеянного. Одним словом не адекватен.

  41. Тоже мне придумали — буддизм то же что бурханизм. Христианство всем алтайцам надо принять. А что касается буддистов. Это на самом деле массажисты, получившие дипломы медбрата в дацанах. Вот и без налогов и отчислений вправляют геморрой, грыжи, борются с хандрозом, старческими отложениями, атрофиями мышц. В месяц зарабатывают до 100-150т.р. Здоровье где взять, вот и бегут бедолаги к Батыру. Какие они духовные вопросы могут решать на Алтае?:))) Каждая кухарка может стать политиком — это точно про них. Пускай дальше продвигают свой эромассажи мальчики по вызову в бордовых халатиках):):):)

  42. Мальчики по вызову в бордовых халатиках зарабатывают на ремесле от100-120т.р. При чем не платят налогов. Получили дипломы медбрата в дацанах. Вот и затуманивают людям мозг, типа бдзм тжсмое что брхнзм. Правка грыжи или геморроя от 3000. Могут и глубоких, проникающий...

  43. Буддизм — это санскритское название, по-монгольски называется «бурхан шашны», также как и по-калмыцки, а по-тувински «бурган шашжны», а по-алтайски «буркан јаҥ».

  44. 1. Алтайцы до 1948 г. именовались ойротами;

    2. Ойроты в 1640 г. провели съезд, на котором определили буддизм в качестве единой религии;

    Солтой | 15 февраля 2014 23:04

    Хорошо бы этому иметь подтверждение. Источник приведете. Не?

  45. К истории вопроса — съезди в Питер, или забей в поиске вот и прочтешь. — прямой документ.

    А твои истор исследования — полит заказ, чтобы типа «чурки не осознали своей истор силы и не вспомнили велкую память»

  46. Мля! Что можно обсуждать с мальчиками по вызову в бордовых халатиках. Получили корочки медбрата в дацанах и зарабатывают на правке геммороя, вывихах грыж, разбивают остеохондроз, тонизируют атрофию мышц. Проводят обряды по очщению злых духов. Вполне могут и глубокий проникающий массаж. Ничем не брезгуют. Дурят людей как могут. Причем налогов не платят, а в месяц зарабатывают от50 до 100 тыс каждый.

    Не верьте им!!! Сходите лучше к врачам и священникам. С алтайским народов нет ничего общего с буддистами в стрингах!

  47. к истории вопроса | 16 февраля 2014 13:04

    1. в прошении к императрице алтайцы называют себя «...наш зенгорский народ». А зенгорцы это ойраты и есть. Пруфы здесь никчему.

    2. Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.

  48. >> к истории вопроса | 16 февраля 2014 13:04

    >> Солтой | 16 февраля 2014 18:25

    1. По-моему — эта часть школьного курса не опровергнута:

    алтайцы формировались в 19 веке из народов, которые входили джунгарское ханство, ядром были монгольские ойроты. Отношение такое-же как «русские/россияне» и «русские/национальность». При вхождении в состав России часть «ойротов/национальность» вошли в состав России вместе с окружающими народами став частью алтай-кижи.

    Численно, как я понимаю, происходящих от монгольских ойротов было немного, так как алтайский язык всё-таки тюркский. По этой же причине называть язык ойротским, в начале 20-го века, было не верно. При этом в то время многие алтайцы отказывались называть себя ойротами.

    Среди калмыков проживающих в поволжье, собственно ойротов было больше, и язык у них соответственно — монгольский.

    2. Буддизм действительно был в Джунгарии государственной религией. Но считать от этого эту религию коренной для алтайцев неверно. Для сравнения — между принятием буддизма Джунгарией и вхождением Алтая в состав России -116 лет, а между принятием Российского подданства и революцией 161 год. При этом на Алтае в момент принятия принятия подданства небыло слышно ни о верующих буддистах, ни о наличии культовых сооружений, разве что ходили легенды о сожжениях шаманов джунгарскими ханами, в кош-агачском районе вроде появлялось что-то, но это был 19 век. В это время на алтае действовала православная миссия, а действительно значительная часть алтайцев уже были крещёнными.

    3. Допустим, у бурханизма есть некоторая схожесть некоторых ритуалов с буддизмом, но так и я могу придумать секту и взять крест в качестве одного из атрибутов — станет ли моя секта после этого формой христианства? Да, в это время было задержано несколько лам, но в то же время бурханизм создавался при помощи ложных чудес и обмана, население вовлекалось в конфликт. Разве это соответствует официальному духу буддистcкого учения?

  49. >> входили джунгарское ханство, ядром были монгольские ойроты

    входили в джунгарское ханство, ГДЕ ядром были монгольские ойроты

  50. Влад | 16 февраля 2014 21:27

    1. С чего же вы взяли, что алтайцы сформировались в 19 веке? Т.е. по-вашему алтайцев до 19 века не существовало, а существовал разрозненный конгломерат тюркско-монгольских племен?))))

