Алтайские лидеры поддержали протест жителей Аската

25 апреля 2011 года, 22:48
1 859
25

Жители поселка Аскат в Чемальском районе Республики Алтай выступили против установки православной часовни на горе Луковка, которая является одной из местных достопримечательностей. Местные жители в большинстве своем выступают против строительства не из религиозных, а экологических соображений, однако их протест активно поддержали некоторые активисты алтайского национального движения, которые связывают стремление православной церкви устанавливать памятные знаки с религиозной экспансией и посягательством на традиционную культуру алтайского этноса.

Часовню на Луковке планируют построить владельцы расположенного недалеко от села Аскат туристической базы «Турсиб». Однако местные жители опасаются, что строительство часовни и ее функционирование приведет к усилению антропогенной нагрузки на окрестности и нарушению экологического равновесия.
И хотя формально религиозных мотивов в протестах не усматривается, нельзя не упомянуть о том, что Аскат уже давно стал местом паломничества буддистов. Здесь расположен основанный в 1996 году Ретритный центр, принадлежащий Российской Ассоциации буддистов Школы Карма Кагью. В селе регулярно проходят буддийские мероприятия, в которых принимают участие приезжие буддисты из близлежащих сибирских городов — Новосибирска, Барнаула, Омска и т.д. На днях — 29 апреля — здесь начнется очередной трехдневный ретрит с участием Петра Калачина из Польши, сообщает агентство REGNUM.
Протест жителей Аската пришелся по душе некоторым активистам алтайского национального движения. Так, руководитель организации «Эне Тил» Владимир Кыдыев обнародовал письмо к Епископу Барнаульскому и Алтайскому Максиму, в котором, в частности, говорится: «установка крестов, как символов христианской веры, в Республике Алтай стала терять изначальную религиозную предназначенность, и начинает принимать какие-то формы, которые не присущи истинным догмам православной веры». У алтайского народа назревают протестные настроения по поводу «бесконтрольной и бесцеремонной политики установки крестов и часовен». «Не совсем понятны мотивы водружения крестов при въезде в республику, в конечной точке автомагистрали М52, у границ Монголии, на плато Укок, где Россия граничит с Китаем и Казахстаном. Ведь христианство не государственная религия РФ», — пишет Кыдыев.
«Территория Алтайского государственного заповедника, берега Телецкого озера после прихода нового директора этого учреждения стала позиционироваться как изначальная земля Алтайской духовной Миссии. Но это не так. Известно, что миссия в конце ХIХ века для строительства монастыря, вторгшись в Чулышманскую долину, предложила алтайцам «срочно очистить долину от стойбищ», потом разрешила остаться, дав алтайцам их родную землю им в аренду, — пишет далее Владимир Кыдыев. — Мы вынуждены рассматривать намерения по сооружению православной часовни на вершине Согонду-туу (алтайское название горы Луковка), как недружественный акт по отношению ко всему коренному народу Алтая».
Кроме того, в своем письме лидер «Эне Тил» высказал надежду, что визит в Горный Алтай патриарха Всея Руси Кирилла (планируется на осень) не приведет к воссозданию Алтайской Духовной Миссии. В противном случае это может осложнить религиозную ситуацию в среде алтайского народа, считает Кыдыев.
Отметим, что буквально месяц назад на Алтае разгорелся скандал, вызванный обращением группы алтайской интеллигенции к спикеру Госсобрания Республики Алтай Ивану Белекову с требованием законодательно запретить установку крестов в «сакральных местах» региона. В обращении подчеркивается, что представители алтайской интеллигенции считают, что повсеместная установка крестов означает неуважение верования коренного населения — алтайцев.
«Меня как коренного жителя республики раздражают установленные на священных местах символы распятия Христа, — заявила один из авторов обращения, доктор филологических наук Нина Киндикова. — Душа болит, когда я вижу кресты на берегах Катуни или на слиянии рек Майма и Улала. Не могу относиться равнодушно к крестам, которые расположены не только на островке у села Ая, но и на месте археологических раскопок в высокогорном плоскогорье Укок».
Заявления Киндиковой вызвали большой резонанс: часть населения горячо ее поддержала, часть — в основном православные, осудили ее высказывания.
«Православная традиция утверждает, что нечистый, коварный дух, дух-губитель боится креста, — сказал благочинный Республики Алтай отец Георгий (Балакин). — Православные святыни вряд ли могут быть препятствием для других культов, для какого-то другого восприятия. Если кто-то это воспринимает так болезненно, то нужно, наверное, в себе причину искать». Он также отметил, что установка крестов всегда согласовывалась с органами власти.
В то же время известный местный общественный деятель Владимир Сабин считает обращение Киндиковой «безобидным и взвешенным, своевременным». «Крест — это символ веры великого русского народа. Эта вера с XVI века стала религией всех северных алтайцев, теленгитов Улагана, — пишет Сабин на одном из местных сайтов. — И нельзя с ним обращаться так, как сейчас. Не рано ли на границах республики ставить кресты? Не лучше ли на границе с другими государствами поставить герб России, чем, например, жалкий деревянный крестик на фоне величественной природы Укока? Не есть ли это святотатство? Не будет ли со временем переименован Чуйский тракт в погост длиною в 500 км с крестами, памятниками, цепями, венками на деревьях и камнях вдоль дороги?».
В связи с протестами жителей Аската по поводу строительства часовни Эл башчы Эжер Татин распространил заявление, в котором отметил: «На Алтае нет войн по религиозным причинам, наши предки сумели удержать и не раскачать колыбель Алтая, разыгрывая религиозную или национальную карту. Сегодня перед нами стоит та же задача».
«Я приветствую строительство любых культовых сооружений, если это не вызывает противодействия в сердцах людей. Но если вопрос строительства вызывает столько негативных откликов у населения, то считаю необходимым отказаться от такого строительства независимо от религиозной принадлежности культового сооружения», — отметил Татин.