    Не стоит здесь приводить лингвистические отличия, т.к. они не играли решающей роли. Важнее была этническая самоидентификация, которая ярко прослеживается в том, что:

    — алтайцев именовали «белыми калмыками». Не думаю, что русские в 19 веке были глупее нынешних, и называли народ калмыками от балды. Им культурные особенности народа видны были даже сильнее чем сейчас из-за того, что в те времена влияние русской культуры было минимально.

    — с началом революции в России алтайцы на короткий период получили возможность самостоятельного выбора пути исторического развития. В частности это выразилось в общем самоназвании, которое объединило бы все субэтносы. И кем же начали себя именовать? Правильно, ойротами. И на то были веские основания.

    — историческая память народа, однозначно говорившая о том, что ойротский период был «золотым веком» народа, периодом благоденствия и справедливости.

    2. Вы не понимаете особенности бурханизма. Бурханизм это не классический буддизм с обязательным наличием дацанов и субурганов. Это начальная адаптированная форма буддизма для простого народа. Буддизм это сложное учение (вы наверно сами, будучи образованным и неглупым человеком, убедились в этом). И как горным скотоводам Южной Сибири 17-18 вв. объяснить, то, что и нынешним людям в век всеобщего доступного образования объяснить не так уж и легко? Бурханизм оставаясь начальным уровнем Буддизма, сохранил языческую структуру мировосприятия алтайцев. Главное достижение Бурханизма — это включение буддийских божеств в языческий пантеон алтайцев (если вы знакомы с алтайским фольклором, то сможете без труда их назвать). И эта связь уже полностью неразрывна, т.к. исключение буддийских элементов из алтайской культуры, сделает ее (культуру) неузнаваемой. Это вам не грубые методы обращения народов в христианство.

    3. Можете, и будет) Но отличие будет в том, что ваша секта будет самодеятельностью одного человека, а Бурханизм был скоординированным движением, во главе которой стояли алтайские элиты (религиозные деятели, аристократия, предприниматели), при поддержке зарубежных лам (да-да, оранжевая революция))).

    Ну а на счет обмана... все религии так или иначе основаны на обмане. Обман успокаивает тех, кто еще не готов или не хочет узнать истину.

  51. 1. >>существовал конгломерат тюркско-монгольских племен

    В общем-то так и считаю.

    >>— алтайцев именовали «белыми калмыками». Не думаю, что русские в 19 веке были глупее нынешних, и называли народ калмыками от балды.

    Почему от балды. Монгольские подданые джунгарии — «черные калмыки», тюркскиеподданые — «белые калмыки». В тонкости наименований не вдавались. Называли же кумандинцев и шорцев «татарами».

    >> И кем же начали себя именовать? Правильно, ойротами. И на то были веские основания.

    Это было время когда создавались самые невероятные проекты. Например, были идеи создания коммунистического государства на территории бывшей джунгарии, так что решение было политическим. Сначала отказались от авантюры, потом от названия. Что касается собственно народа, то не смотря на то что его стали официально называть ойротским и часть интеллигенции поддержала идею, перепись 1926 года дала следующие результаты: численность коренного населения Ойротской автономной области составила 42278 человек. Из них к собственно алтайцам отнесли себя 35647 человек (84,3%), теленгитам — 3414 (8,1%), ойротам — 1477 (3,5%), кумандинцам — 1384 (3,3%), телеутам — 344 (0,8%) и к тубаларам — 12 человек (Екеев Н.В., 1988, с. 157).

    >>— историческая память народа, однозначно говорившая о том, что ойротский период был «золотым веком» народа, периодом благоденствия и справедливости.

    Да ну )))

    2. Какие-то заимствования возможно были, причём взаимные. Всё-таки это конгломерат кочевых народов, не в изоляции ведь жили. Но это не означает что эти включения были определяющими, в России. например, сейчас популярны восточные календари и гороскопы.

    Что касается фольклора, я с ним знаком, но не могу распознать буддистских богов в алтайских легендах XIX века. Конечно, я не профессионал в данной области, и если знаете о такой связи (которую предлагаете умозрительно разорвать) — укажите, тогда возможно будет что обсудить.

    3. >>Можете, и будет

    Я далёк от мысли считать Марию Деви Христос(белое братство) и Сахджа-Йогов христианами, не смотря на то что у них встречаются кресты, а Мария Цвигун(Мария Деви Христос) объявила себя воплощением Девы Марии и Христа одновременно.

    >>а Бурханизм был скоординированным движением, во главе которой стояли алтайские элиты (религиозные деятели, аристократия, предприниматели)

    И даже поддержка баев-сепаратистов, не изменило бы моего мнения по поводу вышеперечисленных. :)

    >>Ну а на счет обмана... все религии так или иначе основаны на обмане. Обман успокаивает тех, кто еще не готов или не хочет узнать истину.

    А те кто заварушку устраивал познали истину?

  52. Учи мат часть — бурханизм на Алтае как минимум 17-18века — минимум. Балда.

    Надо заметить автора этого "исторического " опуса. Изречение и подпись. Довольно-таки откровенно. Как всё-таки некоторым хочется записать алтайский народ в ойроты. Какая в этом необходимость не пойму? Ойроты это монголоязычный народ. Кто из алтайцев владеет хоть каким-либо монгольским наречием? Глупо, конечно, спорить с такими историками, которые могут утверждать, что алтайцы до 1948 годы были ойротами. Но надо обратить внимания, что и называть их стали с 1922 на удивление самих же алтайцев.

  53. Борис | 18 февраля 2014 6:27

    Поясните пожалуйста. Но на основании чего вы отнесли Ойротов(ойратов) к монголам?

    Есть один неоспоримый факт.

    В конце 14-го века был создан антимонгольский политический союз Тюрков, которые проживали на территории Алтая и Саянов. В этот союз вошёл и Дурбен Ойрат — коалиция чётырех групп ойратов. Это уже указывает на то, что в своей основе ойроты не монголы.

    Далее. Ойраты — это вообще новая народность второго тысячелетия. Она образовалось после того как на Алтай пересилили во времена Улус Джучи монголов. В итоге это и послужило фундаментом для создания новой народности на основе Тюрков и Монголов.

    Тюркская кровь тут преобладает, так как в итоге Монгольская кровь ассимилировалась в силу природно-географических факторов.(географический детерменизм).

    Насчет Бурханизма(Буддизма). Галдан Бошокту-хан был Буддистским монахом. О чём после этого спорить то?)

  54. Влад | 17 февраля 2014 17:03

    1. За время нахождения алтайцев в составе России три наиболее ярких факта выражения своей собственной политической воли: 1) Собрание в Долине Теренг, 2) Создание Каракорум-Алтайского округа; 3) Образование Республики Алтай. 2 из 3 фактов связанно с причислением алтайцев к ойротской этнической общности. Еще раз повторю: ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ и ПРИЧИСЛЕНИЕ К ОЙРОТСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ. Этническая принадлежность, как всем известно, определяется в первую очередь этническим самоопределением (вам, как генетическому кумандинцу, определяющего себя как русского, это должно быть понятно). Наличие же единого языка не является обязательным (существуют же народы с 2 и более языками).

    И не надо говорить, что это злые баи-сепаратисты задурили народ. Национальная элита (если это действительно национальная элита, а не как в современной России) всегда стоит на страже интересов народа. Или хотите сказать, что Чет Челпанов, Аргымай Кульджин и Чорос-Гуркин желали достижения только своих корыстных интересов?

    Данные переписи 1926 г. здесь приводить некорректно т.к. причисление себя к ойротам после Гражданской войны, уничтожившей 60% коренного населения, было политически опасно.

    >>— историческая память народа, однозначно говорившая о том, что ойротский период был «золотым веком» народа, периодом благоденствия и справедливости.

    Да ну ))) - опровержение? ссылку на этнографические источники, пожалуйста.

    2. Буддийские божества включенные в алтайский пантеон:

    — Май-Тере (Майтрея),

    — Маҥды-Шире (Манджушри),

    — Бодо Сӱҥкӱ (Дзонхава)...

    «Алтай кеп-куучындар» - Горно-Алтайск, 1994 г.; Радлов В.В. «Наречия тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи». ч. I, СПб, 1866; Вербицкий В.В. «Алтайские инородцы», М., 1893.

    3. В противном случае приведите примеры различия обрядов алтайского бурханизма и народного буддизма Западной Монголии.

    И даже поддержка баев-сепаратистов, не изменило бы моего мнения по поводу вышеперечисленных. :)

    -Ваше мнение разве что-то решает???

    А те кто заварушку устраивал познали истину?

    — Алтайская Духовная Миссия? Конечно нет!

  55. Влад, эти байки про «баев-сепаратистов» — советская пропаганда. Зачем вы вообще влезаете в эти дискуссии, вам то какая разница? алтайцы не могут определиться, ойроты они или тюрки, это сложный вопрос, а вы думаете, что лучше всех знаете правильный ответ?

  56. Почему от балды. Монгольские подданые джунгарии — «черные калмыки», тюркскиеподданые — «белые калмыки». В тонкости наименований не вдавались. Называли же кумандинцев и шорцев «татарами».

    Влад | 17 февраля 2014 17:03

    Вы ошибаетесь. Названия «белые» и «черные» калмыки давались русскими военными не на основании языковых различий. «Белые калмыки» — это принявшие российское подданство бывшие подданные джунгарских правителей, так получилось, что таковыми оказались тюркоязычные барабинцы, телеуты, юргинцы. Тех же предков алтайцев, которые не приняли на тот момент (конец 17 в.) российского подданства, вполне себе называли «черными калмыками», например моих земляков усть-канцев. После распада Джунгарии такое разделение уже было неактуальным и исчезло, сохранившись лишь в архивных документах второй половины 17 в. и в названии группы татар нынешней Кемеровской области (аккалмаки).