25 комментариев

  1. Народ прав. НЕ надо уподовляться моде...у нас свои традиции, свои обычаи, поэтому построили турбазу отдыхайте не нарушая...ландшафт..

  2. У тех были одни крайности, у этих другие.

    Связать не связываемое, особенно в историческом прошлом, можно всегда.

    Нужно понять, что есть общество, а есть религиозные «фанаты». И они эти фанаты совершенно одинаковы какой бы религией не прикрывались.

    Как любая партия стремится завоевать большинство на выборах, так и религии пытаются завоевать большинство «душ».

    А есть еще и конституционные основы государства, так вот — они первее для партий, есть основы мироздания — они переев для религий (они вообще первее для всего), они не ими созданы, они только ими используются для придания себе важности путем приобщения в великому, не зыблемому, существующему помимо воли человека.........

    Вывод — всему мера должна быть, место я духовного уединения должно быть уединенным, мне так кажется.

    Ну возьмите тех же буддистов (я не буддист, но их уважительное отношение ко всему окружающему мне ближе), они там себе мирно тихо уже столько лет, даже не все местные знают про них, ну есть там какие то, ну чего то там делают, ни чего местным не навязывают — такой должна быть религия, человек сам к ней должен приходить

  3. Другой крайностью будет если алтайцы начнут повязывать дялама везде — ну это будет равноценно уподоблению РПЦ, но они не будут, для них это грех.

  4. И задолбали они жить прошлым, мы уже не царская Россия (хотя и про чулышман верно написано) и не советский союз (именно он позволил сохранить алтайскую культуру, ни как ни царская Россия), хотя еще не пойми кто но уже другое государство.

  5. Запомните, 1) кыйра (jалама) алтайцы привязывают не где попало, а в специально отведенном месте; 2) хватит принижать алтайцев, не вы создали нас, и не вам решать как нам быть дальше...

  6. Это все от того, что у людей есть религия, но нет веры, нет боязни перед высшим судом, есть просты мирские интересы (политические, коммерческие) прикрываемые религией, религия стала инструментом для достижения иных целей — это о христианстве.

    Суркурай!