  57. Есть один неоспоримый факт.

    В конце 14-го века был создан антимонгольский политический союз Тюрков, которые проживали на территории Алтая и Саянов. В этот союз вошёл и Дурбен Ойрат — коалиция чётырех групп ойратов. Это уже указывает на то, что в своей основе ойроты не монголы.

    Далее. Ойраты — это вообще новая народность второго тысячелетия. Она образовалось после того как на Алтай пересилили во времена Улус Джучи монголов. В итоге это и послужило фундаментом для создания новой народности на основе Тюрков и Монголов.

    Тюркская кровь тут преобладает, так как в итоге Монгольская кровь ассимилировалась в силу природно-географических факторов.(географический детерменизм).

    Насчет Бурханизма(Буддизма). Галдан Бошокту-хан был Буддистским монахом. О чём после этого спорить то?)

    Эркин Бахтушкин | 18 февраля 2014 12:05

    Эркин, ты несешь полную чушь.

    1. Не было никакого антимонгольского союза.

    2. Ойраты упоминаются еще со времен Чингисхана.

    3. Ойраты говорили и говорят на монгольском языке.

    4. Вопрос на засыпку — что же означает в переводе с тюркского Галдан-Бошокту-хан?

  58. Амыр | 18 февраля 2014 13:57

    1. А тебе что то говорит. «Сказание о поражении монголов дербен-ойратами»?

    2. Чингисхан как бы родился во втором тысячелетии. Об ойратах впервые начали упоминать во втором тысячелетии. Поэтому и утверждаю что это новый народ именно второго тысячелетия.

    3. Угу... А ещё Алтайцы, Калмыки и прочие народности в России говорят сегодня в основном на русском и поэтому надо сказать что в России живут только русские. Так чтоль? Делить сейчас народы на Тюрков и Монголов... это мягко говоря некорректно. Надо оценивать по Джунгарии последние следы ойратов.

    4. Сталин(Джугашвили) был Грузином(или осетином) и поэтому СССР это МЕГА-Грузия?

  59. Несмотря на то, что Горный Алтай служил пристанищем самым разнообразным племенам и народностям, не представляет никакой трудности выделить тюркютские погребения из числа прочих археологических памятников. Тюркютская культура весьма оригинальна и отлична от прочих кочевнических культур. Кроме того, китайские анналы сохранили весьма подробное описание тюркютского погребального обряда. Так как эти подробности позволят дать истолкование деталям погребений, то необходимо привести это описание полностью.

  60. 1. А тебе оно что говорит?

    2. О как, Ленин и Чингисхан — современники?

    3. В современной Джунгарии благополучно проживают 180 тысяч ойратов и вполне себе говорят по монгольски, также и в Монголии 80 тысяч ойратов проживают и знать не знают, что должны говорить на тюркском.

    4. Сталин в первую очередь был советским человеком и строил Советский союз.

  61. Трудно спорить с таким историком как Эркин Бахтушкин только по той причине, что он сам создаёт и сам пишет СВОЮ выдуманную историю.

  62. Амыр | 18 февраля 2014 20:09

    1. То что Дербен-Ойроты это одно, а монголы это другое.

    2. Впервые Монголы и Тюрки стали упоминаться во второй половине первого тысячелетия. Ойраты возникли в начале второго тысячелетия спустя несколько сотен лет после первых упоминания Тюрков и Монголов.

    3. Не понял. Республика Алтай согласно твоей логике не входила в Джунгарию?

    4. Этот хан был Светским человеком вообще-то. Да, косичку он не стал убирать, но он был Светским правителем, как и Чингисхан кстати.

  63. БРАВО молодым историкам!!! Умеете свободно мыслить. Это очень радует. Пусть ВАМ покровительствует Манджушри, (по алтайски — Мангдышире). В правой руке Манджушри держит меч мудрости, символ отсечения неведения (невежества). В левой руке у него стебель цветущего лотоса, на котором лежит сутра (судур), символизирует учение о совершенной Высшей Мудрости.

    «Что касается фольклора, я с ним знаком, но не могу распознать буддистских богов в алтайских легендах XIX века. Конечно, я не профессионал в данной области, и если знаете о такой связи (которую предлагаете умозрительно разорвать) — укажите, тогда возможно будет что обсудить».

    Влад | 17 февраля 2014 17:03

    ну хоть признается Влад, что не профессионал, и видно, что не знает буддистских богов, поэтому и не может распознать их ))))

    Да поможет вам Бог преодолеть ваше неведение!

  64. а епископу Горно-Алтайскому и Чемальскому Каллистрату почему-то доверия намного больше, чем другим местным священникам РПЦ. Он умный, справедливый, интеллигентный и мудрее.

    А извинения могут приносить именно только мудрые и интеллигентные люди.

    Его уважительное отношение к алтайцам и нашей вере даже итак возместят извинения.

    А то тут некоторые местные воинствующие священники РПЦ стали много ругаться с иноверцами, считая нас ниже себя. Это же дико и неумно, варварство их расцветало. СЛАБА БОГУ, что теперь есть епископ!

  65. то тут некоторые местные воинствующие священники РПЦ стали много ругаться с иноверцами

    888 | 19 февраля 2014 11:57

    Кто конкретно?

  66. ВЫВОД: Алтайцы минимум с 1640 г. исповедуют Бурханизм.

    Солтой | 15 февраля 2014 23:04

    До тех пор, пока здесь не будут представлены материалы исследователей Алтая 18-20 веков (Анохин, Вербиций, Потанин, Потапов, Данилин и т.д.) подтверждающие данную точку зрения, все это останется только словами.

    Алтайцы в основном исповедовали язычество, прибегая к услугам камов, шаманов — чему мы находим подтверждение даже в искусстве Чорос-Гуркина ))

  67. Бурханизьм тута вазник при пипасредственной паддержке адного одиозного таварища. И понеслося! Кстате, у його была идея обратить весь народ в муслиманство, чего к щастью не случилося. Канеш, на Алтае было язычество и неча стисняцца. Шаманизм, эт ж классно!

  68. к истории вопроса | 19 февраля 2014 12:17

    Свѣтъ Азiи. Распространение христианствав Сибири. Год: 1897

    Автор: Т.А. Догуревичъ

    Жанр: история религии, история Сибири, история православия

    rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3268818

    Догуревич в описании народов, населяющих Сибирь, говорит, что калмыки, живущие на склонах Алтайских гор, исповедуют «ламайство» и поклонятся бурханам в своих юртах. О шаманизме ни слова (интересно, что в описании бурят автор говорит, что они буддисты и шаманисты). Далее он отмечает, что калмыки говорят на алтайском языке. Сомнений быть не может: он описывает именно предков современных алтайцев в конце 19 века.

  69. >>Солтой | 18 февраля 2014 13:06

    >>И не надо говорить, что это злые баи-сепаратисты задурили народ. Национальная элита (если это действительно национальная элита, а не как в современной России) всегда стоит на страже интересов народа. Или хотите сказать, что Чет Челпанов, Аргымай Кульджин и Чорос-Гуркин желали достижения только своих корыстных интересов?

    Что касается событий 1904 года, то я дейсвительно считаю организатаров и баями (я и сегодняшние денежные мешки так называю), и сепаратистами задурившими населению голову. Все ли алтайцы поддержали движение? Крещенные алтайцы участвовали в разгоне в долине. Шаманисты через несколько лет попросили власти взять их под свою защиту от нападок бурханистов. Они не считаются? Если так, то третий в Вашем списке элиты — Чорос-Гуркин. Он был крещёным, учился рисовать иконы при миссии, затем у одного из ведущих русских художников, и в общем-то не был бы тем, кем он стал вне русской культуры. И таких как он было много — врачи, учёные, писатели.

    Неплохая статья появлялась в сети, но у меня сейчас не открывается, но может быть у Вас откроется или появится позднее: «КАК Я ИСКАЛ НА АЛТАЕ СВОЮ РОДОСЛОВНУЮ», о первом враче-алтайце Тискнирехове Василии Ивановиче, отец которого, был шаманом (или даже он сам должен был им стать).

    А что касается благих намерений, то считать, что действуешь во имя интересов мало. В Гражданскую войну многие так считали, сам знаешь сколько алтайцев тогда погибло.

    >>1926 г. здесь приводить некорректно т.к. причисление себя к ойротам после Гражданской войны, уничтожившей 60% коренного населения, было политически опасно.

    О чём Вы? В это Время республика Ойротия — официальная линия партии.

    >>Да ну ))) — опровержение? ссылку на этнографические источники, пожалуйста.

    Это Вам доказывать. Напомню, предки многих алтайцев долгое время вели войны против Джунгарии в составе Теленгитского улуса, и стали вассалами Джунгарии лишь за несколько десятилетий до разрушения этого государства. Все эти последние годы Джунгария вела междоусобные и внешние войны.

    >>2 из 3 фактов связанно с причислением алтайцев к ойротской этнической общности.

    Сейчас многие русские националисты себя к ариям причисляют, потому-что это даёт некоторое обоснования для их идей, так что не стоит удивляться, что алтайские националисты пользовались историческим контекстом.