    Ни кто алтайцев не принижает, я даже буду рад если все люди станут язычниками и будут почитать природу такой какая она есть. Все люди не только алтайцы. Сегодня много алтайцев которые так же только прикрываются народной верой, а преследуют другие цели. Много алтайцев которые не берегут природу сами, а используют это только как инструмент для борьбы с другими. Алтайцы сами должны признать свою веру, более того привлекать других, только не такими методами как РПЦ.

    Тут легче, так как у каждого алтайца глубоко в душе всегда есть вера в Алтай, она сохранилась даже на практически полное отсутствие религиозной бутафории — такая вера подсознательна, она внутри и не требует внешних проявлений, так что ту проще, такую веру чуть чуть полить и она расцветет высокогорными альпийскими лугами, ее не нужно насаждать, она в душе каждого человеке на земле есть. От того в мире тяга к сохранению природы, единению духов людей и природы, а вернее осознание того, что они едины, мы часть огромного организма — земли или кан алтая (алтайцы всю землю Алтаем называют).

  7. Надеюсь турсиб не пойдет на принцип и постарается понять жителей. Туристам и так нравится у нас отдыхать. Построили бы лучше баню, сауну или бассейн лишний на своей территории. Купили бы лишние автобусы для экскурсий или поставили еще один паровозик на въезде в свою базу))))

  8. установить на такой каменистой горе часовню — издевательство не только над всеми жителями Аската, а в первую очередь над христианами. и тут религией, тем более работой над душой человека, и не пахнет... чистой воды политика, христианская экспансия, показуха перед Кириллом Московским и Всея Руси.

    Какая тут к черту духовность, когда это вызывает столько народного возмущения (причем и русских и алтайцев)

  9. Вряд ли Турсиб на свои бабки будет строить часовню на Луковой горе.12 метровой высоты и стоимостью 6 лимонов обьект неизвестной пока окупаемости вряд ли будет интересовать бизнесменов от туризма.

    Очевидно , что это проект РПЦ , вернее Алтайской епархии . Какая лепота откроется перед взором Патриарха всея Руси Кирилла (Гундяева) , когда с Усть-Семы первосвященник увидит на вершине горы ласкающую душу и сердце часовню. Ажно Владыко должно быть прослезится ! На краю земли русской крест животворящий воссияет во славу духа русского! И чада смиренно и коленопреклонно будут приветствовать Отца православных! И в будущем построят большой кафедральный собор в столичном граде республики.Большой палмнический центр с резиденцией Патриарха в Чемале.Начнут восстанавливать монастырь в Челушманской долине. Кончились десятилетия метаний и поисков местных людей .Есть паства и пастыри окормляющие сих детей божьих...Вот великая русская национальная идея! Триада основных ценностей 21 века- Вера, Родина, Свобода " -заявил глава отдела по взаимоотношениям Церкви и Общества протоиерей В.Чаплин на заседании Совета правослных общественных

    обьединений в начале марта с.г. А тут какие то мелкие курултаи, эльбашчики и самозванные шаманы. «Пора определяться и жить духовными ценностями русской цивилизации!»- как говорит постоянный участник Всемирного Русского Собора Боронтай Бедюров

    (Федоров).

  10. Скорее верблюд пройдет через угольное ушко, чем патриарх Гундяев снимет свои драгоценные часики...

    «Солидный Господь для солидных господ»

  11. Впечатляет безграмотность и полное невладение информацией многих заявителей. И желание раздуть межрелигиозную вражду.

    К часовне на Луковке Барнаульская епархия не имеет отношения. Это частная инициатива турбазы. Меня, например, тоже не радуют культовые сооружения на турбазах, поскольку в большинстве случаев это коммерция чистой (вернее грязной) воды.

    Крест на плато Укок поставлен пограничниками.

    Часовня под Белухой — инициатива альпинистов и спасателей в память погибших товарищей.

    Крест на въезде в Республику поставлен по инициативе организаторов ОБЩЕРОССИЙСКОГО крестного хода «За веру и верность» — эти кресты ставились в десятках регионов России.

    Множество других крестов (как например, помпезное сооружение на левем берегу Катуни около Айского моста) — самоделы, не имеющие к Церкви никакого отношения.

    Так что желание везде видеть «руку Барнаульской епархии» по меньшей мере неграмотно.