    >>вам, как генетическому кумандинцу, определяющего себя как русского, это должно быть понятно

    То что есть этносы мне понятно. Только я знаю, что и алтайские, и кумандинские , а также башкирские, украинские и русские предки в разное время входили, в разные племенные и государственные объединения. Например, алтайские до России, были в составе Теленгитского ханства, Джунгарии, Монгольской империи, Тюркского каганата, так же иногда предполагают связь сеока Тонжон с Жоужанями, а дальше возможно и с Гунами, и со Скифами. Всё это время они пребывали в непрерывном измении, перекочевывали, роднились с другими народами, происходила культурная трансформация, так что не отрицаю, что какие-то связи обязательно должны были быть. Вопрос в уровне этих связей- например, с тех пор прошло два с половиной века, алтайцев говорящих на русском языке многократно больше, чем в те времена алтайцев говоривших на ойротском, не говоря уже о том что культура с тех пор значительно изменилась. Если так рассуждать, то причин считать алтайцев русским народом (входящим в суперэтнос — русские), на порядок больше, чем ойротским.

    2. >> Буддийские божества включенные в алтайский пантеон:

    Спасибо, ознакомлюсь.

    3. >>В противном случае приведите примеры различия обрядов алтайского бурханизма и народного буддизма Западной Монголии.

    Не в обрядах дело. Сколько бурханистов верят в реинкарнацию и стремятся к достижению нирваны?

    >>altyn | 18 февраля 2014 13:40

    >>алтайцы не могут определиться, ойроты они или тюрки, это сложный вопрос, а вы думаете, что лучше всех знаете правильный ответ?

    Ну дык я самоопределяюсь в корнях. Имею право? )

    >>>>А те кто заварушку устраивал познали истину?

    >>— Алтайская Духовная Миссия? Конечно нет!

    Да нет, я о непосредсвенных участниках молений.

  70. Автор: Т.А. Догуревичъ

    Солтой | 19 февраля 2014 17:11

    Кто такой Догуревич? Гугл даже его биографии не дает. Сколько раз он бывал на Алтае и где конкретно? Среди исследователей Алтая он мне ни разу не встретился.

  71. 1. То что Дербен-Ойроты это одно, а монголы это другое.

    2. Впервые Монголы и Тюрки стали упоминаться во второй половине первого тысячелетия. Ойраты возникли в начале второго тысячелетия спустя несколько сотен лет после первых упоминания Тюрков и Монголов.

    3. Не понял. Республика Алтай согласно твоей логике не входила в Джунгарию?

    4. Этот хан был Светским человеком вообще-то. Да, косичку он не стал убирать, но он был Светским правителем, как и Чингисхан кстати.

    Эркин Бахтушкин | 19 февраля 2014 11:17

    1. Эркин, другое, и что? Племенной союз ойратов оформился в составе Монгольской империи, а сами ойраты зафиксированы в составе монгольских войск Чингисхана почти с самого начала как добровольно присоединившиеся к нему.

    2. Первые упоминания тюрков — на 500 лет ранее чем монголов. Не лукавь с тысячелетиями.

    3. Республика Алтай — нет, не входила. Прикинь что за термин — РА в составе Джунгарскогшо ханства.

    4. Галдан-Бошокту-хан был ламой вообще то, на что указывает его титул — Бошокту (Бошигт) — Благословенный. По просьбе подданных и с разрешения Далай-ламы он оставил некоторые монашеские обеты и

    приступил к управлению государством после смерти родного брата Сэнгэ-хана. Не был женат и не имел детей, после него к власти в Джунгарии пришел его племянник.

  72. Амыр | 20 февраля 2014 12:06

    1. Тут вопрос не о принадлежности к Улус Джучи вообще то...

    2. Первые известные упоминания Тюрков и Монголов в Китайских источниках датируются второй половиной первого тысячелетия. Какое тут лукавство? Первое же упоминание Ойратов нашлось в «Сокровенном Сказании Монголов» 13-го века.

    3. Территория, на которые ныне находиться Республика Алтай не входила в Джунгарию?

    4. Да.

  73. 1. Эркин, ты балбес, Алтай не входил в улус Джучи.

    2. Эркин, так первые упоминания об Америке и Эркине Бахтушкине тоже датируются второй половиной второго тысячелетия, и чё?

    3. Ты же говорил о РА, а не о ее территории.

    4. Ну хоть в чем-то тебя, балбеса, убедил.

  74. Амыр | 20 февраля 2014 18:42

    1. А я и не говорил что Алтай принадлежал Улуч Джучи. Согласно твоей логике Китайцы тоже монголы... Так как были в Империи Юань.

    2. А то что срок в полтысячи лет слишком большой, что бы Ойратов причислять к Монголам. Различия уже идут исключительно на уровне традиций.

    3. Говорю о территории на которой расположена РА. Так ответь, территория РА не входила согласно твоей логики в состав Джунгарии?

    4. Ну вообще то))) То что ты сказал, прекрасно известный факт. Просто привел в пример данного хана для того что бы показать что Буддизм имеет давние корни на территориях принадлежавших Джунгарии. Не пойму полемики вокруг этого хана которую ты устроил.

  75. Опять ты начал пургу гнать, балда.

    Вопрос на засыпку, Эркин, на каком языке говорил и писал Галдан-Бошокту-хан? Какой язык для него родной?