    Бедный Патриар Кирилл, сколько же грязи на него вылито.

  12. Алтайцы считают православных акупантами здесь но когда буддисты занимаются своими делами это всё нормально. Я считаю что Бога боятся только бесы. А своих они признают. Так вот и думайте с кем быть!

  13. «За веру и верность» — эти кресты ставились в десятках регионов России.

    а где именно?

    где нибудь новгородской или свердловской областях?

    перечислите где ставили в Республике Тыва, Дагестан, Чечня...

  14. В интернете нашел сайт славянской традиционной веры -родноверов.Они ратуют за возрождение истинно русских религиозных, ведических традиций. Они против религии иудейско-христианской. И крест для них орудие убийства Христа, на котором распяли Сына божьего... Они пишут , что много русских людей , желающих вернутся к истинно русской вере и потому их зовут родноверами.Они язычники что ли ? Идут против церкви? Почему такой протест после 1000-летней истории христианства на Руси? Мы здесь на Алтае не знаем , что происходит в Центральной России. Если русские рассматривают крест как распятие , то почему здесь пытаются его повсеместно ставить? Обьясните мне, далекому от религии обывателю, кто здесь прав? Что думают истинно русские патриоты ,были же умные люди среди русских , куда они делись...Герцен , Луначарский, философы Ильин , Бердяев, академик Сахаров, Солженицин или я путаю...

  15. так что желание везде видеть «руку Барнаульской епархии» по меньшей мере неграмотно.

    Бедный Патриар Кирилл, сколько же грязи на него вылито.

    Наталья |

    Наталья, грязь на патриарха льют не здесь, а в интернете на русских сайтах, но очень убедительно. что даже очень даже похоже на правду.

    Ваша «грамотность» позволяет вам пользоваться интернетом? Почитайте, если сможете...

    и, будьте добры, ответьте, пожалуйста, на вопрос altayuul?

    вы случайно не супруга отца Георгия (в Майме который)? тот тоже часто позволяет себе оскорблять оппонентов

  16. для nol bez palochki

    супругу отца Георгия зовут Ксения.

    Насчет Патриарха. Да знаю я, что про него пишут. что правда, что нет — Бог судья. Мне интересно было наблюдать, сколько гадости было написано в интернете после того, как священноначалие «позволило» себе нынче сказать, что женщинам и девушкам хорошо бы выходить на улицы одетыми, а не демонстрировать свои голые части тела и нижнее белье. Тоже возмущений было вагон: да как они посмели!!!!

    Насчет поклонных крестов. Знаю, что в Бурятии их устанавливали.

    Насчет Чечни и Дагестана — не знаю. А что, здесь хочет, чтобы межрелигиозная и межнациональная обстановка на Алтае была, как в Чечне?

    Я уже писала в одном из обсуждений, что в Интернете есть сайты, которые сотнями гектаров предлагают купить земли Горного Алтая. Так что речь идет не о десятке квадратных метров, которые необходимы под установку креста, а об огромных территориях исконно алтайских земель. У меня есть ощущение, что поднимая шум вокруг крестов, намеренно уводится внимание от этой проблемы. кстати, на проданных землях можно будет строить и ставить уже все, что новым хозяевам захочется.

  17. Для Агностика:

    Насколько мне известно, родноверы чтят идола Рода и поклоняются ему. И уж если их «ведическая» традиция вдруг окажется главенствующей — «не извольте сумлеваться» — вместо православных крестов будут устанавливаться именно эти «идолы» /по сути — фаллические столбы/.

    А православные чтят крест не столько, как «орудие убийства Христа, на котором распяли Сына Божьего», сколько свидетельство Божественной Любви...

  18. У Мурада Аджи интересно написано о равностороннем кресте — символе Вселенной. Мне он больше нравится, чем православный именно по содержанию. Но это не значит, что его надо тыкать, где попало!..

    У русских, в отличие от алтайцев, сумевших сохранить традиционные верования, вопрос истинной веры действительно больной. Язычество искореняли огнем и мечом, а остатки «докорчевывали» при большевизме, и неизвестно, насколько достоверна информация о нем, которая доступна сейчас. Христианство насильственно насаждали, потому что службы в храмах красивые. Когда христианство вросло в национальную культуру, пришел патриарх Никон со своей реформой. Потом революция. Современное православие и священники, которые «вынуждены» носить дорогие часы, чтобы соответствовать пастве — это вообще извращение, коммерция и бюрократия. Хотя и среди них встречаются искренне верующие, порядочные люди — но, опять же, все эти догмы не на пользу.

    Поэтому лично я, любя свой народ и дорожа своей национальностью, верю в Вечное Синее Небо как в символ космического разума и Начала всего, в духов природы и в общечеловеческие ценности, единые для всех религий и верований. А религии рассматриваю скорее, как философские системы: каждая достойна изучения, в каждой есть что-то ценное, но нельзя зацикливаться и тупо следовать какой-то одной. И уж тем более допускать засилие и сращивание с властными структурами.

    Картину мира лучше формировать на основе новейших учебников по концепциям современного естествознания, популярных статей по фундаментальной науке и т.п. Мое мнение, во всяком случае...

  19. Алла!

    «верю в Вечное Синее Небо как в символ космического разума и Начала всего, в духов природы и в общечеловеческие ценности, единые для всех религий и верований»

    А ни хрена вы не верите, вы еще скажите, что верите в земное притяжение.

    «религии рассматриваю скорее, как философские системы»

    религии есть основанные на на общечеловеческих ценностях (если не сказать естественно природных, человек только часть и он не может выводит какие то свои ценности отдельные от всех земных, он не царь природы, а только его часть), а есть только использующие их, направленные на доказательство превосходства одних людей над другими, в этих религиях всегда есть свои и чужие (не верные, иноверцы и т.д.), они почти как коммунизм и демократия, они идиологичны, а другие рассматривают человека как часть всего, направлены на поиск гармонии....... для них все чать одного, любой храм есть часть целого, но наивысший храм это природа.......

    вот так просто это все не объяснить..........

    «И уж тем более допускать засилие и сращивание с властными структурами»

    религии изначально разделяющие людей они и созданы властями, только в далеком прошлом, их цель не путь к духовному, из цель война — джихад, крестовые походы — другая цель

    «Картину мира лучше формировать на основе новейших учебников по концепциям современного естествознания, популярных статей по фундаментальной науке и т.п. Мое мнение, во всяком случае...»

    это не важно, главное вам это нужно, вы ищите путь, а большинству нужны только деньги (ну или то что на них можно купить)

    с другой стороны вот эта алтайская вера внутренняя, которую другие называют тупостью, ведь среди алтайцев всегда найдутся те кому природа Алтая дороже любых денег и благ, от чего, а привыкли исторически терпеть и дружить с природой, а современный человек не может, день за днем отгрызает кусочек планеты как в материальном так и в духовном смысле

  20. Гуманоид!

    Насчет «я верю в Вечное Синее Небо» — хорошо, пусть будет «я считаю».

    К чему призввают религии — миру или вражде — вопрос толкования священных текстов. Поскольку они содержат множество подтекстов, нечистые на руку правители «понимают» их, как им выгодно, вместо того, чтобы локапываться до сути. Сравните суфиев и радикальных исламистов! Или русских религиозных философов и дельцов-протестантов... Вряд ли Библия и Коран были написаны с целью учить плохому.

    Алтайскую веру называют тупой тупые потребители и материалисты. Их можно только пожалеть.

    А возвращаясь к теме — туристам часовня точно не нужна. Лучше в Уч-Энмек съездить или просто по горам погулять, журчание рек послушать... Так что проект мне непонятен даже с точки зрения окупаемости. Усадьба Чорос-Гуркина и то, на мой взгляд, перспективнее, как экскурсионный объект, если грамотно организовать и разрекламировать. Хотя версии «деньгомойка» и «замазывание» тоже никто не отменял....