  76. Амыр | 20 февраля 2014 23:33

    Ну вот. Опять на вопросы не отвечаешь... Так всё же ответь, входила ли территория на которой расположена Республика Алтай в Джунгарское Ханство?

    Насчет языка. У Сталина вообще родной грузинский, и говорил на русским с ярковыраженным акцентом. От этого СССР стала страной Грузией?

    А Чингис-хан был Монголом и правил многими землями на которых жили разные народности, и от этого они не стали монголами.

  77. Короче можно сделать очевидный вывод — алтыйцы в прошлом имеовались ойротами, с давних времен исповедуют буддизм (бурханизм), это религия ближе всех остальных (в том числе православия), т.к. элементы язычества (шаманизм) естественно (эволюционно) входят в буддизм.

    Буддизм признает наличие духов, схожесть обрядов и прочее — буддизм это религия Алтайецв (Ойротов).

  78. Ну вот. Опять на вопросы не отвечаешь... Так всё же ответь, входила ли территория на которой расположена Республика Алтай в Джунгарское Ханство?

    Эркин Бахтушкин | 21 февраля 2014 11:20

    Ты балбес, Эркин. В разное время разные части РА входили в состав Джунгарии. А теперь вопрос на засыпку — в России главенствующей религей является православие, а государственный язык — русский, значит ли это, что алтайцы в будущем должны будут исповедовать православие и говорить по русски? Чисто в память о бывшем государстве, в которое входили?

  79. Короче...

    Амыр Санаа | 21 февраля 2014 20:34

    Короче, кроме того, что нас послали в Эрмитаж, доказательств не будет.

    Буддизм — религия без Бога. Как же алтайцы без Кудая-то?

  80. Амыр | 21 февраля 2014 21:25

    Ответ на твой вопрос. Всё зависит от того как будут протекать в будущем исторические процессы. Тут не может быть однозначного ответа.

    Теперь вернемся к Ойратам. Данную народность впервые упомянули в Сокровенном сказании Монголов. Также есть упоминание в «Летописи времен». Благодаря им можно локализовать месторасположения данной народности в 13-ом веке.

    Так вот. Если известно место, то уже проще понять кем были Ойраты. Ибо есть ещё и Китайские источники которые очень точно описывают то или иное место и народность на этом в месте в том или ином периоде времени.

    Так наш спор явно заходит в тупик. Давай проследим всю историю Оратой с момента их первого упоминания до нынешнего времени.

    Для начала задам вопросы.

    1. Знаешь ли ты где впервые встретились Ойраты и Монголы?

    2. В результате чего эта встреча произошла?

    3. Где проживали ойраты изначально?

    4. К какому племенному союзу они относились до вхождения в Империю Монголов?

  81. Амыр | 22 февраля 2014 20:13

    Опять на вопросы не отвечаешь. Ты неисправим)

    А насчет чего читал. Ошибаешься... Читаю в основном Форум Евразийского исторического сервера. Где, кстати, ты тоже засветился в темах об Ойратах. Ты с форума ушёл где то 3 года назад, и неоднократно тебе делали замечания модеры того форума. Так что я в теме))) Давай заканчивай свое стандартное хамское поведение и веди разговор по существу)))

    Вот сижу... и угораю с тебя... «Потомок лесного народа», который причисляет ойратов к степнякам)))

    Отвечу на вопрос за тебя.

    Согласно источникам того времени. Ойраты проживали в Секиз-мурэн – Восмиречье. Бассейн реки Малый Енисей в Туве. Данная зона изначально была под влиянием Енисейских Кыргызов которые имели центр в Минусинской котловине. В своей сути Тюркская зона Лесных племен. Какие тут Монгольские степняки то?)))

    Далее. Поход на лесные племена – это в своей сути поход уже после объединения Монгольских племен, и в своей сути первый поход на другие народы после консолидации монголов.

    Иными словами, Ойраты засветились во время похода вниз по Енисею.

    Об этом можно вкратце кстати посмотреть в Китайском сериале о Чингисхане.

    Точно серию не помню, там ближе к теме, где предводительница опальных Туматов взяла в плен Хорчи и на помощь ему выслали Худуха-Беки после истории с 30-тью наложницами.

  82. Эркин, ты балбес, ты страдаешь стандартной болезнью историков-любителей — экстраполируешь современные отношения и взгляды на древние события. Вообще, что ты понимаешь под тюрками? Вот в сокровенном сказании сказано, что Чингисхан прятался от врагов в лесах, а сегодня там — полупустыня без единого деревца. С чего ты начал причислять монголов к степнякам? Половина нынешней Монголии — это горы, леса и пустыни. Получается половина монголов — степняки, а остальные — горцы, лесовики и пустынники? Балда ты в общем одним словом, все таки болезни душевные сказываются и на интеллектуальных способностях, что бы ни говорили.

  83. Странный ты какой то)

    Вообще то сужу не по нынешним временам, а как раз то по тем.