  21. Алла , вы как блаженная веруете в добродетель алтайцев! Думаете у них есть вера ? Ну тогда почему они так оголтело охаивают друг друга после этих двух курултаев? Если они верующие люди , то почему у них нет сострадания друг к другу , смирения и кротости.На второй алтернативный курултай привели разодетого шамана с бубном и мы думали , что он как авторитетный волхв будет вести какую-нибудь церемонию и как то остудит некоторые горячие головы.Нет , этого не было.Он просто сидел и скучал , поглаживая свою торбу с бубном.Команды не было ему бить и камлать.Вот -портрет алтайского священнослужителя ! Мы , северные алтайцы на этом курултае ждали помощи , думали о своих проблемах , а они выбрали только вождя.И даже шаман не оправдал наши надежды.Поэтому не надо наезжать на РПЦ-это система.А вы все о какой- то природолюбивой религии грезите...

  22. Акакий, не надо все в одну кучу мешать. Есть положения религии, есть то, как их усвоили. Есть народ, есть горстка горлопанов.

    РПЦ мне не нравится как общественная организация, за сотрудничество с властью и навязывание своей религии. Некосредственно к Православию это имеет очень и очень косвенное отношение.

    Судя по всему, оба курултая были политическими, а не народными. Вообще, как показывают мои наблюдения, оппозиция и власть зачастую одного поля ягоды, только порой они конкурируют между собой за доступ к ресурсам, а порой играют на публику, а сами действуют заодно... Ну вот, опять от темы отклонилась.(

  23. * Поэтому лично я, любя свой народ и дорожа своей национальностью, верю в Вечное Синее Небо как в символ космического разума и Начала всего, в духов природы и в общечеловеческие ценности, единые для всех религий и верований. А религии рассматриваю скорее, как философские системы: каждая достойна изучения, в каждой есть что-то ценное, но нельзя зацикливаться и тупо следовать какой-то одной. И уж тем более допускать засилие и сращивание с властными структурами.*

    Алла

    какая наивная Алла! У вас совершенно нет понятия о внутреннем содержании и силе любой религии. Просто верить в Вечное Синее Небо — наивно, вы дитя природы... А то, что вы «верите в Небо» и обзываете других «тупыми» последователями религии как раз и говорит о вашей тупости! Общечеловеческие ценности — это элементарная внутренняя культура каждого человека, их прививает как раз и следование какой-либо религии. Религия — это не только философская система, но и организующая, дисциплинирующая система. Вот почему алтайцы в большинстве своём неорганизованные и малообразованные — не задумывались?

    Может, как раз и от того, что нету у них организующей системы (религии), а просто «верят» в Вечное Синее Небо и живут, как придётся?

  24. kuka!

    Ничего себе «неорганизованные» алтайцы! Чтобы выжить в сельской местности в Онгудае или Усть-Коксе, нужен онень высокий уровень организации и самодисциплины. Городскому жителю не чета.

    А образование — сейчас по всей стране его деградация. Во-первых, нигде не модно учиться. Потом, какие учителя в сельских школах, куда за такую зарплату никто не хочет идти работать?! Потом, не у всех есть возможность отправить ребенка учиться в другой город, а в Горном Алтае даже приличного книжного магазина нет на всю республику (в Интернете много литературы, но по-настоящему хорошую не всегда найдешь). Наконец, если бы Вы знали, сколько «разноплеменного» народу заканчивает, например, престижный СПбГУЭФ полными бестолочами, имея доступ и к книгам, и к образовательным программам, Вы бы про «необразованных» алтайцев не заикались. Поэтому впредь просьба целые народы не оскорблять!

    Дисциплинирует не религия сама по себе. Арабские страны сейчас переживают пассионарный подъем по Гумилеву, Европа — старение суперэтноса, потому по сути одни и те же ценности, которые несут обе религии, воспринимаются людьми по-разному. Кстати, во что христианская цивилизация превратила Европу... лично мне больно смотреть из иллюминатора, как при перелете границы леса — легкие планеты — резко заканчиваются. Железобетон сплошной.

    В любом случае, мне в 21м веке дико слушать зомбирование про «Бог создал Землю за 7 дней» и «Христос воскресе — воистину воскресе». Давайте уже уходить от этого цитатно-догматического мировоззрения! Можно же без всех этих баек разобраться, что хорошо, что плохо, и жить по совести, а не из страха мифического «наказанья Божьего»!..

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...