    Монголы вышли же из степи и их не было в Саяно-Алтае до распада Енисейских Кыргызов.

    А земли Саяно-Алтая были во владеньях Восточного Тюркского Каганата. Потом Уйгурского. Потом конфедерация Енисейских Кыргызов. И уж только после похода вниз по Енисею после объединения Монголов под Чингисханов земли Саяно-Алтая стали владеньем Монголов.

    Более того. Лесов в той же Монголии не более 10%, а называть монголов Горцами как то язык не поворачивается))))

  84. Эркин, ты — балбес, забыл про кара-китаев и найманов. Монголы — лесной народ, вышли из Баргуджин-Токума — бурятской тайги, к тому времени, когда появился Чингисхан, они жили в степях непродолжительное время, не больше века.

  85. О изначальном происхождении Монголов, так Найманом и поныне идут споры…

    О Монголах сужу по их Ясы. Какова Ясы, таков и образ жизни Монголов. На данный момент наиболее доминирующая теория, что Монголы изначально оседлый народ разводивший свиней.

    Некоторые утверждают что Найманы Тюркского происхождения.

    Насчет Каракитаев. Кидани посылали послов в верховья Енисея к Кыргызам. Об этом написано в Ляо Ши.

    Еще раз повторяюсь. До похода вниз по Енисею Монголов, в той зоне была вотчина Енисейских Кыргызов.

  86. Амыр | 23 февраля 2014 15:33

    Как это понять, что памятников крайне мало? Если есть памятники, значит были Кыргызы. По каким критериям ты оцениваешь количество памятников?

    В самом Ляо Ши утверждается что верховья Енисея были под Кыргызами. Напомню. Что Ляо Ши – это официально признанная история Династии Ляо. А Ляо – это китайское название Киданей в составе которых были упомянутые тобой Каракитаи.

    О чём тут спорить то?

  87. Друзья, тенгрианство или шаманизм есть разница? есть ли разница между буддизмом и тенгрианстов?

    Мы сохранили среду обитания, язык, традиции и историю. Нас вообще хотели уничтожить. После официального подписания Указа ее величеством, достаточно длительное время продолжались набеги карательных отрядов цинов в Горную часть Алтая. Почти около 70 лет. За это время алтай-кижи перенес все испытания Судьбы. Почти у всех исследователей русского географического общества есть такая мысль что алтайцы пришли в полны упадок и сами скоро вымрут. Пьянстово, лень, антисанитария и т.д. и т.п. Поэтому спорить о правде кто и что считаю неуместным, не грамотным. Нам потомкам надо учесть ошибки предков. Разобщенность в понимании мировоззрения, религии, вечные споры и вражда между этническими группами, все это изнутри приводит к гибели любого государства и исчезновению этноса. Важно осознать значимость этноса сегодня. А как дальше? ведь впереди столько перемен. Мы сохранили глубокие знания духовной мудрости кочевников Ц.Азии. А нужны ли они сегодня? Все обряды алтайцев направлены на сохранение Жизни. Не ле неме тынду — все что есть вокруг живое! Что мы сегодня делим? О чем спорим? Мы смогли сохранить самое важное — Почитание Жизни в любом ее проявлении. Разве это не актуально сегодня, когда мир в хаосе. наши традиции предков выше политики и религии, выше любой амбиции. Потому что это и есть Духовность. Мы не рвем цветы кучей, мы знаем меру, мы обожествляем природу, мы делимся последним в горах... Да сегодня трудно, денег не хватает, зарплаты маленькие, причин много. Важно что мы есть!!! и о нас говорят во всех центрально-азиатских странах. Алтай — колыбель Духовной культуры кочевников Ц.Азии. А мы тут спорим... Стыдно. Мужчины займитесь делом, мужчин украшают поступки, а не пустая болтовня.

  88. Друзья, тенгрианство или шаманизм есть разница? есть ли разница между буддизмом и тенгрианстов?

    наталья | 28 февраля 2014 11:42

    Тенгрианство одно, шаманизм это совсем другое.

    Тенгрианство — это канон норм жизни согласно той или иной местности, и в своей сути у Тенгрианство не было какого либо единого кодекса в Азии.

    Шаманизм — это в своей сути институт духовенства.

    Шаман, священник, имам, монах и прочее. Это всего лишь духовная элита и не более того.

    Буддизм — это в своей сути религия со сложившимся кодексом и духовной иерархией. Эдакий комплексный религиозный продукт.

    Причем сам Буддизм может подразделятся на разные течения и достаточно сильно отличаться с вопроса гражданского института в жизни общества.

    Нельзя сравнивать между собой Тенгрианство, Буддизм и Шаманизм.

    А насчёт традиций. Одним почитанием природы Алтая уже не ограничиться. Традиции надо развивать. Иначе они превращаются в никому не нужный реликт истории, затягивая народ данных традиций на дно истории.

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...